Home » Путёвые заметки » Европейская провинция: у реки – два берега
010

Европейская провинция: у реки – два берега

Несмотря на рукотворный общероссийский кризис и, вследствие него,  ухудшение собственного материального положения, Муза дальних странствий будоражит меня, как грядущая пенсионная «реформа». Как знает мой любознательный читатель, в прошлом году я посетил с дружеским визитом древний польско-германский Вроцлав-Бреслау, и остался в полном восторге от этого визита. В этот раз я решил прыгнуть дальше – на границу, где меня ожидали два города — польский Згожелец и германский Гёрлиц…

Эх, дорога!..

В своих прошлогодних «Путёвых заметках» я довольно подробно остановился на путешествии из Питера во Вроцлав через Минск, Гродно и Варшаву (http://gatchinka.ru/putevye-zametki/v-tylu-vraga-vozvrashhenie-rezident.html). В этот раз я двигался тем же маршрутом, поэтому повторять сказанное не вижу смысла. Хотя кое-какие интересности считаю своим долгом упомянуть.

Итак, начало августа, суббота, Минск. Днём жара такая же, как дома. Хотя ранний приезд в столицу Белоруссии позволил насладиться утренней свежестью. В отличие от прошлого раза, я не забыл фотоаппарат в камере хранения и до отправления автобуса решил прошвырнуться по историческим местам. В частности, засветиться в Верхнем городе. Нырнул в метро и покатился до станции «Немига».

Минское метро не произвело особого впечатления. Здесь нет статуй, фресок и художественной росписи. По крайней мере, на центральных станциях. Минское метро практично и выполняет лишь функцию городского транспорта, а не музея. Жетончики – пластиковые, покоцанные и недолговечные. Интервал между поездами – 5 минут, поэтому на станции успевает собраться приличная толпа. Хотя, возможно, было просто утро выходного дня.

Минский Верхний город – историческое место, обязательное к посещению нашим братом-туристом. Тут тебе и действующий костёл, и функционирующая Ратуша, и музей Дом Ваньковичей, и элементы исторической застройки. И знаменитая кибитка – любимый объект для съёмки заезжими гостями. Я, естественно, тоже не удержался и запечатлелся на её фоне. С бронзовыми лошадьми.

Осмотрев окрестности, я двинулся в обратный путь. Пешком. Прогулялся по улице Ленина, вышел на проспект Независимости и потопал в сторону вокзалов. Всё-таки девять часов утра в выходной день – это хорошо. Людей – мало, машин – ещё меньше. Бредёшь себе нога за ногу, глазеешь по сторонам и не подпадаешь под влияние вечно куда-то спешащей толпы. На вокзале перекусил перед дальней дорогой, загрузился в автобус и отправился во Вроцлав. Народу было немного, так что я с удобством расположился на двух креслах и благополучно продремал половину пути.

В столицу Нижнесилезского воеводства я приехал в 4 часа то ли утра, то ли ночи. Ожидая открытия билетных касс, прогулялся по красивейшему железнодорожному вокзалу, навестил знаменитый чемодан, подышал воздухом на площади. К пяти часам утра возле касс уже скопились неслабые очереди. Встал и я.

То ли кассиры работали медленно, то ли поляки любят поговорить с кассирами за жизнь, но очередь двигалась неспешно. Мой поезд на Згожелец отходил в шесть утра, так что пришлось поволноваться. До заветного окошка я добрался за десять минут до отправления.

Поезд Вроцлав-Дрезден

Поезд Вроцлав-Дрезден

— Dzień dobry, pani! Proszę jeden bilet do stacji Zgorzelec! — выпалил я и протянул кассирше польский полтинник. Билет стоит 27,10 злотых. Хапнув билет и сдачу, я, гремя чемоданом, бросился на платформу. Но всё обошлось. Успел и перрон найти, и электричку отыскать, и место приличное занять. Всё, поехали.

Комфортабельный состав сообщением Вроцлав – Дрезден курсирует трижды в день. До столицы Саксонии на нём можно добраться за 4 часа. Без пересадок. До Згожельца – два с половиной часа. Меня же в этой электричке удивили несколько вещей. Первое – размещение кресел. Несмотря на «одноэтажность» поезда, они установлены так, что можно сидеть ниже – «на полу», как обычно, и выше – подняться на пару ступенек вверх, дабы обозревать окрестности и свысока поплёвывать на сидящих ниже. Кому как нравится.

Туалет в поезде Вроцлав-Дрезден

Туалет в поезде Вроцлав-Дрезден

Второе – реально бесшумный ход состава. То ли поляки научились делать рельсы без стыков, то ли звукоизоляция какая-то особенная, но в салоне движение поезда совершенно не ощущается. И третье – это туалет, словно в номере отеля средней руки. И по размеру, и по оснащённости. Вплоть до туалетной бумаги, освежителя воздуха и кнопки экстренного вызова, если кому-то поплохеет.

Вот в таких нечеловеческих, вражеских и бездуховных европейских условиях, если верить нашей пропаганде, я и промчался по просторам Нижней Силезии к цели своего путешествия…

Берег польский. Згожелец

Солнечным воскресным утром электричка «со всеми удобствами» бесшумно подкатила к станции Згожелец и я выбрался наружу. Парило. Чувствовалось, что жара, преследовавшая меня и в Питере, и в Минске, даст себя знать и здесь. Кроме меня, на польский перрон вышло всего несколько человек. Оставшиеся в поезде направлялись дальше — в Германию.

Оглядевшись по сторонам, я разобрался с маршрутом и направил свои стопы в сторону отеля. Три километра. Пешком. Через центр города. Отличная возможность обозреть окрестности, не прилагая дополнительных усилий. Колёсики чемодана тарахтели по тротуарной плитке, а я крутил головой и щёлкал затвором фотокамеры…

Центральный вокзал Згожельца

Центральный вокзал Згожельца

Собственно польская история Згожельца началась в 1950 году, когда был подписан Згожелецкий договор между ПНР и ГДР, определивший восточную границу Германии вдоль линии рек Одер и Нейссе. После окончания Второй мировой войны в 1945 году Советская армия передала управление городом в руки польских властей, а оставшееся немецкое население было депортировано в советскую оккупационную зону Германии.

Сначала было неясно, будет ли город окончательно включён в Польскую республику и поэтому в первые месяцы и годы после 1945-го здесь поселилось мало поляков. Вместо этого в 1949 году в Згожельце было размещено около 15 000 беженцев из Греции, спасавшихся от гражданской войны в своей стране. Посему с полным правом можно констатировать, что бывший саксонский город, ставший впоследствии польским, «основали» греки.

092

В память о первых не немецких поселенцах города назван Греческий бульвар – Bulwar Grecki, выходящий на берег Лаузитцер Нейссе. Или Нысы Лужицкой, как называют реку поляки. Заканчивая «греческую» тему, следует добавить, что в восьмидесятых годах большинство греков и их потомков, населявших Згожелец, возвратилось на родину, однако до сих пор в городе проживает около 200 этнических греков, говорящих по-польски. А нынешнее население города составляет чуть более тридцати тысяч человек.

За свою долгую историю город побывал в составе Польского и Чешского государств, пока в 1815 году окончательно не стал составной частью Пруссии, а потом Германии. Серьезные разрушения произошли в городе во время тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Зато во время Второй мировой Згожельцу повезло больше.

Весной сорок пятого все оставшиеся силы немцы стянули к Берлину, который являлся направлением главного удара Советской армии. Поэтому сколько-нибудь серьёзного сопротивления в Саксонии они оказать не смогли, и город был взят без особых потерь. Что, в свою очередь, благотворно сказалось на архитектурном облике Згожельца, практически не пострадавшем в ходе боёв.

Администрация города

Администрация города

 

Так что центр города сегодня представлен зданиями и строениями, возведёнными ещё в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, когда город был германским. В них до сих пор живут люди и размещаются различные организации. Как, например, городская администрация —  Urząd miasta, любопытное треугольное здание, расположенное на углу двух улиц – Варшавской и Болеслава Доманского.

Сразу оговорюсь, что Згожелец – место не туристическое. О нём вообще мало кто знает. Но именно такие места, именно провинция, затерянная вдали от больших центров, и привлекает меня со страшной силой. Ибо только в таких небольших городках можно почувствовать настоящих дух любой страны. В них течёт неспешная жизнь, здесь нет оголтелых толп из разряда «посмотрите налево, посмотрите направо», а местных жителей туристы не раздражают, а вызывают любопытство.

Отсюда и доброжелательность аборигенов, и душевная расположенность, и желание помочь иноземцу. Это не голословное утверждение – при общении с поляками я не чувствовал никакой агрессии и русофобии, о которой нам денно и нощно вещают отечественные «говорящие головы» из телевизора. Всё было чинно, благородно. Хоть дорогу спросить, хоть в ресторации перекусить, хоть за жизнь поговорить…

Улицы Згожельца

Улицы Згожельца

А я продолжаю «тарахтеть» дальше. Города, подобные Згожельцу, по моей классификации относятся к «лохматым». То есть, к настоящим, не приукрашенным различным «новоделом» и не отрихтованным в угоду разноязыкому турпотоку. Конечно, здесь есть туристическая улица Игнатия Дашинского на берегу Нейссе, где расположено большинство восстановленных под старину отелей и рестораций.

Но остальной город, по большей части, представлен исторической архитектурой, не видевшей ремонта, по крайней мере, со времен народной Польши. А здание главного железнодорожного вокзала Згожельца – Zgorzelec Miasto – вообще представляет из себя заброшенную трёхэтажную халабуду с заколоченными фанерой окнами!

Тем не менее, идёшь по старой улице и представляешь, что вдоль именно этих домов в начале прошлого века прогуливались почтенные немецкие бюргеры со своими фрау и киндерами. А на именно том балконе юная Гретхен ожидала свидания с юным Карлом. Что ни говорите, а есть в «лохматости» своя прелесть. Хотя, как говорится, каждому — своё.

Архитектурные фиги

Архитектурные фиги

Говоря об особенностях городской архитектуры, не могу не остановиться на «привете» от социалистической Польши. Это две серые блочные многоэтажки, торчащие, подобно фигам, над ровным слоем крыш исторических домов в три-четыре этажа. Прямо скажем, целостность общей картины основательно нарушена. Хотя подобные «изыски», увы, не редкость на просторах стран бывшей народной демократии, ведомых в светлое будущее Советским Союзом…

На полпути к отелю у меня разыгрался аппетит. Как-никак, полноценный обед был съеден в Минске почти сутки назад. К счастью, в Згожельце имеется множество точек общепита с различным меню и на любой кошелёк. Самым демократичным ресторанчиком, пожалуй, является заведение с названием, не требующим перевода — Zielona Pietruszka.

Он расположен на местных «пяти углах» и тут царствуют экологически чистые продукты. Правда, здесь не подают пиво, водку и коньяк, зато всегда в продаже… kompot! Да-да, это именно то, о чём подумал мой любознательный читатель. Его цена – 3 злотых. А один злотый на момент путешествия стоил 17-18 российских рублей.

Королевские креветки в ресторации Bella Maggio

Королевские креветки в ресторации Bella Maggio

Что же касаемо других блюд, то национальный польский суп «журек» обойдётся в 5 злотых, греческий салат – 6 злотых. На второе — говяжий гуляш за 12 монет, свиные биточки в соусе из лисичек – 16,50 или говяжья печень за 17,50 злотых. В качестве гарнира предлагается каша, рис и картофель, всё по 4 злотых. Если это кажется дороговато, то в «Петрушке» могут предложить pierogi ruskie. Они же пельмени. Порция из восьми штук обойдётся в 11 злотых. Polecam! Рекомендую.

Заморив червячка, я продолжил свой неспешный путь. Солнце уже припекало затылок, на улицах появились первые аборигены. И меня почему-то совсем не удивило, что это были особи мужского пола, выходившие из магазинов с банками и бутылками пива. Как-никак, накануне была суббота, а поляки – братья по духу. И употреблению…

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

(Продолжение следует)

Recommended for you
Курорт Старая Русса
Отправляйтесь на курорт!

 Наши отечественные курорты не хуже зарубежных, они достойны вашего внимания. Разговор пойдёт об известном курорте...