Алексей Бурдов — студент Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова и будущий сотрудник авиаремонтного завода «ОДК-Сервис». Выбор профессии был неслучайным: ещё в школе Алексей занимался в авиамодельном кружке и решил связать свою жизнь с ракетами и самолётами. Об успехах в учёбе, поездке на Байконур, собственных изобретениях и мечте поступить в магистратуру Алексей рассказал нашему корреспонденту.
— Я учусь на факультете А «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника», кафедра А9 «Плазмогазодинамика и теплотехника». Моя специальность связана с двигателями летательных аппаратов. В моей работе основной фокус сосредоточен на изучении ламинарных и турбулентных течений с физико-химическими превращениями в текучих средах, таких как жидкости и газы. Кроме того, я занимаюсь исследованием связанных с этим теоретических аспектов. Существенную часть работы составляет анализ теплообмена — того, как тепло распределяется внутри физического тела. Благодаря этим исследованиям удаётся определить, где именно необходимо разместить тепловую защиту в самолёте или ракете, в каких местах целесообразно увеличить толщину стенки и какие теплозащитные материалы будут наиболее эффективными при заданных условиях пребывания в текучей среде.

— Почему выбрали именно такое специфичное направление авиационной и ракетно-космической теплотехники?
— С детства меня интересовали самые разные сферы: я ходил на спортивные секции, увлекался наукой, любил мастерить что‑то своими руками, читать, даже шить. Мне было сложно выбрать какое-то конкретное направление — казалось невозможным сосредоточиться только на чём‑то одном. К тому же ситуация усложнялась: с каждым годом росли проходные баллы, увеличивалась конкуренция, а количество бюджетных мест порой сокращалось.
В итоге я решил воспользоваться возможностью заключить целевой договор с предприятием «ОДК–Сервис». Причиной такого решения стало моё давнее увлечение авиамоделированием. В детстве я занимался в авиамодельном кружке, где научился не только конструировать и запускать модели самолётов, но и работать руками: обрабатывать материалы, пользоваться инструментами, экспериментировать, не боясь ошибок. Именно там зародился и укрепился мой исследовательский интерес — на каждом занятии мы открывали что‑то новое и учились смотреть на мир иначе.
И всё же, до сих пор я сохраняю интерес к самым разным областям. Меня по‑прежнему привлекают физика и химия; недавно я увлекся литературой — меня завораживает, как можно ярко и точно описывать переживания и образы. Открыл для себя танцы, продолжаю заниматься спортом.
Сейчас я учусь на расчётчика и начинаю писать научные статьи. Считаю, что моя разносторонность полезна в профессии: расчётчик не может ограничиваться только физикой — важно иметь представления о химии, аэродинамике и других смежных областях.
— Уже успели обзавестись успехами в своём университете?
—Поскольку я хорошо учусь и активно участвую в студенческой и научной жизни университета, мне довелось «засветиться» в нескольких значимых конкурсах.

В нашем университете ежегодно проводится отбор студентов для поездки на космодром Байконур — вуз направляет туда одну из самых больших групп студентов, конкурс действительно серьезный. Год назад я прошёл отбор, благодаря хорошей успеваемости и побывал там — впечатления остались незабываемые. В программе была насыщенная образовательная часть: экскурсии по объектам, рассказы об инфраструктуре и истории космонавтики, работа с телескопом, соревнования по ракетомоделированию. Мы не только изучали ракеты, но и сами конструировали их с последующим запуском. Поездка длится две недели – за это время удаётся и узнать много нового, и выявить лучшего «ракетчика» среди участников.

Спустя полгода я участвовал в другом сложном конкурсе — «Студент года». Здесь оценивают достижения в самых разных сферах: волонтёрстве, технических науках, спорте, творчестве, учёбе. Участники представляют свои успехи — от побед в спортивных соревнованиях до патентов и грантов. Комиссия изучает презентации и портфолио кандидатов, выставляет баллы — по каждой номинации отбирают всего трёх финалистов. Мне удалось пройти в финал в двух научных номинациях: «Лучший в прикладной научно-технической работе» и «Лучший в фундаментальных областях науки».
Ещё одним важным событием стала поездка в Москву в Международную космическую школу на базе МГТУ имени Баумана. В мероприятии собрались студенты из России, стран СНГ, Судана, США и других государств. Программа была насыщенной: мы посещали объекты космической отрасли, слушали лекции о развитии космонавтики и современных тенденциях, встречались с космонавтами.
Главной задачей стало создание проекта по тематике космоса в виде концепта. В команде состоящей из примерно ста участников мы разработали идею долговременной парящей обитаемой базы на Венере. Разумеется, за две недели мы не могли создать полноценное техническое решение, поэтому сосредоточились на общей концепции: проработали внешний вид базы и выполнили базовые расчёты (прочность конструкции, подъёмную силу и т. п.). Работа шла в группах — каждый занимался своим направлением, затем мы обменивались наработками. От «Военмеха» участвовали трое студентов, включая меня.
— Начали вести полноценную практику — изобретать и проектировать двигатели, летающие объекты?
— Я могу сказать, что стремлюсь не просто копировать существующие решения, а искать оригинальные пути. Например, сейчас я работаю над беспилотным надводным аппаратом корабельного типа — его форма корпуса напоминает небольшую лодку. В этом году планирую завершить разработку и начать тестовые испытания. На текущем этапе аппарат управляется через передачу сигнала от передатчика оператора к приёмнику судна, но в перспективе будет задействовано специальное программное обеспечение. При проектировании я стараюсь находить нестандартные решения — как в общей конструкции, так и в подборе оборудования. Примечательно, что по этой тематике существует не так много опубликованных статей и патентных документов, поэтому многие идеи я формирую самостоятельно.

Другой проект — беспилотный аппарат самолётного типа. Его история началась в детстве в авиамодельном кружке, где я осваивал конструирование самолётов. Там я собрал модель, на которой впоследствии летал и выступал — у этого аппарата уже есть своя полётная история. Когда я поступил в университет, узнал, что на нашей кафедре занимаются более сложными, фундаментальными вопросами авиастроения в том числе. Это натолкнуло меня на мысль: а можно ли применить полученные знания, чтобы усовершенствовать мою старую модель? Хотелось проанализировать, чего именно не хватало при первоначальной разработке, и найти технические решения для модернизации.
Кроме того, по ряду проектов я не могу раскрывать детали, поскольку есть вероятность, что они перейдут в закрытый формат. Пока этот вопрос остаётся неуточнённым, я предпочитаю не распространяться о них.
— Как проходит Ваша производственная практика в рамках учёбы в университете?
— Практику я проходил на том же авиаремонтном предприятии, с которым подписал целевой договор на 3 года — «ОДК-Сервис». Мне очень понравилось то, как организован процесс ремонта на предприятии.
Во время экскурсий по цехам я смог в деталях увидеть весь процесс: как и чем разбирают двигатели, как их очищают от загрязнений, как проводят диагностику. Особенно запомнился один практический эксперимент: мы пытались с помощью оптического метода и линзы определить степень искривления детали — насколько она деформировалась под воздействием высоких температур.
Было крайне интересно сопоставить увиденное с тем, что я изучал в университете. Особенно ценно оказалось общение со специалистами, которые работают на предприятии много лет — они делились практическим опытом и тонкостями профессии.
Кроме того, меня очень впечатлила местная библиотека. Там можно найти материалы о том, как проектировался двигатель, какие задачи стояли перед конструкторами, как разрабатывались отдельные узлы: например, компрессор или камера сгорания. Всё это позволило глубже понять «начинку» двигателя и принципы его работы.

— С такой заинтересованностью и тягой разобраться в «начинке», наверняка у Вас в планах магистратура?
— Я планирую поступить в магистратуру — и не только потому, что это открывает путь к руководящим должностям и позволяет претендовать на инженерные позиции высших категорий. Прежде всего, мне действительно интересно продолжить обучение по тому же направлению.
У меня уже есть определённый задел: свои достижения, опыт участия в развитии университета и кафедры. В процессе я и сам активно расту. Если раньше меня в основном привлекала работа на предприятии, то теперь захотелось получить завершённое высшее образование, углубить знания и применить их в трудовой деятельности.
К тому же, в университете сложились хорошие условия: есть заинтересованные преподаватели, талантливые однокурсники, с которыми приятно работать. Я чувствую взаимную готовность вкладываться — и со своей стороны, и со стороны вуза. Поэтому, решение продолжить обучение в магистратуре — особенно, в очном формате — кажется мне естественным и осмысленным.
— Почему Вам важна именно очная форма обучения?
— Сама специфика направления моего обучения крайне сложна. У нас широкий профиль: преподаватели работают в разных областях, но опираются на общий фундаментальный базис. Из‑за этого обучение получается насыщенным и многогранным — просто читать учебники или лекции недостаточно. Нужно активно участвовать в процессе: слушать преподавателей, обсуждать с ними нюансы, которые не описаны в литературе, разрабатывать собственные подходы.
К тому же, значительная часть профильных материалов доступна только на иностранных языках. .Это дополнительно усложняет самостоятельное освоение дисциплины. Поэтому, очный формат обучения для нас куда эффективнее.
Но для меня сейчас самый главный вопрос — как совместить магистратуру с целевым обучением? Здесь многое зависит не только от меня, но и от предприятия, с которым заключён целевой договор. Нужно обсудить с работодателем, как он смотрит на такую перспективу, и насколько готов поддерживать учёбу.
— Что планируете делать в магистратуре, если получится договориться с предприятием?
— Есть пример студентов, которые пишут дипломные работы, решая реальные проблемы предприятия. Я планирую сделать то же самое. В теории я могу выполнить магистерскую ВКР (выпускную квалификационную работу. — Прим. ред.), применив свои знания для решения конкретной производственной задачи. Но как предприятие отнесётся к такой идее — вопрос открытый.
Мое желание продолжить обучение — это не только личный интерес, но и возможность применить накопленные знания для решения задач предприятия. У нас есть кафедры, тесно связанные с технической стороной производства. Они могли бы помочь: например, в вопросах ремонта, подбора материалов или внедрения политехнических решений. Мне хотелось бы объединить эти направления в единую цепочку.
Вот как это могло бы работать: на предприятии я замечаю какую‑то проблему, которую, возможно, способен решить. Затем я обращаюсь к университетским ресурсам — к преподавателям, исследовательской базе, собственным наработкам и проектам. У меня уже есть определённый багаж знаний, и я могу соединить всё воедино.
В результате я не только углубляю понимание конкретной разработки, но и лучше разбираюсь в окружающей нас технологической среде. Вместе с этим я получаю представление о том, как ремонтировать изделия, созданные на основе тех расчётов и решений, которые мы прорабатывали. Получается целостный подход: теория подкрепляется практикой, а практические задачи стимулируют развитие знаний.
Мне бы хотелось гармонично соединить три направления: работу на предприятии, научную деятельность и обучение в магистратуре. Пока есть интерес, силы и возможности — важно использовать этотмомент, чтобы развиваться комплексно и не упустить шанс углубить знания.
Будем надеяться, что Алексею Бурдову всё же удастся исполнить свою мечту, договориться с работодателем и поступить в магистратуру на очное направление, ведь это будет действительно верный и правильный шаг: таким образом ведущее авиаремонтное предприятие в нашей стране «ОДК–Сервис» сможет получить не обычного студента-работника с минимальным багажом знаний и опыта, а квалифицированного специалиста, способного решать рабочие задачи предприятия.
Екатерина ГУСЕВА

Оставить комментарий