
Живые голоса Победы: Анисия Павловна Гарнибовская
Чем более солидная дата появляется рядом со словами Великая Победа, тем меньше у нас остаётся возможности слышать рассказы и воспоминания о Великой Отечественной войне из первых уст.
В 2010 году наша редакция сделала цикл радиопрограмм к 65–летию Победы. Мы записали 25 аудиоинтервью с ветеранами Великой войны, жившими в Гатчинском районе. К сожалению, никого из них, ставших героями наших радиопрограмм, уже нет на этом свете. А голоса их сохранились в нашем архиве, и мы слышим их из вечности — живые голоса Победы.
В год 80–летия Победы мы решили опубликовать эти интервью в газете. В них яркие воспоминания о горьких военных буднях, героических сражениях, верных друзьях, счастье победы. С нашими читателями будут говорить очевидцы Великой войны и Великой Победы.
Анисия Павловна Гарнибовская, ветеран Великой Отечественной войны — Пудостьское сельское поселение
В 2010 году наша редакция сделала цикл радиопрограмм к 65–летию Победы. Мы записали 25 аудиоинтервью с ветеранами Великой войны, жившими в Гатчинском районе. К сожалению, никого из них, ставших героями наших радиопрограмм, уже нет на этом свете. А голоса их сохранились в нашем архиве, и мы слышим их из вечности — живые голоса Победы.
В год 80–летия Победы мы решили опубликовать эти интервью в газете. В них яркие воспоминания о горьких военных буднях, героических сражениях, верных друзьях, счастье победы. С нашими читателями будут говорить очевидцы Великой войны и Великой Победы.
— Когда началась война, мы жили в деревне Морозово, в шести километрах от Волхова. Мне было лет 14 или 15, мы ходили рыть окопы. Но немец очень быстро пришёл к Волхову и нас с сестрой эвакуировали в Пашу.
У нас отец был начальником пожарной команды Волхова. И мы из Паши переехали к нему в Волхов. А там в это время была карточная система, как в Ленинграде: нам всем, как иждивенцам, давали по 125 граммов хлеба. А семья у нас была большая.
В Волхове разместился военный ОРС–2 (отдел рабочего снабжения. — Прим. ред.), который должен был снабжать строителей железной дороги. Меня взяли туда работать. Сначала мясо солила в огромных чанах.
Потом меня взяли в магазин воинской части, учеником продавца.
Потом Волхов стали очень бомбить, и нашу часть перевели в посёлок на границе Ленинградской и Вологодской области. Я там работала в столовой. Нас отправляли под Вологду картошку копать для нашей воинской части. На свинарнике поросят выращивали; когда там дежурили, спали на нарах. Молодые были, всё нипочём было.
В 44–ом блокаду Ленинграда сняли и нас перевезли в Тайцы. Дали эшелон, погрузили всех нас вместе с нашими лошадьми, поросятами, со всем хозяйством воинской части и перевезли на новое место.
Когда приехали в Тайцы, нас послали убирать убитых. Там и немцы были убитые и наши. Снег растаял, нам нужно было их убирать. Наших свозили в одно место, немцев в другое. Приезжала какая–то комиссия из Гатчины, всех записывали…
В Тайцах я и Победу встретила. В этом подсобном хозяйстве при воинской части продолжала работать. Война закончилась, а подсобное хозяйство ещё было до 49–го года. Но я в 45–м вышла замуж, в 46–м у меня дочка родилась, в 48–м сын. А в сорок девятом подсобное хозяйство расформировали. Так окончилась моя воинская жизнь.
Анисия Павловна Гарнибовская. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Долгое время жила в Пудостьском сельском поселении. Несколько лет назад ушла из жизни. Вечная память!
Справка.
Железная дорога, о которой говорила в интервью Анисия Павловна, была построена в 1943 году на Волховстрой, длиной в 33 километра. Её возвели всего за 17 дней. Подвиг состоял в том, что 5 000 человек днём и ночью сооружали железную дорогу под прицельным огнём фашистов.
Эта магистраль соединила блокадную внутреннюю сеть железных дорог Ленинграда с внешней, ведущей на Волховстрой. Строители круглосуточно рубили деревья, заготавливали шпалы, подвозили и подносили рельсы.
Для быстрого возведения такой необходимой для блокадного города магистрали, шпалы и рельсы укладывали прямо на снег и лёд.
И уже 7 февраля 1943 года в голодный и холодный, но непокорённый Ленинград был отправлен первый поезд с продовольствием и боеприпасами.
АС-Медиа
Фотография из открытых источников.