Легенда о «Провалившемся храме»
С историей старинного села Рождествено и его знаменитых храмов, существовавших здесь в разные времена, связано одно из невероятных событий, о котором хочется рассказать.
В эпоху средневековья Рождествено было одним из погостинских, административных центров Водской пятины Великого Новгорода. Этот погост объединял почти четыре десятка деревень, а на месте самого села, на берегу реки Оредеж и впадающей в неё речки Грезне (или Грязной) тогда располагалось сразу несколько небольших селений.
В Новгородской Писцовой книге 1499/1500 года упоминается «Погост Николской Грезневкой», а на погосте — «церковь велики Никола». «А на погосте нетяглых дв. (двор – А.Б.) поп Никита, дв. дьяк церковный Карпик, дв. сторож церковный Смешко, пашут земли церковные на восми коробей ржы в поле, а в дву полех потому ж, а в обжи не положены, — сообщается в книге, — да поп же, дьяк и сторож пашут пустую деревню Заречье церковную, а в старых книгах писана обжею, а ныне в обжи не положены ж».
Здесь же перечисляются поселения, расположенные в непосредственной близости от погостинского центра: «Грезна на речке Гнезне, сельцо Заречье у погоста у Грезны, дер. у Николы Святого на погосте на устье Грезны», а также другие сельца и деревни, среди названий которых угадываются и совсем знакомые: деревня Дамища (ныне — Даймище), деревня Батово, сельцо Межново (ныне — Межно), деревня Поддубье, сельцо Выра, деревня Замостье, деревня сельцо Болшовское (ныне — Большево), деревня Изори Востное (ныне — Изора), сельцо Северско Старое реке на Оредеж, сельцо Северско Новое и другие. Иные названия различимы с трудом. Например, деревня Дверницы на реке Оредеж (ныне — Вырица) или деревня Гребцы (ныне — Рыбицы). Но есть и совсем исчезнувшие топонимы: деревни Холуй на реке Оредеж, Бродни, Свиная Гора, Тростна, Малыш на реке Оредеж, Подмогилье, Заветье, Селцо, Чюдинец на реке Оредеж и другие.
Административным центром округи было сельцо Заречье, расположенное на реке Грезне, впадающей в Оредеж. Издавна через Грезенский погост проходила старинная Ивангородская дорога. Её отдельные участки, проходившие через село Рождествено, деревню Лампово, село Орлино, деревню Чаща и другие населённые пункты современного Гатчинского района, сохранились до настоящего времени.
О самом Никольском храме сведений практически не сохранилось. В «Книге записей Софийской пошлины» за 1576/1577 годы упоминается «с Грезна Николской поп Иван». Можно предположить, что церковь была деревянной, однопрестольной, скорее всего, своим видом напоминала большую крестьянскую избу. Об этой же святыни есть краткое упоминание в Новгородской Писцовой книге 1581/1582 годов, но уже в 1585 году священник в Грязневском погосте не значится, и все последующее время в конце ХVI — начале ХVII веков какие-либо сведения об этом храме отсутствуют. Отсюда можно сделать вывод, что древняя церковь прекратила свое существование в период первой шведской оккупации, начавшейся в 1581 году.
Средневековый погостинский центр, расположенный у деревни Грезны, находился на восточной окраине современного села Рождествено, там, где сейчас заканчивается старинный усадебный парк и проходит дорога, связывающая бывшее барское поместье с улицей Церковной — бывшей участком старой Водской дороги. Здесь, на высоком берегу реки Грязной, при пересечении её с древним трактом, как гласит местная легенда, и стоял когда-то первый рождественский храм. Во времена средневековья, опять согласно преданиям старины глубокой, эта церковь странным и весьма загадочным образом ушла, провалилась под землю. А ведь народное сказание (местный вариант «града Китежа») могло быть вполне реальным событием. Ведь существуют и другие легенды о провалившихся храмах Водской пятины… Рождественские старожилы и сегодня могут показать легендарное место, где, возможно, стоял храм.
Может быть, не случайно, пещера, расположенная под береговой скалой, всего в нескольких метрах от места «церковного провала», называется Святой, а местные родники, струящиеся из скал красного песчаника вдоль речки Грязной, обладают целебной силой. Расположенный по соседству другой целебный источник, из которого в любое время года можно набрать воды, называется «Звонкая Слуда». Этот знаменитый «перекресток» дороги и реки имеет среди местных жителей и дачников не только статус особо почитаемого мифического места, но и сакрального.
По версии архитектора, краеведческого летописца этих мест, почётного гражданина Гатчинского района Александра Александровича Сёмочкина, Никольская церковь действительно «ушла под землю и провалилась в одночасье». Случилось это в конце ХVI века, в годы первой шведской оккупации, во время прихода на рождественскую землю новых иноземных хозяев. Он глубоко убеждён в существовании здесь подземной реки. «Параллельно Грязне в красном песчанике, — рассказывает Сёмочкин, — проходит туннель до пяти метров диаметров. Пытались отчаянные головы копнуть землицу, поискать ушедший храм, только напрасно. На старом новгородском тракте каждый год появляются воронки и провалы, в которые жадно всасывается земля и всё, что на ней. Если и был так поглощён древний храм, то бревнышки его растащены подземным потоком на километры. И роднички в пещерах, словно озабоченные сохранением предания, время от времени действительно выкатывают то монетку старую, то колечко».
А что же сообщают документальные источники? «Одни говорят, что Церковь провалилась от подмоев ключей, — писал ещё в позапрошлом веке рождественский священник Николай Первенский. — Другие сказывают, что во время войны Русских со Шведами… однажды последние стояли в погосте и в ближайших деревеньках, и поставили своих лошадей в Церковь. Господь покарал оскорбителей Святыни. Земля разверзлась и поглотила как Храм, так и людей, там бывших, и лошадей. На месте бывшей церкви образовалась пещера, из которой, говорят, иногда слышен благовест и бьёт ключ целительной воды, от которого и теперь получают исцеление страждущие глазною болезнью…
Когда же это случилось? — продолжал настоятель. — И касательно этого существует предание двух родов. Одни относят это к царствованию Михаила Фёдоровича, когда Ингерманландия уступлена была Швеции, и Финны (Лютеране) насильно занимали южную часть Вотской пятины. Сказывают, что чухны приходили с севера… и, наконец, достигли последнего погоста Грезневского. Но когда испытали Божие наказание в храме Святого Николая, то не смели ни поселиться здесь, ни идти далее, а ударились немного ближе к Нову-городу… Другие говорят, что это случилось во время войны с Швециею, при Петре Великом. Когда Император Петр I, сказывают, завоевал Ингерманландию, то здесь в кругу Рождествена, было множество страшных сражений… В это-то время, говорят, и случилось несчастье с Шведами в Никольском храме Божием. Устрашённые шведы, оставив на погосте много добра, убежали за мост (в Замостье). После того, как Русские стали побеждать Шведов, то многие и местные жители гнали их, и где-то сняли с чухонской кирхи колокол и принесли сюда».
Колокол, о котором писал рождественский священник, весил 10 пудов. Из латинской надписи следовало, что он был отлит в 1619 году. Эта реликвия сохранялась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествено до тридцатых годов ХХ столетия.
Можно предположить, что к концу ХVI века все деревни, расположенные рядом с погостинским центром, были объединены в один населённый пункт, который стал называться Грезна, а на момент возведения здесь первого храма Рождества Пресвятой Богородицы — деревней Большая Грезна. До нас дошло упоминание об этом селении, сделанное в 1602 году секретарем герцога Ганса Шлезвинг-Голштейнского — братом датского короля Христиана IV, ехавшему в Москву по почтовой дороге свататься с царевной Ксенией Годуновой:
«18-го Августа (6 добрых миль)… доехали до маленького грязного крестьянского двора вроде свиной закуты, по имени Грязная. Дорога была отвратительная. Стояли в поле близ небольшого ручья».
В документальных источниках шведского периода «погостинская» деревня и так называемый Грезневский ям расположенный на почтовой дороге, встречаются довольно часто. В Писцовых книгах 1618-1623 годов она фигурирует под названием Grasna. Напоминанием о временах далекой старины время от времени служили находки русских и шведских монет в селе Рождествено. Вот что сообщалось об этом в книге «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси», изданной в 1909 году: «Подтверждением того, что русские поселились здесь раньше времен Иоанна III, служат мелкие русские серебряные монеты, найденные недавно в реке Грязной, в 150 саж. от древней Никольской церкви, против того места, где, как говорят, стояла упомянутая в писцовых книгах деревня «Заречье у погоста Грезны». На одной стороне монеты изображен всадник с мечем, на другой были слова: «Князь Великiй Iванъ», в числе найденных монет были также и золотые. Монеты эти положены были в землю или в начале ХVI века, когда существовал Грязневский погост и многие убегали сюда из Новгорода, или позднее, когда местность перешла к Швеции и русские скрывали свои богатства от врагов».
В другом старинном издании — «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии», изданном в 1884 году, содержится история обретения этого клада: «Крестьянка села Рождествена Матрена Космина, отправляя в поле лошадей, хотела попоить их и повела их к реке Грезне. Не успевши напоить их, она увидела в воде что-то белое, как бы рыбью чешую. Это оказались деньги. Отведя лошадей, она проговорилась кому-то, что нашла клад. Собрался народ, а крестьянин Захар Лукин пришел с лопатой. Клад был разобран без всякой острожности. Монеты смешались с землей и их выбирали при помощи решета. Всей найденной суммы оказалось, когда деньги разменяли менялами, до 100 руб. серебром».
Еще совсем недавно в селе бытовало несколько исторических версий о провалившемся храме и подземных ходах, которые, якобы, протянулись от Святой пещеры на десятки, а может, и на сотни, метров. Местные подземелья, согласно рассказам старожилов, соединяют основные рождественские доминанты: усадебный дом и храм, а по одному из них можно дойти до деревни Батово, расположенной в трёх километрах от Святой пещеры.
Предание о подземном ходе, ведущем из Рождествено в Батово, я впервые услышал в 1980 году от заведующей Рождественского народного музея, заслуженного агронома РСФСР, Почётного гражданина Гатчинского района Татьяны Васильевны Вячеславовой (1910-1987 гг.) В семидесятые-восьмидесятые годы, с открытием в бывшем господском доме Рождественской усадьбы народного музея, к загадочному месту устремились первые паломники. Я помню, примерно в 1981 году, случай, когда кто-то их туристов нашел в Святой пещере, вымытый родниковой водой, старинную монету времен Иоанна Грозного. После этого разговоров в музее о легендарном Никольском храме сразу же прибавилось.
Первые исследования пещеры и примыкающему к ней берегу реки проводились летом 1984 года коллективом молодых ленинградцев из группы ЛСП (Ленинградская Спелестологическая Партия). Место поиска носило кодовое название — объект «Южный». В экспедиционном журнале, который вели спелестологи, можно найти любопытные записи, связанные с легендарным храмом:
«30.06.84-1. 07.84 Разведочный выезд.
На левом берегу каньона реки Грязной обнаружены и исследованы ряд подземных пустот суффозионного происхождения. Из трёх из них бьют источники…
6.07.84-8.07.84 Разведочный выезд.
- Найдена отрформа 100% провального происхождения, в ней свежий (этого года) раскоп с краю ямы, с другого края похоже на старый раскоп. По сообщению хранителя музея Т.В. Вячеславовой и уборщицы, именно в этих местах находилась провалившаяся церковь ХV века, ей это сообщили и показали место еще в 1937 году. Яму неоднократно засыпали, но она возникала снова. Современные размеры ямы: глубина 2-3 м., ширина 4-5 м., длина 7-8м.
2.Опрос детей, встреченных у пещеры. Дети показали место, где, по их мнению, стояла церковь. (…) Следы старого оползня: кусок берега съехал в каньон…».
Далее немного о самой пещере: «Правая сторона его полностью расчищена врезающейся в песчаник рекой, вытекающей из грота. Левая слегка присыпана конусом мягких пород, но это не сильно портит вид на Святую. Поднявшись по ручью в грот, мы поразимся еще больше: за входом открывается огромный куполообразный зал, во всю мощь тринадцатиметрового обрыва. В дальнем конце зала имеется арочный вход. Почти в человеческий рост, за ним идёт галерея, по дну которой струится подземная река. Галерея то сужается, то расширяется, отслеживая твердые и мягкие слои песчаника: далее она становится труднопроходимой и небезопасной…»
Однако поиски легендарного подземного хода успехом не увенчались. Было выяснено, что общая длина ходов пещеры составляет около 130 метров, и что значительная часть подземелий имеет искусственное происхождение.
Кстати, так называемые песчаные провалы в этом месте происходят регулярно. На памяти старожилов было несколько таких случаев. Во время одного их них, ещё до войны, провалился деревянный мост через реку Грязную. Я слышал историю об ушедшем под землю тракторе на соседнем поле. В районе Святой пещеры, то там, то здесь, можно найти следы провалившихся или подмытых дождями (или тающим снегом) небольших пустот. Одну из таких «воронок» засыпали совсем недавно. Есть версия, что параллельно реки Грязной, под территорией усадебного парка, проходит подземная река, которая время от времени и образует провалы.
А вот мнение известного знатока сакральных и мифологических мест Ленинградской области, члена Русского Географического Общества России Вячеслава Григорьевича Мизина: «Рассматривая возможное соотнесение «провалившегося» храма и пещеры, можно выявить интересные нюансы: если предположить, что храм возник на перекрестке уже существующей дороги, ключевой точкой на которой является пещера, то последняя может быть почитаемым объектом до возведения храма. Деревня Большая Грязна (Грезна) была центром погоста, следовательно, имела некоторое значение. Если предположить, что храм был построен в ХV веке, то культ пещеры относится как минимум к ХIV веку, т.е. временам, когда христианство на этих землях еще соседствовало с дохристианскими представлениями… Логика возникновения легенды о провалившемся храме вполне очевидна: если он стоял в местности, где есть провалы, и «исчез» (в реальности был разрушен в ходе войны, что в легенде отразилось в его «осквернении»), то через некоторое время в народном представлении образ исчезнувшего храма и провалов сольются в непротиворечивую легенду, «подтверждаемую» косвенными историческими и природными реалиями местности».
Сегодня это легендарное место стало центром паломничества не только посетителей музея-усадьбы «Рождествено», местных жителей и дачников. Многие приходят сюда за целебной водой. В 2006 году на предполагаемом месте был установлен Поклонный крест. Не зарастает сюда народная тропа…
Андрей БУРЛАКОВ
На верхнем фото вход в Святую пещеру, недалеко от «провала»