Home » Путёвые заметки » В тылу «врага». Возвращение «резидента»
Лидский замок из окна автобуса

В тылу «врага». Возвращение «резидента»

Есть в Польше чудный городок Вроцлав, который я давно хотел посетить. До недавнего (по историческим меркам) времени он именовался Бреслау и являлся столицей германской земли Нижняя Силезия. Ныне Вроцлав – столица Нижнесилезского воеводства. К сожалению, он находится в стороне от основных транспортно-туристических маршрутов (для россиян), поэтому попасть в город возможно лишь окольными путями…

Пролог

В августе 2013 года наша газета «Уездные ВЕСТИ» опубликовала путёвые заметки «В тылу «врага», где я рассказал о своём путешествии по маршруту Киев – Львов – Варшава – Вильнюс. Ездил я в любимый Львов на встречу с однокашниками в честь 25-летия выпуска из любимого военно-политического училища, ныне Академии сухопутных войск им. Гетмана Петра Сагайдачного. К слову, за этот цикл статей меня наградила Балтийская академия туризма и предпринимательства. Оценили.

Если смотреть из дня сегодняшнего, то 2013-й был вполне благополучным годом. Недавно на престол взошёл новый старый президент, страна готовилась к зимней олимпиаде, Крым был не наш, жители Донбасса не «парились» насчёт украинских паспортов, в самой Украине пока не взошли «бандеровские» побеги, а слово «враги» ещё не стало общеупотребительным в своём прямом смысле.

Спустя всего лишь год ситуация изменилась кардинально. Благодаря неустанной подрывной деятельности «пятой колонны», «белоленточников» и прочих германо-польско-японских «шпионов» под руководством Алексея Навального, которого нельзя называть, Россия реально оказалась в кольце, как любят говорить властители дум, недружественных государств. К которым в последнее время присоединилась и весьма подозрительная Белоруссия, обвиняемая, к примеру, в развязывании «таможенных войн» с Россией. Одним словом, куда не кинь – везде недруг. Просто беда какая-то от вредителей – внутренних и внешних.

Но есть такая замечательная поговорка: «Доверяй, но проверяй». И если бы наши сограждане чаще использовали её в своей повседневной общественно-политической жизни, то мы все смогли бы избежать многих неприятных приключений от государства, которые регулярно находятся на нашу коллективную пятую точку.

Я, например, уже давно не развешиваю уши перед всяким и каждым. Поэтому-то и решил самостоятельно убедиться в том, как встретят представителя вставшей с колен России заграничные недруги, окружившие нашу страну плотным занавесом. Хотя бы и «картонным». Итак, мой любознательный читатель, в путь!..

БЕЛОРУССИЯ

Минск

Своё путешествия я начал из Минска, куда приехал первый раз в жизни. Правда, четверть века назад я гостил в Гомеле, но это не считается – было другое время. Фирменный белорусский поезд «Звязда» сообщением Петербург – Минск оставил приятное впечатление.

Вагоны, хоть и не супер-пупер, но после капитального ремонта выглядят прилично. Туалеты в вагонах, исполненные в варианте «био»,  заставляют забыть о неудобствах, вызываемых закрытием оных на каждой станции. В ресторане можно рассчитываться российскими и белорусскими деньгами, что тоже похвально. И этот фирменный состав имеет интересную особенность: на территории России курение в поезде запрещено, но после пересечения границы в тамбуре курить разрешается. Имеются даже стационарные пепельницы. Спрашивается, кто более заботится об удобстве пассажиров?

К слову, о деньгах. В прошлом году Беларусь перестала быть «страной миллионеров» — прошла деноминация. Новая белорусская валюта номиналом от 5 до 500 рублей по внешнему виду весьма напоминает евро. Копейки – тоже, только вместо изображения Европы на тыльной стороне монет отчеканен герб советской Белоруссии. Курс местной валюты также реагирует на курс доллара, так что в начале июня 1 белорусский рубль стоил около тридцати российских. Предупреждаю, что в первое время неизбежна путаница в деньгах и лёгкий шок от ценников в магазинах – рубли и копейки. Никаких тысяч и округлений.

Поездка в поезде не напрягает. В отличие от пейзажей за окном. Вот честное слово, переехав незаметную российско-белорусскую границу, начинаешь чувствовать подвох. Но в чём он заключается – непонятно. За окном – чистенькие, свежевыкрашенные здания на станциях и полустанках, платформы выложены плиткой. Нигде не возвышаются горы мусора, старых покрышек и ржавой арматуры, нет столь милых сердцу россиянина «шанхаев» из торговых будок и «посиневших» соотечественников, шатающихся возле них. Всё как-то слишком цивильно и культурно, всё как-то не по-нашему, не по-людски. «Враги», одним словом. Подозреваю, что настоящего русского патриота от этой благостной картины непременно начнёт рвать на родину.

В Минск поезд пришёл погожим солнечным утром, и у меня было четыре часа до пересадки на автобус, которым я планировал доехать до Вроцлава. Слишком мало для полноценной экскурсии по белорусской столице, но слишком много, чтобы торчать на вокзале. Поэтому я обозрел лишь окружающие окрестности.

Железнодорожный вокзал Минска – строение модерновое, внушающее своим видом и функционалом. Здесь есть всё, что требуется транзитному пассажиру. Даже валютчики возле обменников, вкрадчивым голосом предлагающие купить иностранные деньги по выгодному курсу. Правда, не все. Так, украинскую гривну берут номиналом не менее сотни.

Переход с платформ на вокзал, Привокзальную площадь и в метро осуществляется через тоннели. Это удобно и практично. Вот только разобраться в хитросплетении многочисленных входов-выходов-переходов новичку практически невозможно. Так что воспользуйтесь советами местных жителей или знающих попутчиков.

Вспомнился анекдот из не столь далёкого прошлого. Приезжает москвич в Минск. Берёт такси, едет по городу и восторгается: «Как же у вас чисто! Всё убрано, люди на улице ничего не выбрасывают». Таксист хмуро смотрит на москвича и бурчит: «Бо няма чаго выбрасываць». Это я к тому, что легендарная общественная чистоплотность белорусов нашла своё подтверждение. Несмотря на привокзальность (рядом с железнодорожным вокзалом находится автобусный), площадь и прилегающие улицы реально чистые, а колоритных бомжей и прочих асоциальных элементов я просто не заметил. Наверное, шифруются, чтобы не угодить под местный закон о тунеядстве. А может, в Беларуси и вовсе бомжей нет…

Забросив сумку в камеру хранения (1 рубль) и посетив туалет (50 копеек), я вышел на оперативный простор. Любопытный факт. Посещение общественного туалета хоть в Минске, хоть в Лиде, хоть в Гродно стоит одинаково – полтинник. Видимо, местные парламентарии приняли соответствующий закон, не иначе.

Минск был полностью разрушен во время войны, так что, как и Варшава, отстраивался заново. Воротами в город и визитной карточкой столицы всея Беларуси является дуэт из двух сталинских высоток по улице Кирова, напротив вокзала. Кто в них живёт – не знаю, но смотрятся эти здания со скульптурами на фронтоне очень впечатляюще.

Что сразу бросилось в глаза – это обилие на улицах молодёжи. Как оказалось, по соседству располагаются основные высшие учебные заведения республики – Белорусский государственный университет, Педагогический и Технический университеты, где куются кадры для построения местного светлого будущего.

Прогулявшись по окрестным улочкам Ульяновской, Свердлова, Кировской и Ленинградской, я передохнул в тенистом Михайловском сквере и выбрался на проспект Независимости. Аккурат между модерновыми зданиями местного горисполкома и управления Минского метрополитена. Здесь тусовались уже не студенты, а ответственные работники в галстуках и дамы в деловом облачении.

С другой стороны широкого проспекта, на площади Независимости, расположилась одна из основных достопримечательностей столицы – костёл святых Симеона и Елены, который из-за цвета обычно называют Красным костёлом. Его возвели в начале ХХ века. Говорят, что красный кирпич специально возили из польской Ченстоховы, а для строительства алтарей и колонн использовали розовый песчаник и мрамор. Сегодня костел Симеона и Елены – не только действующий католический храм, но и интересный памятник архитектуры. Его комплекс заключает в себе черты неоготики и стиля модерн. Одним словом, внушает и рекомендуется к посещению.

К сожалению, краткость пребывания не позволила мне углубиться в изучение минских достопримечательностей. Совершив круг транзитного почёта, я забрал вещи из камеры хранения и направился на автовокзал, откуда планировал отправиться за кордон.

И пара слов о ценах в Минске. Перекусить в «советском» кафе на третьем этаже железнодорожного вокзала с видом на Привокзальную площадь – первое, второе и компот – обойдётся, в зависимости от блюд, в 5-7 рублей. Вместо компота можно взять бутылочку пива. Местное баночное пиво стоит в диапазоне от 1.35 до 1.80 рубля. Импортное – два рубля с копейками. Сувенирные магниты с видами Минска можно приобрести за полтора-пять рублей.

Напротив автовокзала по улице Бобруйской находится магазинчик «Белорусские подарки», под которыми подразумеваются местные водки, ликёры и настойки. Так, пол-литровая бутылка 40-градусной чёрной настойки стоит в пределах 25 рублей. Каждый день такую не попьёшь, но в качестве сувенира – вполне достойное приобретение.

Лида

Автобус Минск-Прага, выглядевший прилично снаружи, оказался весьма пожёванным изнутри. Его подали на посадку с опозданием, что заставило пипл понервничать. Посадка тоже осуществлялась необычно: пассажиры просто побросали свои вещи в багажный отсек — без бирок и отметок — и разместились в салоне по своему усмотрению. Ни водитель, ни сопровождающий билетов не проверяли. Да и сопровождающего никакого не было. Столь необычная ситуация заставила понервничать уже меня. Впрочем, поехали – и на том спасибо.

Из окна автобуса можно было обозревать повседневную белорусскую реальность. К примеру, на протяжении всего пути через полстраны ведутся дорожные работы – трассу то ли строят, то ли обновляют. Поля – словно по линейке начерченные – все засажены, везде всё растёт и колосится. Трактора в полях – исключительно местного производства. Нет ни одного участка пустующего или заросшего борщевиком. Да и борщевика нет. А местные жители не гнушаются использовать для передвижения дедовские брички, запряжённые лошадкой мохноногой – экзотика, навевающая воспоминания о детстве и деревне.

Первая крупная остановка – город Лида, где сошла значительная часть моих попутчиков. Мне повезло: автобус двигался таким маршрутом, что получилась своеобразная обзорная экскурсия.

Районный центр Гродненской области, идентичный по населению Гатчине, был основан в XIV веке  литовским князем Гедимином. Этот населённый пункт развивался достаточно быстро и уже в 1590 году одержал Магдебурское право и соответствующий герб.

Серьёзный урон Лиде нанесли Русско-Польская и Северная война. Город пару раз разоряли и вновь отстраивали. После третьего раздела Речи Посполитой (объединённые Польша и Литва) в 1795 году Лида вошла в состав Российской империи. Современная Лида — это один из важнейших промышленных центров Беларуси, второй по величине город Гродненской области.

Основной достопримечательностью города является Лидский замок, возведённый всё тем же Гедимином. В те времена Лида был приграничным городом Великого княжества Литовского и постоянно подвергался агрессии со стороны соседних народов. Вот и поставил князь стены высокие да запоры крепкие. Действительно, со стороны крепостные стены выглядят впечатляюще. К сожалению, это обманка. Поскольку замка как такового за стенами нет – не сохранился. Внутри располагается небольшая историческая экспозиция да проводятся городские массовые мероприятия вроде реконструкции рыцарских турниров.

Ещё одна достопримечательность Лиды – Крестовоздвиженский костёл XVII века, а также застройка конца XIX – начала ХХ века. Такие здания находятся в разных районах города. Лида очень подходит для спокойного цивилизованного отдыха с непременным вечерним променадом по чистым улочкам и паркам, а также ужином в традиционном стиле в одном из многочисленных кабачков.

 «Мы – не Россия…»

В Лиде автобус пополнился новыми пассажирами. Моими соседями стали четыре молодых парня – белорусские поляки, которые, как и я, ехали до Вроцлава. Но не отдыхать, а работать.

— Что, в Лиде с работой сложно? – завязал я разговор.

— Да не то, чтобы сложно, — ответил один. – Работа-то есть. Просто зарплаты маленькие, особенно у простых рабочих.

— Если ты холостой, то выкрутиться ещё можно, — подключился второй сосед. — А у меня жена и ребёнку два года. На зарплату тракториста их не прокормить…

Узнав, что я из Питера, ребята отсыпали комплиментов. Мы разговорились «за жизнь» у нас и у них. Обсудили зарплаты, цены, пенсии. Оказалось, что последние не слишком отличаются от среднероссийской – около десяти тысяч российских рублей.

— Стало быть, верную политику проводит Батька? – поинтересовался я.

— Наверно, — пожал плечами молодой отец. – Я политикой не интересуюсь, но на жизнь не жалуюсь.

— А что же тогда за границу на заработки едешь?

Собеседник замялся:

— Так не я один еду. Жить-то хочется хорошо, чтобы с перспективой…

Опять задумался и закончил:

— Зато у нас нет такого бардака, как в России. У нас не воруют, и нет безработицы. Так что, наверное, Лукашенко правильную политику проводит…

На этом общеполитические дебаты закончились. Как-то остерегаются белорусы высказываться на темы, связанные с их национальным лидером. Зато твёрдо уверены, что Беларусь – не Россия, и очень гордятся своим суверенитетом.

«По мнению политолога Павла Святенкова, очевидно, что белорусская власть сделала свой выбор, и этот выбор — не в пользу России. Сценарий строительства национального государства, который сейчас избран в Белоруссии, не подразумевает какого-либо участия России и какую-либо ориентацию на Россию, а вот использование элементов белорусского национализма, напротив, подразумевает.

Конечно, это не должен быть тот западнический национализм, который существовал в 90-е годы и опирался в основном на польскую общину. Но в целом вектор ясен, и белорусские власти строго действуют в этом направлении. А поскольку российские власти совершенно не сопротивляются этому и не защищают тех людей, которые выступают за союз с Россией, а, наоборот, с легкостью их сдают, соглашаясь с тем, что они являются «экстремистами», очевидно, что украинский сценарий сейчас с опозданием развивается и в Белоруссии», — сказал политолог». (eadaily.com)

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

На фото:

Лидский замок из окна автобуса

Минск. Жележнодорожный вокзал

Ворота Минска

Минск. Красный костёл

Белорусская валюта

(Продолжение следует)

 

 

Recommended for you
Курорт Старая Русса
Отправляйтесь на курорт!

 Наши отечественные курорты не хуже зарубежных, они достойны вашего внимания. Разговор пойдёт об известном курорте...