
У «свободы творчества» есть синоним — «Ступеньки»
В Гатчине с 2013 года работает пространство для творчества, где дети свободно могут выражать свои задумки и реализовывать себя как художники или дизайнеры. Это знаменитая арт-студия «Ступеньки» под руководством Дарьи Клочковой, которая рада, когда её называют Дарьей Ступенькиной: настолько она стала неотделима от своего творчески-педагогического детища. А ведь, казалось, что ничего не предвещало такого развития профессионального пути.
— Работать с детьми стала случайно. Я работала дизайнером, и всё у меня было настолько замечательно, что мне однажды стало скучно. Как-то я зашла в библиотеку Куприна, а там была развеска детских работ одной из студий Гачины. Я говорю: «Ну, может, вам помочь что-нибудь повесить?» И я стала вешать, а люди, чья это была выставка, стали мне рассказывать про свою работу. И сказали: «У тебя много свободного времени? Приходи! Можешь порисовать с детьми». Ну, как-то эта история длится уже почти 13 лет.
Но это не моя основная работа. Я работаю дизайнером. И возможно в этом кроется секрет успеха: если бы это был основной способ зарабатывания на хлеб насущный, я бы выбрала более стабильную работу, в государственном учреждении. Но там было бы всё более регламентировано и было бы меньше творческой свободы. А мне хватает начальников и заказчиков на моей основной работе, и, в этом смысле, появление студии очень удачно легло на мои потребности. Студия — это отдушина.
Первые восемь лет «Ступеньки» находились под крышей Гатчинского ДК, и казались его неотъемлемой частью. Потом арт-студия приобрела статус частной, поменяла место расположения, но не стала менее популярной.
— Из ДК я ушла по морально-этическим соображениям. Пожалуй, главная причина заключается в том, что здесь у меня больше свободы. Я могу делать то, что я хочу, и только я несу ответственность за результат. Восемь лет работы в государственном учреждении приучили меня к довольно высокому уровню ответственности и дисциплины. Несмотря на то, что у нас творческий и свободный формат студии, есть довольно чёткие критерии, один из которых — это поступление в художественную школу. Именно он показывает качество обучения, конкретно — в моей студии. Каждый год я готовлю детей к поступлению в художественную школу, и большой процент туда поступает.
— Когда мы говорим: «художественная школа», то представляем детей, сидящих за мольбертами и рисующих гипсовые элементы архитектуры или кувшины с колосьями. А что мы должны представлять, когда говорим «арт-студия»?
— Арт-студия — это пространство, которое подразумевает, что дети и подростки могут творить, по большому счёту, всё, что угодно, и как угодно физически. Можно сидеть и даже лежать на полу, если позволяет место. Для тех, кто сидит на полу, у нас есть специальные подушечки, на которые они садятся, и им комфортно и хорошо. Но при этом, натюрморты мы тоже рисуем. Есть учебные натюрморты, есть тематические. В студии много разных вещей, которые можно использовать для натюрмортов, в том числе игрушки. К игрушкам у нас особое отношение. Малыши могут приходить на занятия со своими любимыми игрушками. Но есть одно условие — нужно нарисовать эту игрушку. А потом обязательно обсудить работу со всеми вместе. Ведь студия это ещё и пространство для общения. Такого общения, которое недоступно дома, если родители не художники. Общение — большая и важная часть наших занятий.
Подтверждая слова Дарьи Владимировны о свободном общении, к нашему разговору подключается юная художница Анастасия:
— Я занимаюсь уже 8 лет. К этому месту я уже привыкла, мне тут комфортно: тут все знакомые люди, которые всегда помогут и объяснят.
В будущем я хочу стать дизайнером. В студии мне больше всего нравится, что можно всегда выбрать то, что по душе: например, если не хочешь рисовать кувшин, то можно поставить свой натюрморт и рисовать его.
— Откуда у Вас берутся эти вещи, из которых вы делаете натюрморты? — продолжаю разговор с Дарьей.
— Если у кого-то из студийцев есть вещи, которые им уже не нужны, а выбрасывать жалко, можно подарить в нашу студию. Мы их нарисуем, и эта вещь будет жить бесконечно долго. Это же так здорово! И у многих вещей, которые стоят у нас, есть особая история, которая связана с нашей студией. Например, ангелочек, подаренный девочкой. Мы его рисуем уже лет пять. У меня вообще есть целая коллекция детских подарков, которые мы периодически рисуем. Дети знают, что если они мне что-то дарят, то это будет жить не только на полке, но и в детских рисунках.
— Что дети рисуют кроме натюрмортов?
— Диапазон того, что мы делаем, очень большой. Мы делаем вот такие всякие объёмные книжечки: они называются поп-арт книжки. Мы делаем огромные автопортреты: у нас есть картон большого размера. Дети ложатся на него, я их обвожу, и потом они себя рисуют, придумывают собственные образы. Арт-студия хороша тем, что здесь можно рисовать не только на альбомном листе, и не только обычными красками. Например, мы рисуем пластилином, а ещё — шьём. Мы создаём различные арт-проекты.
Но чем бы ни были заняты студийцы, они всегда соблюдают главный принцип — никогда не срисовывать с картинок. Дети рисуют либо с натуры, либо фантазируют.
В начале февраля в «Ступеньках» планируют проект, в котором юные художники и дизайнеры будут превращать пространство в океан, с помощью живописи и скульптуры. В день моего знакомства со студийцами они рисовали фантазийных рыб на листах картона. В радужных линиях и ромашках, вместо чешуи, была детская непосредственность и уверенность в том, что никто не скажет: «Таких рыб не бывает!».
Ульяна КОТЕНКО