Начало сентября — месяц, который в Гатчине считается купринским, — было богато на события, посвящённые юбилею писателя. Чтобы продлить праздничное настроение, художники решили перенести торжества с открытия выставки на её закрытие. Вместо вернисажа, любителям прекрасного предложили финисаж.
Что приятнее: предвкушение или послевкусие? Вопрос спорный. И здесь, как говорится, на любителя. Но, всё же, более привычная форма презентации выставки — её торжественное открытие. Хотя, логичнее встречаться в конце: можно подвести итоги, вместе почитать книгу отзывов, договориться о продаже полотен с теми, кому они приглянулись. А если следовать из постулата, что праздников много не бывает, то, пожалуй, можно делать и торжественное открытие (вернисаж) и торжественное закрытие (финисаж). Вполне возможно, что у Гатчинского товарищества художников такой подход к выставкам ещё впереди.
Ну а пока, 27 сентября, в библиотеке им. А. И. Куприна впервые состоялось торжественное закрытие выставки «Куприн — это не только «Белый пудель» и «Гранатовый браслет, но и…», которая работала в выставочном зале библиотеки с 1 по 28 сентября.

— Нельзя сказать, что мы не знаем Александра Ивановича: знаем, но, всё же, как-то однобоко. Когда заходит речь о его произведениях, то чаще всего называют «Белого пуделя» и «Гранатовый браслет». Именно поэтому мы назвали выставку «Куприн — это не только «Белый пудель» и «Гранатовый браслет», но и…» Конечно, без этих произведений не обошлась и наша выставка, но, всё же, художники отдали должное и другим прекрасным произведениям, и личности самого автора, — так начали вечер его ведущие, журналисты информационной группы АС–Медиа Алёна Рыбакова и Сергей Ковачев.
Для разминки гостям предложили викторину на знание произведений Куприна и ярких фактов его биографии. Чаще всего правильные ответы давала жительница Гатчины Виктория. Она и стала победительницей, получив в подарок книгу рассказов писателя, изданную 55 лет назад, к его 100-летию.

— У нас художественная выставка, но посвящена она писателю, поэтому невозможно обойти литературу: именно на ней, на литературе, будет построено наше сегодняшнее событие, — продолжили ведущие. И начали представление работ, участвовавших в выставке. Стихи Игоря Северянина, высказывания о Куприне современников, фрагменты произведений писателя — всё это было литературным подтверждением визуальных образов.
— «Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть «Сонату № 2» Бетховена», — прозвучал фрагмент прощального письма Георгия Желткова к Вере Шеиной из «Гранатового браслета», как иллюстрация к картине Елены Курчатовой, и из-под пальцев Анны Забытовской полились звуки «Largo appassionato». Это вторая часть «Сонаты № 2» Бетховина, которую Георгий связывал с образом своей возлюбленной.

Не только литература, но и музыка иллюстрировала ещё одну работу — картину Юрия Чудновского «Сашка. Гамбринус». Роль Сашки-скрипача на финисаже исполнял Игорь Рыбаков. У входа в зал он встречал гостей мелодиями, которые Сашка играл для завсегдатаев Гамбринуса: для воров — «особые, воровские песни», для рыбаков — протяжные рыбацкие, похожие на шум моря, для английских матросов — джигу, для грузин — лезгинку, для немцев — вальсы, для матросов-негров — африканскую песню…
После того, как ведущий прочитал: «Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся закатанная и обвитая печальными цветами национальных мелодий», зазвучала «Еврейская мелодия» Иосифа Ахрона. Такая презентация сделала картину ещё более трогательной и проникновенной.


О ценности и значимости любого события можно судить по тому, какой отклик оно нашло у тех, для кого предназначалось. К радости и гордости Гатчинского товарищества их выставка, посвящённая «всероссийскому гатчинскому жителю», не оставила равнодушными жителей города. Десятки посетителей и написанных отзывов, а также выступления на финисаже уважаемых гостей и знатоков Куприна. Алёна Тришина, главный библиотекарь Купринки, поделилась впечатлениями о своей поездке в Одессу в 2010 году. Алёна Александровна, как заправская морячка, в тельняшке и капитанской фуражке, рассказывала о пивной «Гамбринус», показывала меню, которое ей подарили в качестве сувенира, узнав из какого она города. В благодарность за прекрасно исполненный портрет главного героя рассказа «Гамбринус» Алёна Тришина преподнесла Юрию Чудновскому бутылку пива (ну, а что же ещё, когда речь идёт о пивной).








Ещё одной гостьей, украсившей своими воспоминаниями вечер, была Зоя Бобкова, главный редактор газеты «Приневский край». Несколько месяцев в 1919 году Александр Куприн редактировал эту газету. Её редакция находилась на Госпитальной улице (нынче Красная), в доме № 6 (дом Ольдерогге), окна смотрели на Покровский собор. Зоя Степановна, в память о писателе, возродила газету 20 лет назад. К сожалению, сейчас газета прекратила своё существование, но эти два десятилетия оставили яркий след в судьбе Зои Бобковой и она с удовольствием поделилась воспоминаниями о них.

Закончился финисаж подведением итогов «сердечного» голосования за лучшую картину выставки. Гости при входе в зал получали стикер в виде сердечка, который должны был приклеить на раму приглянувшейся работы. Больше всего зрительских сердец было отдано «Олесе» Юрия Чудновского.

«Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…», — ведущий проиллюстрировал картину отрывком из повести. Но автор с этим не согласился, он считает, что суть его работы отражает финал повести. «С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви».

Так или иначе, но «Олеся» пришлась по душе большинству посетителей выставки, а Юрию Сергеевичу вручили в этот день вторую бутылку алкоголя. На этот раз фирменное вино «Куприн». Теперь Юрий сможет ответить на вопрос: «Если истина в вине, то сколько истин в Куприне?».













Художники, подготовившие юбилейную выставку писателя, получили благодарственные письма:
Гатчинское товарищество художников благодарит Вас за участие в выставке, приуроченной к юбилею выдающегося русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Создавая произведения искусства, посвящённые жизни и творчеству писателя, Вы способствуете сохранению памяти о нём и поддерживаете интерес к его книгам. Рассматривая картины, экспонируемые на выставке, тот, кто не читал Куприна, захочет узнать, что иллюстрирует Ваша работа. Тот, кто читал, захочет ещё раз обратиться к произведению, чтобы сравнить: а как он представляет этих героев.
Спасибо за то, что своим творчеством внесли вклад в гатчинское куприноведение.

АС–Медиа
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-174867194_307187888

Оставить комментарий