Home » Колонки » Неформатное чтиво WOMAN » Вектор особого назначения, или Что посеешь, то и пожнёшь
Аля Калинина

Вектор особого назначения, или Что посеешь, то и пожнёшь

Анна КАЛИНИНА-ЗАБЫТОВСКАЯ

Зимние зарисовки с литературно-музыкальным уклоном

«ЗИМА! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» А с какой стати ему торжествовать? — спросит нынешний обыватель, сталкивающийся с трудностями бесснежной (теперь, как правило) зимы, или наоборот, бушующей метелями и слякотными оттепелями так не вовремя? Холодно, голодно, дороги плохие, с парковками проблема; каток не чистят, плата за вход на искусственный лёд непомерна велика, а зарплаты хватило только на погашение кредитов и покупку новых белых тапочек, чтобы так уютно отсидеться, среди этого вихря мелких безумств и крупных неприятностей, в своей квартирке-берложке, с любимым компьютером в обнимку. Кто такую глупость про торжество написал? Чему зимой радоваться? Так возмутится тот, кто отродясь не брал в руки стихотворные тома или кто плохо учился в школе — Пушкина ведь проходили, историю про «бессовестного Евгения», запросто застрелившего друга после весёлого совместного застолья, знают все. Правда, какой урок получил он от Татьяны, так наивно доверившейся ему в неполные 17 лет, это уже нынешним поколением не рассматривается. Нынешнее поколение увлечено другого рода информацией: телевизионные передачи о том, как «легко и непринужденно забеременеть в 16, полезные советы», атакуют девственный мозг юных пользовательниц ютуба и его окрестностей. Вектор интересов и даже «образовательного контента» дал сильный крен в иную сторону, и сейчас Пушкина вроде бы и «проходят» (особливо в юбилейные даты), только все мимо да мимо — литература стала совсем не обязательным предметом, а так, дырявым мешком, из которого дружно высыпаются на землю все остатки знаний, которые имели место быть раньше… Кто-то скажет ( из наиболее продвинутых — А, знаем, слышали! Это Некрасов. Или Толстой — какая разница? Они жили примерно в одно время, до революции, а тогда все было по-другому: трава была, конечно, зеленее, а снег зимой гораздо белее, чем сейчас. Хотя, добавят они, — непонятно,чему может радоваться крестьянин, если иго крепостного права ещё висело над ним дамокловым мечом?.. А что такое дровни? — будет следующий вопрос. А рысью, это как? — спросят те, кто читал, но забыл, что не всегда человечество передвигалось на велосипедах, и даже по три автомобиля на семью не всегда имели место быть, не говоря уж о персональных вертолетах. Или те спросят, кто ещё настолько юн, что в своей маленькой жизни видел только новый компьютер и новую игровую приставку… Впрочем, многие взрослые нынче видят исключительно то же самое, никаких «романтических отклонений» в литературную сторону. Какая тут литература, какое искусство, если приходится только выживать, страдать и пережевывать все эти фальсификации?! Повально люди сидят в интернете, маниакально отыскивая новости и «свежие факты» мировых катаклизмов. Я не отыскиваю, я маниакально играю на фортепиано, но они сами настойчиво лезут мне в глаза, уши и многочисленные мозговые клеточки, которые уж лучше бы остались эмбрионами, как в материнской утробе! — так иногда думаю я от ощущения безысходности, которой наполнен сегодня этот «безумный, безумный (4 раза, кто помнит) Мир!»

Вот статья немолодой литераторши, которая точно слышала и о Некрасове, и о Толстом, почти из первых уст… Но то, что я читаю у нее, приводит меня в ужас: «Да здравствует война, да здравствует кровь! Ура, наконец-то Россия воспряла от сна, и может драться, воевать, мстить! Донбасс стал центром мироздания, этаким «ярчайшим факелом, который осветил…» Бедный Толстой. Бедный Некрасов, сопутствующий Пушкину! Если б они знали, в какую сторону повернут их наследники … Хорошо, не будем читать эти воспаленные псевдо-патриотические извержения, не будем культивировать агрессию, сменим вектор. Каждый проводит свой досуг (то есть время, свободное от просиживания в соц. сетях) так, как привык, как ему комфортнее. Вот и я выбираю, как комфортнее — отлипнув от своей домашней старенькой «пианинки», я гуляю по улицам моего маленького, но такого симпатичного города, которому недавно присвоили гордое звание «столицы». В смысле, Ленинградской области, пока скромненько так, но со вкусом. Я никогда не сижу до одури в интернете, не ловлю последние новости, ибо как поймаешь, так начинается — «то лапы ломит, то хвост отваливается» от эмоционального перенапряжения — столько в мире катастроф и разрушений! И они складываются в абсолютно беспросветную картину мирового апокалипсиса — всё плохо, плохо везде, плохо всегда и хуже уже просто быть не может; а если вам хоть немного стало лучше, то вот вам, россияне, небольшое утешение — во Франции ещё ужаснее: мирных демонстрантов разбомбили водными пулеметами, а в Италии, несмотря на вечно-сиятельное солнце, вообще полный кердык — почти все умерли от короновируса, вот вам доказательство — новые гробы (кстати, покупайте! со скидкой! самая лучшая внутренняя отделка, белым шикарным атласом!), любо-дорого посмотреть, особо у кого экран телевизора побольше да поярче…

Так вот, я гуляю. Дышу некоторым количеством свободного (от налогов, пока ещё) кислорода, верчу головой в разные стороны в поисках духовной подпитки, и что же я вижу? Плакаты. Помимо рекламных щитов, в глаза настойчиво лезут большие плакаты «социального назначения». И что там? Про детишек, которым наконец-то хочется песенки петь, когда уже игрушки все надоели? Или про их родителей, которым предлагается потратить деньги на приобретение новых, взрослых игрушек — в виде кофемолок с ракетным двигателем, например, или новейших лексусов, скрещенных с мерседесами? Про Толстого с Пушкиным на рекламных щитах даже не надейтесь — это только по юбилейным писательским датам, и то, если на этом можно заработать или, в крайнем случае, поставить в рабочий отчёт жирную убедительную «галочку». Про что же? А вот про что — сказ про то, «как превратиться в НАСТОЯЩЕГО мужчину». То есть, про что? как он строит дом? сажает дерево? или сына воспитывает? Да нет же, все это давно устарело! Теперь вектор один — человек, увешанный оружием со всех сторон. Лица у него нет, только прорезь для глаз. И недвусмысленный призыв: скорей становись «настоящим человеком», записывайся в наши ряды, бери оружие, твой дом с не установленным до конца отоплением никому не интересен, забудь про свои саженцы, к чёрту твоих детишек, не говоря уж о толстовских проповедях про «не убий». Бей, стреляй, мсти..! А был и другой, я вдруг вспомнила, «НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК «. Настоящий мужчина. Это Алексей Мересьев, военный лётчик из 1943 года …Там, в книге Бориса Полевого, ещё было  что-то про то, как закалялась сталь, имя Николая Островского имело место быть гордо и убедительно, его подвиг — не каждый в парализованном состоянии сможет книгу написать. Причём не за оплату, а за идею. Был «сказ» о том, как хорошо сохранять такие доблестные святыни, как честь и достоинство, равенство и братство, минуя все эти нынешние тенденции с их лицемерием, лизоблюдством, подобострастием, лестью, местью… Он, сбитый лётчик, израненный, полз десятки километров, чтобы выжить и начать строить ту исковерканную войной жизнь, чтобы всё заново, чтобы для всех, чтобы с любовью, чтобы детям … А не для того, чтобы мстить, бесконечно мстить. Мстить сегодня — тем, кто никакого отношения не имеет к содеянным гитлеровскими мерзавцами преступлениям!

Теперь же я всё чаще встречаю на улицах нашего симпатичного города молодых людей вот в этом жутком одеянии — с прорезью для глаз (вспоминается тема про ку-клус-клана из 70 -х, в противоположной от нас по мировоззрению стране). Нет мороза, нет ветра, зима нас теперь особо не балует метелями да снегопадами, но на лица их натянута черная маска, словно непробиваемый стальной шлем времен куликовской битвы…

А теперь вернёмся к крестьянину, который торжествует. Это — литература. Классическая, драгоценная, бесценная — это Пушкин. А есть ещё Музыка. Есть художники, есть поэты, скульпторы. Всех их можно объединить одним словом — это ЛЮДИ ИСКУССТВА. О них всё время говорит известный «культуролог всех времен и народов» — Михаил Семёнович Казиник, ибо именно они могли бы СПАСТИ ЭТУ ПЛАНЕТУ от окончательного краха, ведь СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА огромна, она заряжена такой мощной позитивной энергией, что могла бы напитать эти угасшие около-компьютерные души, эти измождённые детские и взрослые тела, этих уставших бедных солдат, теряющих не только свои лица, но и свои жизни на поле этой бесконечной брани! Михаил Казиник не поленился подсчитать, что процент тех, кто использует все эти сокровища, культурные достояния, для исцеления души, ничтожно мал — это как один скромненький пятиэтажный домик в городе-миллионнике с его громилами-небоскребами. Почему же не начать день не с ужасающих новостей, а с прослушивания музыки Баха, например, или Моцарта? Это же целый КОСМОС, это же нескончаемая целительная ВСЕЛЕННАЯ! Но вы же даже не пробовали!!! — кричит Казиник в рупор просвещения подавляющей массе населения. Не беда, что вы не знаете нот, не учились музыке, это не обязательно, вы только ПОПРОБУЙТЕ послушать и ВЫ УСЛЫШИТЕ!!! Услышите тот колокольный звон, который наверняка очистит наши уши от скверны, откроет нам глаза на божественный Свет Музыки, обозначит нам НОВЫЙ ПУТЬ к спасению. К милосердию. К доброте. К красоте. Вместо ваших страшных ракет особого назначения…

P. S.

В моей памяти крепко застряла картинка из студенческой жизни: занятия по МХК (Мировая Художественная Культура) у нас проводились прямо в Эрмитаже. Мы поднимались куда-то на самый верх, там были особые помещения для классов, с доской и тяжёлыми дубовыми скамейками в несколько рядов. Я неслась туда, как на крыльях — высокое же искусство ! Но на первой же лекции получила какое-то странное разочарование- преподаватель объясняла значение слова Культура. Сulter- писала она на доске и разъясняла: это значит «возделывать, удобрять». Я, пианистка, очень удивилась тогда. Как? Удобрять? Так это же про почву, про землю, а при чем же здесь тот концерт Баха, который разучиваем мы сейчас на камерном ансамбле?! У нас в программе Высокое Искусство, а она- про удобрения? Про крестьянские посевы?.. Но это было лет 30 назад, трава была точно зеленее, но не было еще того технического прогресса, который позволил нам теперь блуждать по миру , сидя дома, в тени любимого торшера, под сводами божественного персонального ноутбука, открывающего неизведанные пространства вечных споров и вечной истины. На этот раз ( вчера, в том же ютубе) неизведанным пространством оказалась для меня лекция Татьяны Черниговской, где я увидела … те же дубовые скамейки, ее лекция проходила в храме. В ее названии фигурировали те самые слова, которые яркими факелами слепят мое сознание сегодня — Ренессанс. Музыка. Барокко. Но к ним было добавлено одно необычное для данного контекста слово — МОЗГ. И эта необыкновенная немолодая женщина-учёный ловко отвечала студентам на поставленные острые вопросы. Да, — говорила она, — технический прогресс достиг немыслимых высот. Да, принёс многочисленные удобства. Да, теперь можно одним маленьким чипом, встроенным в человеческий организм, узнать о работе любого органа, а скоро и каждого нейрона в человеческом мозге. Но! Таких нейронов в мозгу 185 миллиардов (условно) — и тогда зачем нам это?!? Что вам это даст? Можно только легко и непринужденно сойти с ума от перегруза лишней информацией, которая имеет место быть на каждом квадратном сантиметре интернетного пространства. Так делайте выводы, господа студенты! Скорее всего это значит — НЕ ТОТ ПУТЬ мы выбрали. Не тот. Надо бы сменить вектор. Возможно, неспроста форма человеческого мозга так напоминает ту большую ракушку, которая символизирует эпоху Барокко, когда творил великий Бах?

Однако завершу я Пушкиным в контексте моего студенческого воспоминания, а заодно и темой крестьянских посевов. «Что посеешь, то и пожнёшь» — гласит никогда не ошибающаяся народная мудрость. И Александр Сергеич, не сомневаюсь, подписался бы под каждой буквой этого изречения.

Или я ошибаюсь?