Home » Колонки » HOMO FABER » Чувство пространства
Наталья Ламонт

Чувство пространства

Наталья ЛАМОНТ, искусствовед

На открытии выставки в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»

На открытии выставки в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»

Зрители редко видят зал до открытия выставки – пустой, одинокий, холодный. В нём только стены. Неуютное ощущение от пространства. И каждый раз, в новой экспозиции они не узнают его, хотя архитектура не меняется.

Новая выставка — это новые эмоции, новое понимание себя в пространстве мира, созданного художниками. О том, как создаётся этот контакт со зрителем, и хотелось написать, продолжая тему творчества лоскутниц из квилт-студии «Гатчина».

25 января в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (г. Выборг) открылась выставка «Славься, Гатчина!» Небольшая, но предельно насыщенная по количеству представленных авторов и по содержанию. Особенностью новой экспозиции является то, что здесь, помимо одеял, жанровых сцен и пейзажей показаны два серьёзных арт-проекта: «История и судьбы» и «Один орнамент — тысяча образов».

Арт-проект «Один орнамент - тысяча образов»

Начну со второго, в котором приняли участие Ольга Буханцова, Татьяна Логвинова, Ксения Томбак, Ирина Гецман, Александра Осипова, Галина Пустовойт, Лариса Ларионова, Татьяна Татаринцева, Евгения Бочина. Перед лоскутницами была поставлена задача: используя определенный модуль (в данном случае — квадрат, в который вписаны двенадцать равнобедренных треугольников, восемь из которых образуют в центре розетку), создать уникальные композиции одинакового формата, используя различные цветовые и текстурные сочетания тканей.

Таким образом, получились панно, отражающие индивидуальное понимание пространства каждым мастером. В них прочитываются и абстрактные композиции, и пейзажи с узнаваемыми мотивами, и текучее плетение модерна, и строго симметричная классика античной мозаики. Медитативная регулярность повтора раппорта сменяется деструктивной экспрессией хаоса, цветом и рисунком тканевых лоскутков создаётся обманчивое перетекание форм, вызывая у зрителя иллюзию стремительного завихрения. В некоторых композициях техникой, основанной на строго симметричной и статичной форме, достигнут драматический эффект бесконечной глубины живой, подвижной среды.

По сути, эти работы не имели своей целью решать задачи какого-либо жанра. Они важная часть процесса обучения в студии Натальи Косьянковской, в котором заложено умение работать с пространством художественного произведения, внося в него понимание ритма сегодняшнего дня. Модули втянуты в сеть пространственных отношений и, тем самым, становятся компонентом целого. А это выразительно-смысловое целое и есть мир, созданный художником. Если этот мир выстроен внятно, грамотно, то контакт со зрителем состоится, и он неизбежно, в силу закона зрительного восприятия, будет переживать те же эмоции, которые чувствовал художник, работая над своим творением.

Наталья Юрьевна — уникальный педагог, который эти знания, умение владеть языком изображения пространства передаёт лоскутницам, чтобы традиционная техника не просто не была утрачена в нашей культуре, но развивалась, как неотъемлемая часть современного декоративно-прикладного искусства.

Арт-проект «История и судьбы». Работы Ирины Гецман «Охота у Вартбургского замка», Александры Осиповой «Домик Шиллера», Ларисы Ларионовой «Горбатый мостик»

Арт-проект «История и судьбы». Работы Ирины Гецман «Охота у Вартбургского замка», Александры Осиповой «Домик Шиллера», Ларисы Ларионовой «Горбатый мостик»

Другой арт-проект — «История и судьбы» — посвящён страницам прошлого Гатчины. Он состоит из серии панно, также объединённых общими композиционными задачами: сюжетная часть вписана в широкую декоративную рамку из стилизованного кельтского орнамента так, что невольно вспоминаются страницы средневековых манускриптов. Как рассказала руководитель квилт-студии Н.Ю. Косьянковская, «идея проекта зародилась после участия в выставке «Планета ГАГАРИН» в городе Эрфурте. Посещая в Тюрингии достопримечательности, мы всё время наталкивались «на русский след». В Гатчине же активно присутствует «немецкий след». Вот и родилась идея выполнить панно на тему русские в Германии и немцы в Гатчине».

Орнамент выбран не случайно и, помимо композиционной роли, несёт на себе смысловую и ассоциативную нагрузку: европейская культура, традиция организации пространства листа, книга, ткань истории. Эти панно, действительно, как страницы исторической книги, показывают нам прошлую жизнь Гатчины. Не погружают в неё, а позволяют взглянуть на неё, как в окно.

Широкая орнаментальная рамка контрастом цветовой насыщенности  чётко отграничивает наше пространство зрителя XXI века от того, что было много лет тому назад. Отграничивает и принципиально плоскостное исполнение фигур, деталей в основных, сюжетных частях панно. Здесь живописная среда уже не затягивает в свою бесконечность, она подчёркнуто декоративна, и поэтому — особенно символична. Цвет основной части подобран в тон рамке, орнамент в каждой работе определяет ритм центральной композиции. Не только рисунком, но и цветом изображена некая «потусторонность», иллюзорность происходящего. В том мире, за рамкой — иное время, оно как будто остановилось: застыла вода в реке (Л. Ларионова, «Горбатый мостик»), замерла девушка на крыльце в солнечный день (Е. Бочина, «Юные годы Марии Павловны»), «не нашим», неспешным шагом идёт, нет, летит над заснеженным полем учёный и лейб-медик Петра I (К. Томбак, «Блюментрост — первый владелец гатчинских земель»).

Арт-проект «История и судьбы». Работы Ксении Томбак «Блюментрост - первый владелец гатчинских земель», Евгении Бочиной «Юные годы Марии Павловны», Ольги Буханцовой «На улице Карла Маркса»

Арт-проект «История и судьбы». Работы Ксении Томбак «Блюментрост — первый владелец гатчинских земель», Евгении Бочиной «Юные годы Марии Павловны», Ольги Буханцовой «На улице Карла Маркса»

То, что эту игру со временем в пространстве выполнили тканью, добавило и ещё один эффект: воздействие фактуры. В самом деле, ткань для таких «книжных» ассоциаций вполне уместна: вплоть до середины XIX века активно использовалась бумага, изготовленная из тряпичных волокон. Здесь же фактура ткани не только усиливает декоративную суть панно, но и передаёт зрителю ощущение тепла, добавляет некий интимный характер в общение с прошлым и даже несколько смягчает жёсткость плоскостных форм. Лоскутницы справились с очень сложной задачей: средствами своего искусства выразили своё отношение к конкретной истории, не просто проиллюстрировав сюжет, а передав личное видение, несмотря на условность языка, присущий данной технике, и «негибкость» материала (лоскут ткани в этом сродни фрагменту камня в мозаике).

В любом виде искусства художник отражает объективную реальность субъективно, через свои образы и представления. Но его произведение не может быть воспринято адекватно, если мир не будет схвачен точно в его пространственной цельности, в его развитии. Это — то, что помогает ориентироваться в окружающей нас реальной среде. Если зрители на выставке ощущают созвучные им ритмы, идеи, переданные традиционной русской техникой лоскутного шитья и древним языком орнамента, то это искусство — всегда современно и у него хорошее будущее.

More 11 posts in HOMO FABER
Recommended for you
Наталья Ламонт - аватарка
Лабиринт

(далее…)