Новые издания ГМЗ «Гатчина»
Алёна Тришина, главный библиотекарь ЦГБ им.А.И.Куприна
В год 225-летия Гатчины сотрудниками Гатчинского дворца-музея были подготовлены и изданы буклеты «Дворцовая Ферма и её обитатели: путеводитель для детей и взрослых» (2021, автор-составитель Т.А.Кустова), «Приоратский дворец» (2021, авторы С.А.Астаховская, О.В.Писарева). А также тематический сборник «Гатчина – город дворцовый», в котором представлены текстовые документы к одноимённой межмузейной выставке, организованной в ГМЗ «Гатчина» (2021-2022гг). Надеемся, что эти краеведческие издания пополнят фонд и нашей библиотеки.
В день Краеведческого книжного салона, который состоялся в ЦГБ им.А.И.Куприна 19 ноября 2022г, нашей библиотеке были подарены два экземпляра новейшего сборника, посвящённого теме усадеб. И это – не случайность.
Научно-практическая конференция из цикла «Императорская Гатчина» проведена в ГМЗ «Гатчина» 10-12 ноября 2022 г. Её название – «Une vie de chа́teau. Жизнь в усадьбе и вокруг неё», издан сборник (558 страниц) одноимённого названия. В нём опубликованы 35 текстов, 20 из которых на конференции в своих выступлениях представили авторы. Материалы иллюстрированы, содержат комментарии, ссылки и библиографические описания, а также сведения об авторах. В сборнике помещены 11 текстов-исследований нашей краеведческой тематики: эпизоды, касающиеся Гатчины, усадеб «Дылицы», «Рождествено» и «Орлино».
Всего же участниками этой конференции стали 52 автора, в том числе представительная делегация из республики Беларусь, рассказавшая о четырёх музейных комплексах. Это «Замковый комплекс «Мир», «Музей «Лощицкая усадьба», Музей-усадьба М.К.Огинского и дворцово-парковый ансамбль в г. Несвиж. Состоялось торжественное подписание соглашения о партнёрстве между ГМЗ «Гатчина» и музеем «Замковый комплекс «Мир».
Таким образом – как пообещали организаторы – во вторую часть одноимённого сборника будут включены другие тексты с иллюстрациями и комментариями.
Усадьба… Эта тема, являющаяся одной из замечательных страниц истории России, многогранна и многопланова. Она, конечно же, эмоционально отражена в воспоминаниях и письмах, в поэзии и в художественной литературе. Тема усадеб, конечно же, это боль невосполнимых потерь и потребности возрождения и сбережения архитектурно-паркового исторического наследия.
На конференции доктор архитектуры, профессор С.В.Семенцов тезисно представил доклад по теме «Усадьбы высшей знати до 1917 года, как особый социально-культурный феномен и территориальный слой ближнего пояса столичной Санкт-Петербургской агломерации». Оказывается, на территории Санкт-Петербургской губернии было около 1000 усадеб, но история их бытования-существования до сих пор не изучена. Были некоторые попытки изучения, изданы отдельные региональные сборники. В настоящее время сделана выборка – около 350 усадеб, изучением истории которых занимается группа специалистов. Известно, что в 1702-1704 годах более 100 дворянских мыз строились на землях в окрестностях будущей новой столицы России, лично подаренных Петром Первым своим родственникам, соратникам и приближённым! Некоторые «гнёздышки» сохранились до сих пор и они – каждое по-своему – оригинальны, самобытны и интересны. Причём неоднократно меняли владельцев.
Кстати, значительную часть усадеб России спроектировал именно Николай Александрович Львов, — строитель Приоратского дворца в Гатчине! Львов: друг и родственник Гавриила Державина, архитектор, иллюстратор, рисовальщик и гравёр, инженер, изобретатель, поэт, драматург, композитор, собиратель народных песен, автор текстов комических опер, археолог, ботаник и пр., и пр.
Николай Львов — автор рисунков орденов Св.Владимира (1782) и Св.Анны (1797). Тайный советник, действительный член Российской Академии (1783). В 1786г. Н.Львову присуждено звание почётного члена Академии художеств, его считали «гением вкуса». Он – автор значимых архитектурных построек в Петербурге: это Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта, Троицкая церковь («Кулич и Пасха»), усадьба Г.Р.Державина. А также автор собора Св.Иосифа в Могилёве, автор Борисоглебского собора в Торжке, создал проекты церквей в Мурино, Выборге, Валдае и Колывани, автор образцовых проектов почтовых станций (в Твери и в Торжке). Автор теоретических трудов и книг. В 1803г. Н.Львов был командирован на Кавказ для обследования минеральных источников и устройства там водных лечебниц.
«Русский Леонардо» — таким стал дворянин, получивший военное образование, в путешествиях (Германия, Голландия, Франция, Италия, Испания) изучивший памятники архитектуры и искусства, и – благодаря своей энергии и способностям – проявивший себя в различных областях творческой деятельности. К сожалению, жизнь его не была долгой – всего лишь 50 лет: 4.05.1753 — 22.12.1803годы.
Память и потомки: 8 ноября 1780 года Н.А.Львов тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой (1755-1807) — её родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. После смерти родителей юные Львовы жили в доме своего дяди Г.Р.Державина, у которого своих детей не было. У супругов Львовых было два сына — Леонид (1784-1847) и Александр (1786-1849), а также три дочери:
— Елизавета (1788-1864) в 1810 году она вышла замуж за двоюродного брата отца Фёдора Петровича Львова (1766-1836), музыканта и поэта, вдовца с 10 детьми, родила ему ещё 6 детей;
— Вера (1792-1873) с 1813 года замужем за Алексеем Васильевичем Воейковым (1778-1825), их внук художник В.Д.Поленов; оставила воспоминания, которые были напечатаны в журнале «Старина и новизна» (1903 и 1904 года);
— Прасковья (1793-1839) с 1819 года замужем за историком К.М.Бороздиным (1781-1848).
В первый день конференции состоялось выступление Натальи Фёдоровны Поленовой — директора музея-заповедника художника В.Д.Поленова. Как она отметила в своём выступлении, уже пятое поколение семьи Поленовых являются хранителями этой усадьбы, строительство которой было закончено в 1892 году. Наталья Фёдоровна — правнучка художника В.Д.Поленова (1844-1927), который, в свою очередь, был правнуком Н.А.Львова по линии его дочери Веры! Тема выступления Н.Ф.Поленовой на конференции – «Нематериальное наследие усадьбы Поленово. История и современность».
Кстати, осенью 2022 года исполнилось 225 лет со дня начала строительства Приоратского дворца (1797-1799) и 20 лет со дня открытия музея в отреставрированном здании.