Home » Колонки » ТеоСлог » Раскол
Константин Лебедев

Раскол

 Константин ЛЕБЕДЕВ, настоятель храма Преображения Господня в д. Старосиверская

Чуть больше месяца прошло с того дня, как завершился будничный телемарафон на канале «Культура». Братья Достали – Николай и Владимир, первый в качестве режиссёра, а второй в роли продюсера – ещё в 2011 году сняли и смонтировали телевизионный художественный фильм под говорящим названием «Раскол». По заказу «второй кнопки». Но руководство главного государственного канала посчитало его слишком серьёзным для показа аудитории «Россия-1». Премьера состоялась на телеканале «для умных». И спустя 9 лет все интересующиеся русской историей 20 вечеров провели со своим любимым каналом.  

Фильм Николая Досталя «Раскол» не просто так вызывает интерес у зрителя. Проблема, поставленная в киноповествовании, давно перестала быть только религиозной. Раскол едва ли не основная характеристика русской жизни.

Для того чтобы построить идеальное христианское царство, где все сословия бы угождали Богу под скипетром государя-отца, царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном осуществляют церковную реформу, которая выражается в исправлении богослужебных книг и изменении некоторых обрядов, в частности, наложения крестного знамения. Для церковной жизни это действительно была проблема рукописные книги содержали множество ошибок, которые накапливались при переписывании, из-за чего смысл богослужебных текстов утрачивался или искажался. Вплоть до ереси и кощунства. А вот с троеперстием: так греки стали креститься с конца XII века, а до этого крестились двумя. И когда Русь приняла христианство в X веке, то греческие миссионеры именно двумя перстами учили русских людей изображать на себе знак победы Христа над смертью. Царь Алексей Михайлович видел себя единым государем всего православного мира, и креститься в этом царстве должны все одинаково. Греки должны научить русских людей, как молиться и креститься…

Это те самые греки, которые не сохранили своего православного государства. Греки, которых наказал Бог за то, что в 1439 году во Флоренции их патриарх и епископы фактически признали правоту католической традиции и вероучения. Греки, которые жили под властью иноверного правителя и приезжали в Москву лишь за деньгами.

Хорошо показан в фильме кружок ревнителей русского благочестия протопопа Стефана Вонифатьева, куда входил поначалу и Никон. Это были люди, которые понимали все настроения церковной жизни и хотели религиозного просвещения, но опираясь на ту духовную традицию, которая сложилась на Руси. Это традиция благочестия преподобного Сергия Радонежского, красота духовного мира Андрея Рублева, стояния за правду митрополита Филиппа, служения государству Александра Невского и Димитрия Донского. Но путь, предложенный ими, был бы слишком кропотливым и долгим, а царь с патриархом хотели всё и сразу. И действовали жестоко.

Церковная жизнь на Руси была иной, чем в Византии. Один из греческих иерархов в фильме говорит о том, что русские получили православную веру готовой, что русское православие не выстраданное, не прошедшее через мучительный поиск истины на Вселенских соборах и не знавшее борьбы с ересями. В Греции это было, а у нас нет. А Бог не даёт человеку готового ответа на вопросы жизни, в том числе и духовной. Только выстраданное и обретённое с болью человек или народ неважно бережёт и ценит.

Церковный раскол XVII века прямое следствие невостребованности святоотеческой религиозной мысли основной массой русского народа. Именно мысли как формы жизни духа. Именно поэтому для ревнителей старого обряда на первый план выходит тело, телесная форма богопочитания. Сколько и как складывать персты, где стоять, когда и как кланяться, как держать руки во время молитвы и т.п. Боярыня Морозова вот кому не откажешь в силе духа! не слово о Христе, но именно сложение перстов обращает к народу в качестве духовного завещания так креститесь! и в фильме, и на известной картине Сурикова.

Раскол живёт в душах и умах героев фильма. Царь молится Богу и срывается на слугу-истопника и его покаяние выливается в фальшивую благотворительность. Патриарх Никон заботится о сиротах и вдовах, но бывает груб и жесток в быту. Боярин Морозов укрепляет границы государства и поджигает Москву, а протопоп Аввакум терпит страдания и смерть за свои убеждения, но на протяжении всего фильма то пьёт, то бросает свой приход, то дерётся. Он бьёт, его бьют и так везде, так с каждым, вверху и внизу, во дворце, избе и в церкви. Пастыри не учат народ, а народ бьёт и не уважает своих пастырей.

Неуважение и недоверие всех ко всем вот раскол. Он как яд пропитывает ткань русской жизни. Герои фильма борются и страдают за веру. А ведь вера это доверие. Где нет взаимного доверия там нет веры, во что бы то ни было. Там разрыв, раскол, расщепление.

Для России XXI века преодоление раскола  в обществе на власть и народ, на богатых и бедных, на глупых и умных, на работе и в семье  преодоление взаимного недоверия…

Создатели фильма обозначили проблему, как теперь говорят.   Проговорили её.

 

 

More 3 posts in ТеоСлог
Recommended for you
Константин Лебедев
Церковь. Пандемия. Человек

(далее…)