Вместе дружная семья: семейные традиции коренных народов Ленинградской области
На территории Ленинградской области проживают коренные малочисленные народы: вепсы, водь, ижора, тихвинские карелы и ингерманландские финны.
Славяне же начали заселять прибалтийские территории в VI веке и сразу между славянами и финно-угорскими племенами наладились тесные добрососедские связи. Откуда нам это известно? Да просто ни в письменных свидетельствах, ни в народных преданиях нет упоминаний о борьбе коренных жителей со славянами. И земли было много – хватало всем. А впоследствии христианство стало основой для объединения народов Приладожья.
В нашей области действует программа по поддержке этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, по сохранению и развитию народного творчества и профессионального искусства, проводятся праздники и фестивали, выставки, концерты, театральные постановки, читательские конференции, встречи с известными писателями, художниками, музыкантами.
Сколько интересного можно узнать о семейных традициях коренных малочисленных народов нашей области! Знаете ли вы, что девушки народа водь (вожжанки) носили украшенную бисером и ракушками шапочку с петлей, в которую пропускали косу? А когда девушка была просватана, конец косы она расплетала. После свадьбы женщине остригали волосы и отдавали жениху. Когда женщина умирала – косу клали ей в гроб. Женщины-вожжанки зимой уходили в море на острова вместе с мужчинами. Они чинили сети, выбирали из них рыбу, готовили еду.
О вепсах средневековые путешественники рассказывали, что народ весь с голубыми глазами и белыми, как лен, волосами. Носят льняные одежды и бобровые шубы. Вепсы помимо земледелия разводили лошадей, коров, овец, свиней. Важную роль в деревенской жизни играл пастух. Он не должен был сквернословить, драться, стричься, бриться, ломать сучья деревьев, есть грибы и ягоды, убивать птиц, змей и вообще животных. Вепсы почитали дух домашнего очага и домового, покровителя семьи. Составить национальный портрет вепсов затруднительно, ведь почти тысячу лет они живут бок о бок с русскими людьми. Образуют смешанные семьи, исповедуют одну и ту же религию. Вепсы сохранили некоторые древние традиции и обряды. Вепсы – очень творческий народ. Для них песня – форма жизни, поэтому поют все, часто импровизированные песни.
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны включены в состав знаменитого эпоса — «Калевалы». Они рассказывают о вражде двух братьев Калерво и Унтамо и сыне Калерво Куллерво, отомстившем за убитого отца. Знаменитой исполнительницей ижорских песен была Параске Ларин, жившая в ХIХ веке на территории нынешнего Всеволожского района. В ижорских деревнях пели почти все. Но она превзошла всех. От нее записано 32 тысячи стихов.
Обо всем интересном из истории коренных малочисленных народов Ленинградской области можно прочитать в книгах Е,В. Первушиной «Ленинградская область: История. Культура. Традиции», А. А. Сырова и М. А. Мягких «Карельский перешеек: путешествия для детей», А.А.Иконникова-Галицкого «Меж Наровой и Свирью» и других книгах в Детской библиотеке Гатчины.
Информация Детской библиотеки г. Гатчина