Эти слова Пушкина, по сути, были лейтмотивом круглого стола
«Проблемы сохранения исторических некрополей в Ленинградской области», который состоялся 30 октября в Международном центре реставрации в селе Рождествено.
Казалось бы, Александр Сергеевич — непререкаемый авторитет, истина во всех возможных инстанциях, вплоть до самой последней. Ну, так что может быть проще: занеси в анналы, выбей золотом на скрижалях, и не забывай о том, что писал гений:
Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Но славить Пушкина в дни российской словесности — это одно, а прислушиваться к мудрости и следовать ей — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Поэтому нелюбовь к отеческим гробам порой доходит до самой крайней точки. Но, слава Богу, находятся «агитаторы, горланы-главари», которые поднимают проблему умирающих могил (как бы парадоксально это ни звучало). В Гатчинском округе таким «горланом» выступила автономная некоммерческая организация культурных и туристских инициатив «Борей».

В 2023 году «Борей» инициировал социальный проект «Вечная память». Волонтёры некоммерческой организации стали ухаживать за могилами известных людей, похороненных на историческом кладбище Гатчины. Проект поддержала администрация Гатчинского района. «Борей» сумел выпустить справочник-путеводитель «Гатчинский некрополь». В брошюру вошли двадцать могил известных гатчинцев. А также на кладбище был установлен щит, указывающий расположение этих захоронений.
Могло показаться, что закопёрства «Борея» может быть достаточно, чтобы растревожить память и привлечь внимание соответствующих органов для дальнейших масштабных действий по реставрации памятников на могилах людей, составляющих гордость нации. Но, увы: в 2024 году администрация района финансово не поддержала очередную инициативу «Борея» по проекту «Вечная память». Некоммерческая организация на волонтёрских началах продолжает ухаживать за могилами, над которыми взяла шефство. Но каждое посещение кладбища заставляет неравнодушных к истории города людей впадать в уныние.

— Многие мемориалы имеют статус «Объект культурного наследия», а это означает, что здесь мы можем только подметать дорожки и окашивать траву, к памятнику мы даже не имеем права прикасаться, — рассказывает Ирина Лидзарь, руководитель АНО КТИ «Борей».
С теми могилами, которые не имеют статуса ОКН, тоже всё непросто. Они либо находятся в таком аварийном состоянии, что требуют вмешательства не волонтёрского, а профессионального, либо имеют собственников, без разрешения которых реставрация памятников невозможна.
Для того, чтобы ещё раз привлечь внимание общественности и официальных структур к «животворящей святыне», которая гибнет у нас на глазах, «Борей» решил провести круглый стол, на который пригласил всех заинтересованных лиц.
Принимающей стороной мероприятия выступил Международный центр реставрации.
— Мы стараемся принимать у себя все мероприятия, связанные с реставрацией, чтобы быть в курсе всех событий, и быть центром научного сообщества, — сказала Татьяна Черняева, директор Международного центра реставрации. Кроме того, Татьяна Сергеевна является заместителем председателя Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, поэтому она участвовала в круглом столе ещё и как представитель регионального ВООПИиК.

Со стороны Гатчинского округа эту организацию представлял Валерий Мачульский. Комитет по культуре и туризму делегировал специалиста по осуществлению полномочий в сфере объектов культурного наследия Александру Сорокину и специалиста по туризму Наталью Сухомлинову.
Духовенство представлял иерей Александр Асонов, настоятель храма Всех Святых, который находится на территории Гатчинского кладбища.
В ходе обсуждения выяснилось, что в Гатчине немало людей и даже целых организаций, которым не безразлична память, сосредоточенная на городском кладбище. За могилой художника-карикатуриста Павла Щербова ухаживают сотрудники дома-музея П. Е. Щербова. За надгробьями полицейских — сотрудники полиции. Музей города Гатчины каждую весну проводит субботник на кладбище. И, как уже говорилось выше, АНО «Борей» курирует некоторые могилы, вошедшие в справочник «Гатчинский некрополь».
Так что традиция шефства над могилами в Гатчине не утрачена, хотя и не имеет централизованного характера, как это было в советские годы.

Именно вопрос об отсутствии консолидирующего центра в деле сохранения исторических некрополей оказался самым важным. Причём, такого центра нет не только на муниципальном уровне, но и на региональном.
— В Петербурге в своё время был создан «Музей городской скульптуры», который изучает, реставрирует и охраняет памятники монументального искусства, расположенные под открытым небом. К таким памятникам относятся и надгробия, расположенные на исторических кладбищах. В Петербурге из 84 кладбищ 13 имеют статус исторических. В Ленинградской области такого статуса нет ни у одного кладбища, и нет структуры, которая занималась бы сохранением могил со статусом ОКН, — констатировала Татьяна Черняева.
До тех пор, пока государство не возьмёт на себя обязанность сохранять то, что ему принадлежит, статус объекта культурного наследия скорее способствует гибели объекта, чем наоборот. Поскольку волонтёры и шефы не имеют права проводить какие бы то ни было работы. Даже если у них для этого есть желание и деньги.

В отношении руководящего центра на местном уровне высказался Валерий Мачульский. Валерий Алексеевич предложил администрации назначить куратора, который бы мог координировать действия всех организаций и частных лиц, заинтересованных в сохранении исторических могил. Также Валерий Алексеевич не исключил, что роль консолидирующего центра мог бы взять на себя ВООПИиК Гатчинского муниципального округа.
То ли звёзды так сошлись, то ли в Ленинградской области приступили к выполнению долгосрочной программы по сохранению объектов культурного наследия, о которой президент объявил в начале 2024 года, но на следующий день, после работы круглого стола, пресс-служба губернатора сообщила, что Ленобласть создаёт систему поддержки благотворителей.
И процитировала поручения губернатора:
«Разработать систему поощрений для бизнеса, ведущего благотворительную деятельность. Не только налоговые льготы, но и меры общественного признания. С Министерством культуры РФ продолжить поиск эффективного механизма привлечения благотворителей в реставрацию и восстановление памятников культурного наследия. Сейчас вопрос упирается в передачу права собственности, аукционные механизмы, не учитывающие вклад благотворителя».

Понятно, что работа это не одного года. Но то, что «лёд тронулся» (и за дело берутся не только общественные организации, но и государственные структуры), внушает надежду, что редкая бабочка Мнемозина — носящая имя богини памяти, ставшая символом гатчинского проекта «Вечная память» — сможет защитить нас от синдрома «иванов, не помнящих родства».
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ

Оставить комментарий