В последний летний месяц в «Музее города Гатчины» работала инклюзивная выставка «Неоднозначное впечатление». На ней были представлены работы подопечных Дома социального обслуживания «Серафимовский». Экспозиция привлекла внимание не только жителей Ленобласти и Петербурга, но и Москвы.
Во всяком случае, она заинтересовала ведущего радиостанции «Маяк» Сергея Стиллавина. В своём утреннем шоу «Стиллавин и его друзья» Сергей сказал, что когда он прочитал информацию о выставке, ему стало любопытно, и он посмотрел фотографии работ. По мнению популярного ведущего, картины некоторых художников, которых не называют особенными, производят более неоднозначное впечатление…
У тех, кто был на открытии выставки подопечных Дома социального обслуживания «Серафимовский», впечатление было однозначное — необычайная радость. Всё, что происходило в выставочном зале гатчинского музея, выглядело как долгожданный праздник, на котором все хотят доставить друг другу удовольствие.

— С большим интересом наблюдала в телеграмм-канале дома «Серафимовский» — как эта выставка готовилась, и сколько было вложено труда, — поделилась впечатлениями гостья вернисажа, Светлана Агапитова, Уполномоченный по правам человека Санкт-Петербурга. — Для каждого художника вернисаж — это очень волнительное событие, а тут ещё всё усилено таким настоящим «выходом в свет», за пределы дома социального обслуживания.
ДСО «Серафимовский» находится в Красном Селе, здесь проживают люди с ментальными особенностями. Как и во многих заведениях такой направленности, здесь одним из видов реабилитации и социализации является арт-терапия. Но ещё пять лет назад терапия сводилась к раскрашиванию заготовленных картинок. Всё изменилось с приходом в психоневрологический интернат № 9 г. Санкт-Петербурга (так тогда назывался ДСО «Серафимовский») Ольги Смешновой. Сейчас Ольга Юрьевна возглавляет отдел социально-педагогического обслуживания. А в 2020 году её приняли на работу специалистом по информационным ресурсам.

— Познакомившись с ребятами, я поняла, что многие из них очень талантливы. Это люди с интересными судьбами. Есть учителя, художники, музыканты — такие, как, например, Алексей Соломенцев. И я их настолько полюбила, что мне было просто жизненно необходимо об этом рассказать миру. И вот искусство — это тот самый мостик, через который можно почувствовать и увидеть мир их глазами. Мне было очень обидно, что с ними работали шаблонно. Взрослым людям давали раскраски, которые потом ложились в стол. А они были способны на большее, и я стала просить людей, которые с ними работали, чтобы они давали больше свободы, чтобы ребята рисовали то, что им интересно, а не по шаблону. Когда у нас накопилась коллекция, мне пришла идея вывести это из стен учреждения, показать, кто такие особенные люди, что они чувствуют, как они многогранны, как они интересны миру. Первая выставка у нас состоялась в местном ДК в Красном Селе. Дальше — больше. Мы были и в Москве. В выставочном пространстве «Россия — моя история» выставляли целый цикл. В Гатчине мы впервые. И это самая большая наша выставка. Здесь представлено около ста работ от двадцати семи художников.


























— Вы считаете, что все ваши подопечные, которые рисуют, умеют это делать?
— Нет, в том-то и дело, что этот стиль называется арт-брют (фр. art brut — грубое, необработанное искусство. Работы носят спонтанный характер, практически не зависят от культурных шаблонов. — Прим. ред.). Это искусство вне правил, вне академических законов, это эмоции на бумаге. И в этом прелесть. Это не поддаётся художественным, пропорциональным, композиционным, геометрическим законам. Это чувство на бумаге. Мы свободны!
У художников студии «Гамма» ДСО «Серафимовский» есть и творческая свобода, и профессиональный педагог, получивший образование в художественном колледже, — Александра Ефимова.

Ещё будучи студенткой, Александра проводила мастер-классы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Уже тогда такая работа ей была по сердцу. Не удивительно, что сейчас о преподавателе говорят как о проводнике в мир красок и вдохновения очень талантливых, но особенных художников. Которые «рисуют сердцем, смешивают краски смелостью, а их карандаши оставляют следы настоящих эмоций. Здесь нет «неправильных» мазков — только искренние истории, рассказанные через искусство. Их работы — не просто рисунки. Это диалог без слов, полёт фантазии и победа над любыми «не могу».
В студии занимаются около 180 человек. «Конечно же, половина из них делает это активнее, ярче, больше. А половина, например, делает какие-то очень простые работы, раскраски раскрашивают. Это тоже для нас важно, это тоже терапия. Ну, конечно, раскраски мы не выставляем», — говорит Александра.
— Здесь на выставке представлено больше ста работ. Это вся ваша коллекция?
— Конечно, нет. Нам, к сожалению, пришлось отказаться от какого-то количества работ, потому что мы чисто физически не вмещались. Зал, хоть он большой, светлый, замечательный, но, тем не менее, у нас слишком много работ. Мы очень много рисуем. Ребята у нас очень талантливые. Они очень «голодные» до таких мероприятий. Им хочется рисовать яркие картины, приезжать, показывать на открытии, общаться с гостями, заводить новых друзей. И благодаря таким мероприятиям, у нас появляется много хороших друзей.

Вернисаж в Гатчине подтвердил слова Александры: у «Серафимовского» действительно много друзей, выставочный зал музея был полон как никогда. Художественный проект искренне поддерживают как тёплыми словами, так и совместными делами. Многие ли художники могут похвастаться, что их работы украшают сервизы или взяты за основу для создания ювелирной коллекции? А вот художники студии «Гамма» на открытии выставки — нет, не хвастались! — ликовали и светились от счастья, показывая изделия в музейных витринах, сделанные по их рисункам.
— Серёжа Панов. Он почти не говорит, но посмотрите, какой он счастливый, как он рад, что по его работам сделали ювелирные изделия. И Илья Тентлер — он не очень хорошо разговаривает, но у него очень яркие картины, которые говорят за него, что он жизнерадостный, стильный парень. Благодаря творчеству, ребята приобретают свой голос. Их слышат! — комментирует Александра Ефимова.




Мастера из Ювелирного дома «The 78 lab» услышали четверых художников из «Серафимовского»: Александра Борисова, Илью Тентлера, Сергея Панова, Алексея Скалабана. Изделия, созданные по их работам из серебра 925 пробы, родия и эмали, скоро станут серийными, их смогут купить все желающие.
А вот два сервиза Императорского фарфорового завода останутся эксклюзивными, но от этого ещё более ценными. Сервиз «Цирк» создан по рисункам Антона Чинского, сервиз «Петербург Петра» — Татьяны Ивановой. Кроме того, мастерам завода приглянулся «Круглый мир» Александра Борисова, они разместили его на шести фарфоровых бокалах. И «Вентиляторы» Игоря Пронина, которые образовали коллекцию декоративных фарфоровых пластов.





— Коллаборация «Добрый фарфор» — наше доброе сотрудничество с домом социального обслуживания. Около года назад мы впервые познакомились с коллегами из «Серафимовского» и решили дать старт, дать жизнь этому проекту, — пояснила София Голод, руководитель направления по работе со сторонними художниками Императорского фарфорового завода.
Мир без углов Александра Борисова оказался близким и ювелирам «The 78 lab», и живописцам цеха ручной росписи Императорского фарфорового завода. И те, и другие создали произведения по его рисункам.


«На пути Саши было множество испытаний: с самого рождения он жил в детском доме. В 18 лет попал в наш интернат, с трудом говорил, заикался, был испуган. Когда мы стали с ним рисовать, он сказал: «Это мой круглый мир». Его судьба была полна углов и лишений, но мир Саши по-прежнему мягкий и нежный. У него насчитывается несколько тысяч работ, которые хранятся в Серафимовском доме», — рассказала Ольга Смешнова.
А ироничный и остроумный Антон Чинский сам с удовольствием рассказывает о своих работах:
— В нашем кружке можно превратить свою шизофрению в художественную работу, которая понравится не только вам, но, возможно, ещё и окружающим. Моя работа берёт идеи Жака Фреско и в какой-то мере переделывает их в виде комикса, чтобы смотрелось как некое развлечение.


Над этим развлечением, состоящим из двух комиксов: «Южночинский форпост» и «Беспричинск» Антон кропотливо трудился почти три месяца. Работы особого художника действительно напоминают круговые города американского футуролога и инженера Жака Фреско, где здания повторяются по окружности, а в центре — общественное пространство. Но у Антона вместо утопии — ирония и хаос.
«Вот здесь — в одном здании разные помещения. Есть офис. Ещё изображён типичный американский капиталист и человек в образе индейца, а рядом человек, прикованный к стулу. Такой сюжет — забавный. Также здесь есть Спайдермен, а вот там люди играют в покер», — проводит экскурсию по своему сюжету Антон Чинский.
— Александра, среди Ваших подопечных есть те, кому бы Вы отказали в участии в выставках? Или выставляться могут все?
— Все. Все абсолютно. У меня нет такого, чтобы я убрала картины каких-то ребят, потому что, например, они недостаточно профессиональные. Такого нет. У нас есть абсолютно разные уровни возможностей, уровни навыков. Нам важна не сама картина, а человек и его история.
А истории у всех художников, как на подбор: хоть картины, хоть книги пиши. Алексей Скалабан всю свою жизнь — и прошлую, и настоящую — укладывает в картинки, где главные герои изображены драконами. Алексей любил в детстве анимационный сериал про дракона. Эта любовь трансформировалась в анализ жизненных ситуаций, которые легче переживать, глядя на них отстранённо, когда в них действуют мультяшные герои. «На одной из картин нарисован дракон, который принимает ванну. А эта ванна из той квартиры, в которой я когда-то жил», — поделился Алексей.



Ольга Смешнова говорит, что картинки про дракона настолько повествовательны и забавны, что в «Серафимовском» начали писать по ним рассказы, и мечтают издать книгу.
— Ольга Юрьевна, где будет следующая выставка?
— Нас прямо на этой выставке пригласил один институт, пока не буду раскрывать тайны. Потом в «Россия — моя история» у нас предстоит цикл выставок. Я точно знаю, что ещё впереди много коллабораций.
И чем больше будет различных проектов, тем больше счастливых людей будет в «Серафимовском». Если впечатление, которое производят работы художников из дома социального обслуживания, может быть неоднозначным, то нужность подобных проектов сомнений не вызывает.
Пожалуй, впечатление о выставке было бы не полным, если бы у гостей не было возможности взять в руки кисточки, и ощутить себя художником, независимо от наличия таланта, опыта и навыка. Но такую возможность всем желающим предоставил Императорский фарфоровый завод. В это было трудно поверить, но каждый, даже тот, кто рисует на уровне «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…», смог создать нетленное произведение на белоснежной тарелочке. Желание взявшего кисть и наставничество педагога способны творить чудеса. Неумелые руки корреспондента и умелое руководство Анжелики Джамалдиновой, живописца цеха ручной росписи, создали на память о «Неоднозначном впечатлении» однозначную красоту, которая украшает чайный стол редакции газеты «Уездные ВЕСТИ».









Справка.
Художники, принявшие участие в выставке:
Антон Чинский, Сергей Белетников, Алексей Скалабан, Анатолий Шелудько, Марина Изофатова, Николай Цветков, Герман Макевнин, Игорь Пронин, Илья Тентлер, Евгения Сапунова, Александр Борисов, Анатолий Колодий, Яна Смирнова, Светлана Котлова, Александр Божинов, Дмитрий Романов, Юрий Галанцев, Александр Чернобай, Владимир Смирнов, Валентин Егоров, Алексей Брякин, Максим Гневышев.
Выставка состоялась, благодаря:
Евгению Чистякову — директору Дома социального обслуживания «Серафимовский»; Светлане Агапитовой — Уполномоченному по правам человека в СПб; Александру Любимову — заместителю председателя комитета по социальной политике СПб; Сергею Якунину — заместителю главы муниципального образования г. Красное Село; Дмитрию Яворскому —начальнику управления по координации деятельности подведомственных учреждений и развитию учреждений социальной защиты населения комитета по социальной политике СПб; Екатерине Потоцкой — директору МБУ «Музей города Гатчины»; Анастасии Земской — директору СПб ГКУ
«Центр международных гуманитарных связей»; Жанне Ванхадло — генеральному директору Ювелирного дома «The 78lab»; Софье Голод — руководителю направления по работе со сторонними художниками Императорского фарфорового завода; Юрию Кузнецову — общественному деятелю, журналисту; Светлане Исеевой — куратору направления работы с маломобильными группами населения, экскурсоводу СПб ГБУК «Музейно-выставочный центр»; Константину Будину — директору Дома социального обслуживания «Покровский»; Елене Манаевой — и.о. заместителя директора по социальным вопросам Дома социального обслуживания «Серафимовский»; Ольге Смешновой — начальнику отдела социально-педагогического обслуживания Дома социального обслуживания «Серафимовский»; Александре Ефимовой — руководителю арт-студии «Гамма» Дома социального обслуживания «Серафимовский».
Алёнам РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_308839175

Оставить комментарий