Знакомьтесь с участником «Битвы поэтов — 2023», №12
Леонид БИЛЮТИН – г. Луга. Леонид участник поэтического конкурса, который пройдёт в Гатчине 9 сентября в рамках фестиваля им. А.И Куприна «Чудная штука эта жизнь».
– Поэзия – дочь вдохновения или трудолюбия?
– Проще всего ответить так: и вдохновения, и трудолюбия. Поэзия как сочетание интуитивного и рационального требует и того, и другого. Творческий процесс – очень индивидуальная штука. Интересно об этом подумать. У меня обычно получается так: «фундамент» будущего стихотворения составляют пришедшие по наитию фразы, а потом ищешь «цемент» других строк, одновременно пытаясь представить, что это такое рождается и для чего. При этом очень важно не уронить заданную планку, не допускать проходных образов и оборотов – то есть да, поэзия явно из семьи вдохновения и труда.
– Чем Вы готовы пожертвовать ради возможности «глаголом жечь сердца людей»?
– Да, может быть, и всем, – но кто мне позволит?
Если же говорить серьёзно, я считаю, что в нашем времени живёт множество больших поэтов, но нет великих, определяющих движение современной русской поэзии в какую-то определённую сторону. Вернее, даже не так: сейчас говорят о периоде метамодерна в литературе, а это значит, что векторы её развития весьма разнонаправлены. Осмысляется не только опыт первой четверти двадцать первого столетия, но и тут же, рядом, сосуществуют и используются поэтические традиции предыдущих эпох. А вообще социальная роль поэзии сейчас не на первом плане – и, стало быть, «жечь сердца людей» исключительно «глаголом» крайне затруднительно.
– Чем отличается мужская поэзия от женской? Вы можете вслепую определить, какого пола автор?
– Давайте будем исходить из того, что все мы разные; индивидуальный поэтический стиль того или иного автора едва ли можно втиснуть в какие-либо логические рамки без потери смысла. Тем не менее, категории «мужественного» и «женственного» (думаю, особого толкования тут не требуется) вполне имеют место быть и проявляться в поэзии.
Знаю случаи, когда женщины пишут от имени мужского «я» (обратных примеров не знаю). За этим исключением пол автора чисто грамматически выдают глаголы в прошедшем времени: «любил» / «любила» и т. п. Если же обращаться к содержанию стихов, в моём восприятии женственность в поэзии – это ощущение лёгкости, изящества и уюта (читатель волен предложить и свои определения).
Мне осталось от тебя
Только лето в нашем доме,
Только тёплые ладони
Ярко-синего дождя, –
Так начинается одно из стихотворений лужской поэтессы Людмилы Дымбу.
А вот строки из другого:
Как хорошо быть женщиною грешной,
Забыть про всё в ромашках на лугу,
И только знать, что счастье неизбежно,
Как поцелуй давно желанных губ.
Когда-то меня поразили стихи… нет, не Анны Ахматовой, не Марины Цветаевой и даже не Беллы Ахмадулиной (кстати, не вижу ничего зазорного в слове «поэтесса»), а Юлии Друниной. Они воспринимаются ещё пронзительнее, если знать хотя бы основные факты её биографии. Тут можно многое написать, много привести цитат – а вспоминается песня, в которой есть такие строки: «Мы шли к любви и к милосердью / В немилосердной той войне». Это про неё, про Юлию Друнину. И то, что ей удалось вернуться к мирной жизни, сохранив в себе человечность, – это, пожалуй, самое главное. Мы иногда говорим: «настоящий человек», «настоящая жизнь». Стихотворения Ю. Друниной передают ощущение именно такой подлинности.
«Битва поэтов – 2023» посвящена Евгению Докучаеву. Евгений Глебович родился 19 июля 1961 года в посёлке Елизаветино Гатчинского района Ленинградской области. Окончил Елизаветинскую среднюю школу, а дальше – университеты жизни. Слесарь, электрик, электросварщик. Но главное — Поэт. 3 мая 2023 года Евгений Докучаев трагически погиб.
Участников конкурса «Битва поэтов» попросили написать стихотворение из шести строк. Первой строкой должна быть строка Евгения Докучаева «Цветочных слёз закатный пурпур…»
Цветочных слёз закатный пурпур…
Раскинулся луг океаном,
И я в объятьях перламутра,
И мне живительно и странно.
Укроет вечер тайну красок –
Их встречу много разных утром.