
Художник или художница? Род (пол, гендер) имеет значение?
Художница, краевед, экскурсовод Надежда Дёмкина читала лекцию в Гатчинской библиотеке им. А. И. Куприна «Художницы в Гатчине и вокруг». Журналистка нашего издания поговорила с Надеждой о том, как непросто было женщинам прокладывать путь в искусство в былые времена. И как себя чувствуют современные художницы.
— Моя лекция разделена на две части. Одна — рассказ о художницах из императорской семьи, вторая о художницах, не принадлежавших к венценосным особам.
Например: Мария Фёдоровна, жена Александра III, в детстве училась рисованию. И в дневниках её мужа, будущего императора Александра III, упомянуто не раз, что Мария занимается художеством, рисует пейзажи. Небольшое количество её работ сохранилось. Они, как ни странно, попали в Карельский краеведческий музей в Петрозаводске.

Мария Фёдоровна жена Александра 3
Многие детские рисунки великих князей и княжон были уничтожены, так как не считались в советское время особо ценными. К счастью, что-то сохранилось. Например, одна из дочерей Александра III и Марии Фёдоровны — великая княжна Ольга Александровна Романова — очень хорошо рисовала, в детстве она много времени проводила Гатчине. Когда она эмигрировала из России, рисование стало для неё способом заработка. Сейчас целая коллекция её акварелей вернулась в Россию, в Русский музей. Ждем, когда коллекция будет выставлена и доступна для просмотра.

Ольга Романова
— Женщины императорской семьи не получали профессионального художественного образования. Для них это было, скорей, развлечение. А насколько возможно было женщинам в XIX веке стать профессиональными художницами?
— Если ты родилась в XIX веке в семье архитектора, художника или скульптора, то тебе было легче начать заниматься искусством. Тебе были доступны материалы, и отец часто становился первым учителем. Как пример можно привести Софью Крамскую, дочь художника Ивана Крамского.
Ну если не в семье художника, то уж, во всяком случае, в семье, относящейся к интеллигенции. Например, дочь Сергея Боткина, Мария Боткина, стала художницей, и в детстве она проводила время на гатчинской даче.
До революции было много ограничений, связанных с женским образованием. Весь XIX век и всё начало XX века проходят под знаком того, что женщины пытаются добиться права получать образование в разных сферах, в том числе в искусстве. Если мужчина захотел стать художником, то он мог свободно поступить в академию и учиться. А женщин в академию не брали по той причине, что там изучали анатомию человека. Как женщина в XIX веке может изучать мужскую анатомию? Никак! Точка.

Софья Юнкер-Крамская Портрет Ивана Крамского
А если ты не изучаешь человеческую анатомию, значит, ты не можешь рисовать человека во всех сложных позах. Значит, ты не можешь создавать многофигурные картины, которые наполнены телами в разных позах. Значит, ты не можешь стать профессионалом. Ты можешь рисовать портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Это несерьёзно, эти жанры ценятся меньше. С XVI века существовала иерархия живописи, где на самом верху стоят картины с библейскими или историческими сюжетами. А всё остальное стоит ниже. Не говоря о декоративно—прикладном искусстве, которое вообще долгое время искусством не считалось в принципе.
Но даже если женщина сумела получить образование, преодолев все предрассудки, условности и запреты, то её участие в профессиональной жизни сообщества было ограничено. Если у мужчин профессиональная реализация стояла на первом плане, то у женщин очень долго ее не предполагалось в принципе. В то время первостепенной реализацией были семейная, женская, материнская и всё, что с этим связано. Даже в конце XIX века, когда изменилось отношение к женскому образованию, когда постепенно стали подходить к тому, что женщины могут работать, в большинстве случаев к женской карьере, к женскому профессионализму серьёзно не относились.
— Бывали случаи, когда художница скрывала свою гендерную принадлежность, чтобы пробовать реализовать себя в творчестве?
— Нет, такие вещи были в литературе, но среди русских художниц таких случаев я не знаю. Просто во многих случаях профессиональная реализация сходила на «нет» из-за того, что женщина должна была заниматься семьёй. Хотя в профессиональной среде многие женщин поддерживали. Художники—мужчины не были против, чтобы «конкуренцию» им составляли женщины. Но в обществе, к сожалению, очень мало говорили о женщинах, сумевших пробиться в художницы. После революции многие эмигрировали, и потому их имена были вообще надолго вычеркнуты из нашей истории. И даже после распада Советского Союза их имена и работы возвращаются очень медленно. Например, многие знают Марию Башкирцеву, благодаря популярности её «Дневника», но мало информации про Софью Крамскую, Ольгу Лагоду-Шишкину, даже о таких великих художницах как Ольга Розанова, Елизавета Бем или, скажем, Варвара Бубнова, многие не слышали в принципе. Чтобы система изменилась, нужно гораздо больше усилий, больше времени, больше желания. У нас сейчас проходят выставки женщин, художниц, но пока всё равно их недостаточно.

Ольг Лагода-Шишкина
Надо сказать, что про многих женщин в искусстве сведений очень мало, потому что сбору и поиску информации о них не уделялось достаточно внимания. Этим не занимались, это не было интересно. Кажется, что в интернете уже всё есть, но у многих художниц даже не найти фотографии их самих и их работ. Например, первая жена художника Исаака Бродского, Любовь Гофман-Бродская, была художницей декоративно-прикладного искусства. Она расписывала ткани. Где её работы? Есть её портреты, которые нарисовал её муж и другие художницы, но её работ нет. Такой перекос в доступе к информации. Он очень часто встречается по отношению к женщинам. При этом сами женщины делали очень многое для сохранения памяти о своих мужьях, отцах, сыновьях, братьях. Например, племянница Ивана Шишкина Александра Комарова написала большую статью, чтобы сохранить материалы биографии своего дяди. Также поступали многие другие художницы: Александра Рамазанова оставила воспоминания о своем отце-скульпторе, Екатерина Юнкер-Толстая – о своем отце-художнике. Нина Симонович-Ефимова написала воспоминания о В. Серове, своём двоюродном брате.

Екатерина Юнге-Толстая
Или вот Илья Ефимович Репин: его жена была художницей. У них было четверо детей. И, конечно, после рождения детей она практически не занималась искусством. Мы о ней мало знаем, и в своих воспоминаниях Репин ничего не пишет о семье, о детях, жене, как будто этой части жизни не существует. Получается, что женщины совершают гигантскую работу по сохранению наследия: пишут о своих мужьях, сохраняют их вещи, письма, организуют музеи, а такого же внимания по отношению к женщинам гораздо меньше. Хотя бывают и исключения. Ольга Лагода-Шишкина, жена Ивана Шишкина, была его ученицей. Они поженились, но после родов она скончалась, будучи ещё молодой женщиной. Муж поддерживал её талант, очень в неё верил, и после её смерти издал альбом рисунков Ольги.
— Стало ли женщине проще реализовать себя в искусстве?
— На данный момент очень многое изменилось. У нас есть доступ к любому образованию. Но в дальнейшей профессиональной деятельности дисбаланс всё равно сохраняется. Бо́льшая часть работы по поддержанию семьи, по воспитанию детей, по заботе о близких очень часто ложится именно на женщин, а это огромный временной, денежный, моральный и физический ресурс. Другое дело, что появилась масса гаджетов, которые облегчают эту работу.
Если посмотреть на количество женщин в руководстве художественных вузов — их там мало. А вот учителя рисования, наоборот, в основном женщины. Если мы не преподавательскую сферу возьмём, а сферу состоявшихся художников, то здесь сложно сравнивать, потому что художники очень разные – есть современное искусство, а есть академическая среда, есть видеохудожники, а есть художники театральные. Мировая статистика говорит, что цены на женское искусство сейчас растут. Но в России нам ещё очень далеко до того, чтобы женщины были наравне с мужчинами в плане оплаты труда. А с ценами на искусство нам точно есть куда стремиться.
— Чем, кроме лекций, можно помочь исправить дисбаланс?
— Поддерживать друг друга. Очень грустно, когда существует внутренняя мизогиния: когда сами женщины не поддерживают друг друга.
Музеи могли бы еще больше делать для женщин в искусстве: проводить больше выставок художниц, издавать книги, каталоги. Мне кажется, что не хватает не только научной, но и популярной информации. Немногие откроют специальную литературу. А если это будет рассказано в свободной форме и будет в открытом доступе, то и восприниматься будет проще.

Анна Остроумова-Лебедева
— Назовите несколько имён художниц, которые достойны того, чтобы о них знали и помнили.
— Анна Остроумова-Лебедева, русская и советская художница, график и живописец, крупная деятельница русского модерна, член общества «Мир искусства». Действительный член Академии художеств СССР. У неё есть прекрасные воспоминания, «Автобиографические записки». Она сама как личность — невероятная. В книге она рассказывает в том числе о блокаде Ленинграда, которую она пережила, не в силах покинуть любимый город.

Работа Нины Симанович-Ефимовой
Нина Ефимова-Симонович, русская и советская художница, работала в жанре офорта, силуэта и автолитографии. Двоюродная сестра художника Валентина Серова, брала у него уроки. В 1918 году вместе с мужем создала
в Москве «Театр Петрушки и теней», который действовал до 1940 года. Занималась оформлением интерьеров для общественных зданий Москвы. Много работала в области театра силуэтов. Во время Великой Отечественной войны отказалась от эвакуации, жила в Москве, работала медсестрой в госпитале.

Елена Поленова
Екатерина Юнге-Толстая, русская художница-акварелистка, мастер пейзажа и портрета. Её отец — вице-президент Академии художеств, граф Фёдор Петрович Толстой. Как художница, Екатерина была ученицей своего отца. Её пейзажи регулярно появлялись на выставках Общества русских акварелистов. В 1885 году за заслуги перед русским искусством Екатерине Фёдоровне было присвоено звание вольного общника Академии художеств. Двоюродным братом Екатерины был Алексей Толстой, троюродным — Лев Толстой. Она и сама неплохо писала. Сейчас переизданы её воспоминания, которые впервые увидели свет в 1914 году.
Елена Поленова, русская художница, график и живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Младшая сестра живописца Василия Поленова.

Вера Мухина
Думаю, что для популяризации таких историй было бы здорово снимать кино. Например, почему все знают сейчас Фриду Кало? Потому что снят байопик о художнице, о её трудной судьбе. У нас есть Вера Мухина. Почему про Веру Мухину, например, не снять такой же байопик? В юности, когда Вере было 17, случилась страшная история: она влетела на санях в дерево. У нее было полностью разбито лицо. В то время не было таких хороших пластических хирургов, как сейчас, поэтому она всю жизнь считала себя некрасивой. Она полностью ушла в искусство, в профессиональную реализацию. Её работами восхищались и восхищаются во всём мире. И таких сильных женских историй много, и было бы очень интересно, если бы сценаристы вдохновились этим и сняли бы популярные фильмы.

Надежда Дёмкина (слева) в библиотеке им. А.И. Куприна в Гатчине
— Где можно сейчас услышать истории об этих удивительных женщинах?
— Летом я вожу экскурсии по Петербургу. Рассказываю о местах, где женщины учились, работали, жили. Потому что, к сожалению, практически нигде нет мемориальных досок, посвященных художницам. Их имена на карте никак не упомянуты. Есть улица Академика Лебедева – названа в честь известного химика, он был мужем Остроумовой-Лебедевой, о которой я уже рассказала. Они жили вместе, на доме по этой улице висит мемориальная доска ему, но не ей, хотя она тоже академик, и тоже сделала многое для города и для страны.
Я своими экскурсиями стараюсь немного восстановить справедливость. (Улыбается.)
Диана ПАВЛЕНКО