Цветочные поля Александра Златкина
В Духовно-просветительском центре Покровского собора в Гатчине работает выставка живописи Александра Златкина.
Небольшое помещение Центра, в буквальном смысле, расцвечено. Люпины, маки, Иван-чай, цветущие яблони. Девятнадцать картин изображают буйство летнего цветения. На подоконнике — в раме открытого окна — букет пионов, а рядом на стене — картина, с которой эти пионы как бы сошли. Розово-белые лепестки дышат свежестью раннего летнего утра. И запах. Непонятно, то ли это букет на подоконнике, то ли от картины повеяло дивным терпковато-мускусным ароматом.
Александр Ефимович убеждён, что сверхзадача художника — написать аромат цветка. Поэтому на выставке нет жасмина. По словам живописца, у него сложные отношения с этими цветами. «Не могу найти колорит жасмина. Но я буду над этим работать», — заверил Александр Златкин своих почитателей.
На встречу с художником собрались два десятка его поклонников. По непринуждённой атмосфере и заинтересованным вопросам было видно, что люди, пришедшие на выставку, неслучайны — все они разбираются в живописи. Или, как минимум, любят её.
— Есть ли у Вас картины, которые Вы не продадите ни за какие деньги? — хитро прищурившись, спросила молодая художница Дарья.
— А за какие — ни за какие? — остроумно парировал Александр Ефимович. — У меня были работы, после ухода которых я чувствовал пустоту и жалел о том, что у меня их больше нет. Но всё же я считаю, что картины должны уходить. Пусть картины уходят.
Отвечая на вопрос, что из представленного на выставке — самое свежее, художник указал на две небольшие картины, подёрнутые розовой дымкой яблоневого цветения: «Можно сказать, что на этих работах краска едва успела высохнуть. Это яблони нынешнего года».
Люди, приходящие на встречу со Златкиным-художником, обязательно встречаются и со Златкиным-поэтом. Открытие выставок Александра сопровождается песнями на его стихи, которые исполняет автор музыки и друг художника Евгений Пестриков.
— Евгений очень трепетно относится к слову. Иногда мне приходится настойчиво объяснять ему, почему в моих стихах должно быть именно так. Если доказать не удаётся, то приходится поломать голову над тем, как это переделать, — говорит художник и поэт.
— Какие-то стихи Александра меня сразу цепляют, какие-то мы обсуждаем, и порой довольно долго, — улыбаясь, подтверждает музыкант.
Отворю калитку, выйду на дорогу,
Впереди за полем зеленеет лес.
Все цветы России к твоему порогу,
Пусть случится нынче время для чудес.
Евгений Пестриков поёт, а гости крутят головами, рассматривая картины, как бы подбирая иллюстрацию к словам песни.
Надо мной берёзы, небо с облаками,
В поле разнотравье, в мире благодать.
Я пытаюсь воздух охватить руками,
Лепестки ромашек по ветру пускать.
Ромашковых полей на картинах Александра Златкина нет. А вот маковые, люпиновые, одуванчиковые — это пожалуйста. Цветочные поля — одна из любимых тем мастера. Например, одно и тоже маковое поле Александр пишет из года в год уже много лет. И все работы выходят разными. Но непременно живыми и объёмными, наполненными светом и запахом.
— В живописи меня больше всего интересует цвет. Теперь пишу картины долго, глубже вникаю в цветовую гамму. Мне понятны и близки в живописи импрессионисты, они тонкие художники, — признаётся мастер.
«Тонкий художник» — это определение подходит и самому Александру. Только тонкий художник может заставить воображение разыграться так, что, глядя на картину, ты будешь не только чувствовать запах, но и вспоминать стихи, которые хранятся где-то в подкорке. И вдруг…
Ярко-малиновые султаны качаются от порывов тёплого ветра. Протяжно звенит комар. Глубоко вдыхаешь сладковатый аромат, и начинаешь прокручивать в голове что-то — где-то и когда-то прочитанное:
Чуть зацветёт Иван-чай…
С этого самого цвета —
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
До 20 июля в Духовно-просветительском центре Покровского собора можно увидеть нежную гамму цветения северного лета, почувствовать запахи и насладиться нахлынувшими воспоминаниями.
Алёна РЫБАКОВА