СПБ и ЛО стремятся к единому экостандарту

СПБ и ЛО стремятся к единому экостандарту

Депутаты муниципалитетов Петербурга работают над новым документом — экологическим стандартом, универсальным для городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. Стандарт создают для того, чтобы привлечь больше граждан в осознанное потребление, закрепить в «зелёном» тренде власть и создать поле регулирования бизнеса.

20 октября депутаты, бизнесмены, экоактивисты и представители государственных служб двух соседних регионов дискутировали, насколько эффективным будет рекомендательный стандарт, и можно ли создать одну «зелёную» модель для муниципалитетов Петербурга и области?

В Петербурге находится 111 муниципалитетов, в Ленобласти — 188. Каждый из них сможет принять свой экологический стандарт, основанный на единой модели. Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов заявил, что документ может быть использован практически по всей стране. И всё же первый спор участников круглого стола возник не из-за географии, а из-за рекомендательности.

Рашид Исмаилов

Не каждый бизнес станет брать дополнительную «зелёную» ответственность, когда его не мотивируют и не ограничивают действительным законом. В ответ на такой аргумент «против» Рашид Исмаилов заявил, что стандарт, если и не повлечёт за собой принципиальных изменений, то покажет направление, в котором идёт экологическая политика. Кроме того, после разработки и редактирования проект экостандарта планируют представить губернатору и Законодательному собранию Петербурга, и, возможно, некоторые из его положений, найдут полную правовую силу.

По замыслу муниципальных депутатов Петербурга, экологический стандарт будет содержать инструкции по экологизации социального бизнеса и некоммерческих организаций, созданию экопроектов в школах и университетах. Отдельное направление — открытие фудшеринг-центров ритейлерами и заведениями общепита. Также малому бизнесу депутаты порекомендуют внедрить систему раздельного сбора отходов, усилить контроль за работой контейнерных площадок и проводить мероприятия по экологическому просвещению. 

Из зала звучит вопрос Юлии Кирилловской, экоактивистки из Кингисеппского района:

— Пожалуй, одна из самых острых проблем — это содержание контейнерных площадок.  Может ли муниципалитет, как контролирующий орган, взять на себя их содержание? 

Публициста в сфере урбанистики Александра Баталова интересовал похожий вопрос:

—  Почему нельзя передать контроль за площадками в одни руки? 

Депутат муниципального образования «Литейный округ» Андрей Зарецкий ответил: муниципальные образования не имеют такого полномочия. К обсуждению присоединилась Рамила Агаева, председатель Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области. Она пояснила, что за одну контейнерную площадку отвечает сразу три стороны: это управляющая компания, кооператор, который вывозит отходы, и муниципалитет, которому принадлежит прилегающая территория. Все они должны работать сообща, и использовать материалы камер видеофиксации совместно. Ввести другую модель содержания не представляется возможным.  

Андрей Зарецкий

По данным ВЦИОМ, год экологии, 2017-ый, изменил восприятие экологического благополучия в лучшую сторону. Россияне оценивали его в 53%. Однако ведение военных действий и разлив нефтепродуктов в Чёрном море привели к тому, что лишь для 32% граждан состояние экологии кажется удовлетворительным и безопасным. 

Обсуждаемый документ имеет потенциал, чтобы повысить экологическое благополучие, за которое борются экоактивисты, урбанисты и некоммерческие организации. Воплощение экостандарта может стать вкладом в 11-ю цель устойчивого развития Генассамблеи ООН (к которой присоединилась Россия) о создании устойчивых городов и населённых пунктов. 

Финансировать действие экологического стандарта, по словам депутата муниципального образования «Литейный округ» Андрея Зарецкого, планируется за счёт поступлений от штрафов в бюджет муниципалитета, 20% от всей суммы возможно отдать на целевые мероприятия. Кроме этого, не менее 5% бюджета муниципального округа должно идти на экологические проекты. 

И вновь слышен конфликт разности между областью и городом федерального значения. По данным издания «Деловой Петербург» 43% всех доходов Ленобласти обеспечивает налог на прибыль предприятий, а в Петербурге крупнейшая статья доходов — 42% составляет НДФЛ. Налог на прибыль при этом обеспечивает лишь 29% поступлений в городскую казну. То есть доходы города формируются в значительной мере за счёт поступлений от граждан, а области — от платежей бизнеса. Вероятно, экологический стандарт этого не учтёт.

Борис Крылов

Участник круглого стола Борис Крылов, директор Ассоциации экологического партнёрства Санкт-Петербурга предположил, что разные системы управления в Ленобласти и Петербурге, в том числе системы экологического менеджмента могут сделать единый для всех стандарт нецелесообразным. В ответ на это депутат Андрей Зарецкий высказался, что в первую очередь документ будет ориентирован на Санкт-Петербург, и после него — на Ленобласть.

Представитель комитета государственного экологического надзора Ленобласти Рамила Агаева заявила, что ставить в один ряд, как и сравнивать, Петербург и Ленобласть нелогично, хотя бы потому, что в Ленобласти муниципалитеты протяжённее, иногда специалистам эконадзора не хватает пяти часов, что приехать в отдаленный город или деревню. Петербург же занимает территорию, которая меньше,  почти в 60 раз. По словам Рамилы Агаевой, экологический  надзор будет открыт поддержке стандарта. Конечно, после того, как авторы сгладят нормотворческие углы и детализируют «универсализм».

Рамила Агаева

Не меньшей, чем «универсализм» проблемой является то, что далеко не все муниципальные образования хотят добровольно брать экоответственность и избегают интенсивных мер благоустройства и землепользования. «Как правило, случаи нарушений экологической безопасности муниципалитеты фиксируют и отправляют в отраслевой комитет правительства, чтобы не брать слишком тяжёлую ношу», — говорит Рамила Агаева.

Безусловно, экологические требования для бизнеса Сосновоборского городского округа, где расположена атомная электростанция и Волосовского района (сельское хозяйство и пищевое производство) различны. Стоит заметить, что экологическую ответственность крупных производств и стратегических объектов, таких как сосновоборская АЭС или киришский «Кинеф», регулирует федеральное законодательство, малый и средний бизнес при этом остаются в тени: до 2029-го года для них действует мораторий на плановые неналоговые проверки.

По данным ВЦИОМ, чем больше населенный пункт, тем хуже в нём экологические показатели, индекс экологической безопасности в сельской местности в 1,6 раз превышает средневыборочный показатель города. Важность экологической повестки для населения отличается в зависимости от типа населенного пункта: чем больше проблем, тем больше запрос на обсуждение соответствующих вопросов. Например, в местности с большим количеством несанкционированных свалок (по данным Эконадзора, это Всеволожский, Выборгский и Волховский) гражданская активность выше, чем в Приозерском и Ломоносовском районах. Авторы экостандарта утверждают, что специалисты и волонтёры, работающие в проектах стандарта по сокращению нелегальных свалок, получат доступ к материалам мониторинговой программы портала Госуслуги и городской видеофиксации. 

В продолжение дискуссии Юлия Филаткина, генеральный директор Центра экологических реформ, рассказала об опыте внедрения экостандарта в некоторых регионах. В Челябинске он появился в 2020-м году, а в Вологде в 2022-м. По её словам, в списке рекомендательных документов региональные и муниципальные стандарты занимают срединное положение: ниже, чем международные и национальные, но выше отраслевых и корпоративных. На примере Челябинской области, документ может разделяться на экологию производства (это утилизация, «зелёные» технологии производства, анализ качества воздуха) и экологию человека (просвещение, подготовку специалистов-экологов, ликвидацию накопленного окружающей среде вреда). 

Мария Минасян

Участница дискуссии Мария Минасян, соосновтельница и дизайнер бренда аксессуаров «Индивижуал» создаёт продукцию методом апсайкла, то есть на базе ранее изготовленный  вещей. Её микробренд сотрудничает с благотворительными организациями. Мария за свой счёт вывозит отходы на переработку и занимается экопросвещением. Предпринимательница заявила, что экологичность — это не тренд, а необходимость. Но за то, чтобы малый и средний бизнес стал готов сделать её таковой, нужно ему заплатить — «плюшками». 

Концепция экостандарта содержит положение об экологическом совете: он, по словам муниципальных депутатов, появится в каждом округе. Рекоментальный экостандарт может мотивировать к экологизации заинтересованных предпринимателей. Поощрительные формы бизнес-экологизма уже давно существуют в коммерческой среде. «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области», к примеру, создала «зелёный список» предпринимателей, заключивших с ней договор на вывоз отходов. В Гатчине зелёные значки получили некоторые мебельные магазины, пекарни, кафе и парикмахерская. 

Авторы документа предполагают, что предприятия присоединятся к нему через чек-листы, где смогут отметить свои показатели экологичности: например, участвуют ли они в раздельном сборе отходов, поддерживают ли инклюзивность, зелёное строительство, создание общественных пространств. Или, может быть, бизнес представляет сотрудникам экологический транспорт, заботится о бездомных животных?

Санкт-Петербург и Ленобласть, несмотря на разность, теснейшим образом связаны в сфере экологии. Ближайший пример — Петербург производит отходы, которые вывозят в Ленобласть.  В числе сфер, где ведётся сотрудничество двух регионов, — размещение промышленного сектора, мусоропереработка. Целью единого экологического стандарта является создание устойчивых и бережливых производств, пропорция которых в субъектах разная. Это связано с площадью, Петербург меньше Ленобласти почти в 60 раз, земли города освоены более плотно, и размещать производства там сложнее. По данным Росреестра, почти треть территории города находится в частной собственности. В 47–м регионе таких земель всего 6,2%. 

Экологизация бизнеса — это выгодно и престижно, так считают авторы будущего экостандрата. Они предоставят предприятиям готовую инструкцию по «озеленению», ритейлерам и общепиту предложат развить фудшеринг (от food — «еда», sharе — «поделиться; совместно использовать»), практику дарения продуктов с истекающим сроком годности. 

Наибольший интерес авторов экологического стандарта представляют локальные мероприятия, результаты которых напрямую влияют на качество жизни. Например, субботники или акции по раздельному сбору. В этих простых действиях бизнес может и сонастраивать корпоративную политику с экостандартом и делать реальный вклад в экологию.

Софья ВЫСОЦКАЯ

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.