Home » Продолжение следует... » Паломничества Татьяны Саловой к родным пенатам
м. Юлия и о. Сергий Маевские, Татьяна Салова в храме Василия Великого в с. Горки 28 ноября 2021 г.

Паломничества Татьяны Саловой к родным пенатам

Прямо сейчас, когда пишутся эти строки, начинается моя очередная новая жизнь: с новым настроем и с новым именем; с персоной Елена Федотова я распрощалась.

И превеликое спасибо «Уездным ВЕСТЯМ» (1) за предоставленную возможность пропечатать это наиважнейшее для меня сообщение, ибо, как известно, что написано пером – не вырубишь топором. А потому, дорогой читатель, — обращаюсь буквально к каждому читающему этот мой опус: тебе, согласно этой пословице, придётся смириться с сим документом. Народная оценка письменного, а равно — напечатанного, слова всегда была высокой, придающей этому самому слову значение документа и обязательства. И, кстати замечу, теперь мне не нужен никакой паспорт. Но об этом – как-нибудь, если случится, в следующий раз. Пока же, давайте-ка, я поведаю вам о своём путешествии, а правильней сказать – о паломничестве, к родным пенатам.

Моё паломничество, — как мне теперь это видится, — началось очень, очень давно, ещё в прошлом веке, в прошлом тысячелетии даже, в стране, называемой тогда СССР, помните такую? В те, пра-исторические, годы никому не надо было объяснять смысл слов Владимира Харитонова из песни Давида Тухманова, исполняемой «Самоцветами»:

«…Мой адрес —
Не дом и не улица,
Мой адрес —
Советский Союз…»

Вместе с тем, на излёте, казалось-бы, вечной советской власти, «перекрасившиеся и перестроившиеся» везде и всюду уже конкретно раскачали национальный вопрос. Латвийская ССР, в столице которой я родилась и выросла, не стала в этом смысле исключением. Наоборот даже, Советская Прибалтика оказалась в сепаратистском авангарде. Не будем сейчас ворошить неоднозначную историю вхождения в 1940 г. Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР, она случилась задолго до моего рождения в 1968 г. Я появилась на белый свет уже после всех послевоенных забастовок немцев Восточной Германии, и после т.н. «венгерских событий», и после той самой «пражской весны». Но из своего детства я, конечно же, помню и прочитанную на кухне у одноклассницы, Наташи Белой, передовицу, обличающую академика Сахарова, и польскую «Солидарность» и такой, с ней связанный, короткий анекдот: « — Как ваши дела?/ — Как, как? Как в Польше…», и про ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан… И не только потому, что в нашей рижской 67-ой средней школе по вторникам перед первым уроком проводилась политинформация, которую нельзя было пропускать, но и потому, что я вообще была девочкой любознательной и в исследовательском смысле политизированной. Например, на летних каникулах после окончания пятого класса, находясь в гостях у маминой крымской тётушки Лены, в честь которой меня вынуждено назвали, я очень внимательно изучала и очень подробно конспектировала материалы ХХ, ХХI и XXII съездов партии. Нормально? – Вполне. С четвёртого по десятый класс я была бессменным экскурсоводом школьной Ленинской комнаты и с упоением вещала о детских годах Владимира Ильича. А ещё я была председателем совета друзей октябрят, ага. Нас же тогда учили не креститься-молиться, а клясться. Помните? – «Я (Имя, Фамилия), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы пионеров Советского Союза». И —  внимание! – прямо сейчас я снимаю с себя эту безбожную клятву. Умываю руки. Буквально. Это совершенно не помешает мне продолжать горячо любить свою Родину – г. Ригу, столицу Латвийской ССР. Меня, кстати, в паспорте РФ её лишили, указав, что место моего рождения – Латвия, что в корне неверно. Гражданств может быть несколько и разных, а Родина – т.е., место, где ты родился – одна-единственная. До сих пор помню и вряд ли забуду этот девиз: Lai dzīvo Padomju Latvija! Крестили меня, кстати говоря, в Советской Латвии. Мне было тогда четыре года, и я хорошо помню не только тот день, но даже какое на мне было платье. И я помню, как нас с сестрой мама и бабушка Лидия везли в ту самую церковь, на ул. Гоголя (интересно, переименовали эту улицу или нет?). И знаете, что я ещё помню? – то, что священник, совершавший Таинство, очень обрадовался, узнав, как нас с сестрой зовут: «Ольга и Елена — как хорошо! У вас будут именины в один день – 24-го июля». А потом, меня, уже десятилетнюю пионерку, бабушка научила молитве, которую я запомнила на всю жизнь: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Понятное дело, что этой молитве мою бабушку Лидию в своё время обучила её мама, моя прабабушка – Мария Екимовна. Я её хорошо помню и сейчас, на лето её привозили жить в Ригу. Мне было неполных пять лет, когда прабабушка, к нашему большому горю, погибла при несчастных обстоятельствах. Помню запах хвои и пионов на её похоронах, и помню, что на кладбище было очень много людей, которые не смогли все вместиться в кладбищенской часовне, когда шло отпевание…

Но я продолжу про Латвию, — пока ещё советскую, но уже стремящуюся к независимости от СССР. Справедливости ради скажу, что в Риге 1988-1989 годов было слышно не только — «Русские оккупанты, убирайтесь!», «Чемодан-вокзал-Россия!», но и – «Едьте в свою Россию, ищите свои корни!». Эх, надо было прислушаться и уже тогда отправиться искать эти свои корни… Но их, «свои корни», я серьёзно начала искать только когда мне перевалило за пятьдесят. И было это так — … Приготовьтесь, начну, издалека.

В ноябре 2019 г. меня пригласила на приём «свежеизбранная» Нещадим. Дело в том, что перед её этим приглашением я дозвонилась губернатору на «прямую линию» с вечными своими хлопотами за художников. Общеизвестно, что ни в Гатчине, ни в Гатчинском районе нет и никогда не было ни одного специализированного выставочного пространства. Подчёркиваю: никогда не было и нет до сих пор. В ходе аудиенции, в числе разных вопросов, касающихся «культур-мультур» проектов, включая выверенные и проговорённые «наверху» предложения — и по сохранению культурного и исторического наследия в Гатчине и Гатчинском районе, и по созданию выставочного пространства и арт-резиденции для гатчинских художников, я запросила у Людмилы Николаевны возможность провести на какой-либо значимой в Гатчине площадке авторскую художественно-документальную выставку «ПОМНИМ», приурочив её 75-летию Великой Победы, 76-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 76-летию освобождения Гатчины и возвращения этому городу исторического названия и открыв её конкретно 27-го января 2020 года. Сразу должна сказать, что из вороха моих предложений только это и было реализовано — Слава Богу! И здесь, всё-таки, не лишним будет напомнить строчки Роберта Рождественского, взятыми мной в качестве эпиграфа для выставки:

«Это нужно – не мёртвым,

Это надо – живым»

Выставку в итоге предложили провести в фойе гатчинского кинотеатра «Победа», на что я, разумеется, согласилась: прослеживалось вполне определённое созвучие общей темы и всех названий. Думаю, здесь уместно пояснить, почему я настояла именно на конкретной дате торжественного открытия выставки. Всё чрезвычайно просто – 27-го января 2020 г. моей бабушке, Лидии Александровне Мальгиновой, исполнилось бы ровно сто лет, а я давно уже задумывала провести художественно-документально-мемориальную выставку в её память и честь. Поэтому, выставка «ПОМНИМ» — во многом оказалась и нашей семейной историей; опять же: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» (Е. Агранович).

В работе над этой выставкой, прежде всего, принимала участие моя семья: мама – Нина Мальгинова, специально в тот раз приехавшая из Риги, мои муж Андрей и дети – Генрих и Аллочка, мой брат – Алексей Мальгинов и мой дядя – Георгий Мальгинов, специально приехавший на открытие выставки из Москвы. Большой вклад в создание выставочной экспозиции привнесли гатчинские художники —  Вячеслав Данилов, Анатолий Кучеров, Евгений Меркушев, Елена и Владимир Филатовы, петербургские историк и коллекционер Андрей Барановский и художник Олег Ильдюков. Участие сотрудников Музея истории Гатчины и заместителя председателя гатчинского общества ингерманландских финнов «Инкери Сеура» Любови  Севериковой в создании выставки «ПОМНИМ» трудно переоценить. Глава Гатчинского муниципального района и глава города Гатчина Виталий Филоненко и на открытии выставки, и в книге отзывов отметил важность сохранения нашей памяти и нашего знания проявленного героизма советского народа, высокой ценой завоевавшего Победу. Если бы юбилейный год Великой Победы не был бы омрачён продолжающимся до сих пор общемировым пандемическим ужасом, то уже с 1 по 10 мая 2020 г. выставка «ПОМНИМ» при поддержке Посольства России в Латвии была бы показана в международном культурно-деловом центре «Дом Москвы» в латвийской столице – Риге.

На самом деле, я не случайно так подробно рассказала про выставку «ПОМНИМ». Если начать разбираться, то можно будет в итоге убедиться, что каждая деталь этого рассказа так или иначе имеет непосредственное отношение к моему паломничеству. Кроме того, при отборе материала из семейного архива для выставки, были обнаружены очень ценные документы, в числе которых оказались и свидетельство о рождении моей прабабушки Марии Екимовны Саловой, и свидетельство о браке прадеда и прабабушки, составленные на основании, понятное дело, дореволюционных церковно-метрических книг, а так же — письмо и корешок денежного перевода, отправленные из осаждённого фашистами Ленинграда моим прадедом, Александром Николаевичем Чураевым, своей супруге с детьми – старшей, уже замужней, Евдокии и самой младшей, тринадцатилетней Антонине, которые с августа 1941 года находились в эвакуации в Ярославской области. Прадед погиб от голода в первую же блокадную зиму, его похоронили на Волковом кладбище, остались, опять же, документы эпохи: в трудовой книжке причина увольнения указана: «уволен ввиду смерти». Всего не перечислить, но важно понимать, что из этих «бумаг» мне стали известны родовые «явки и пароли», чем я не смогла не воспользоваться, почти сразу отправив тематические запросы в Ярославский областной и Угличский городской архивы. А дальше и параллельно – дело техники: я стала изучать страницы Малого атласа СССР, оставшегося у меня от моего родного дяди Александра Фёдоровича Мальгинова, и начитывать информацию в интернете. А потом, как-то очень решительно, в минувшем сентябре сделала себе подарок на день рождения — поехала в Ярославль, наивно полагая, что за один день (фактически же — почти за целые сутки) смогу посетить и о. Кенсорина (Фёдорова) в с. Спас-Подгорье, и наведаться в родовые деревни, которые, согласно картам, расположены очень даже от него недалеко. И все мои намерения могли бы запросто осуществиться, не было б у меня заблаговременно взято обратного билета. Не хватило-то всего одного-двух дней.

Схиархимандрит Кенсорин (Фёдоров) с игуменом Иосифом (Крюковым) 26 февраля 2019 г. в домовом храме (httpsvalaam.ru)

Схиархимандрит Кенсорин (Фёдоров) с игуменом Иосифом (Крюковым) 26 февраля 2019 г. в домовом храме (httpsvalaam.ru)

Кстати, обращаю внимание всё понимающих читателей на то, что старец Кенсорин, как-бы это странно не прозвучало, имел прямое отношение к гатчинской культуре. Но об этом сегодня я точно рассказывать не буду, хотя кодовое слово скажу: Пушкин. Для меня сейчас важно успеть сказать то, что после того, как почил летом минувшего года валаамский архимандрит, дорогой отец Мефодий, я почувствовала острую необходимость встретиться со старцем Кенсорином, потому как он для меня тоже «очень даже валаамский» священник. Почитайте интервью с ним в книге «У «пещер Богом зданных»/псково-печерские подвижники благочестия ХХ века», узнаете много душеполезного и интересного. Конечно, не все, но многие знают о том, что схиархимандрит Кенсорин (Федоров) долгое время хранит у себя в келье старинную икону «Споручница грешных», которую в свою очередь ему была передана схимонахом Николаем (Монаховым).  В начале ХХ века о. Николай обрёл эту чудотворную икону на московском подворье Валаамского монастыря… Сейчас старец Кенсорин живёт в с. Рождествено. Трудно туда добраться, ещё труднее там жить. А о. Кенсорину и лет уже немало, но он и служит всё ещё, и очередной храм восстанавливает, — настоящий подвижник, дай ему Бог… Получилось у меня к нему добраться: и на такси ехали, и пешком шли, и на тракторе повезло. Это всё спасибо хорошей, доброй женщине Людмиле, всё оказалось возможным только благодаря её помощи. Теперь мы с ней дружим и это очень греет.

Сентябрьская поездка в Ярославскую не осталась в этом году единственной. В конце ноября мне посчастливилось благословиться у мужа поехать в славный Мышкин-град: здесь тоже без подробностей, но если в двух словах — сбылась мечта! А уже из Мышкина я отправилась в старинный город Углич. И сильно им впечатлившись, в полдень следующего дня из Углича отправилась, – куда бы вы думали? – ну, разумеется, в родные пенаты, а конкретно – в с. Горки. Почему же в Горки? Сейчас всё будет ясно, но сначала давайте я напомню вам про имеющееся у меня на руках, так сказать, свидетельство о браке моих прабабушки Марии и прадеда Александра, составленное на основе записей церковно-метрических книг. «Расшифровав» запись «о месте регистрации брака», я абсолютно правильно пришла к выводу, что венчались Мария Салова и Александр Чураев в Церкви Василия Великого на Талице. А церковь эта не что иное как храм Василия Великого в селе Горки, основанный по официальной хронологии аж в 1802 году. Я думаю раньше. Но, взяв себя сильно в руки, в этом своём повествовании я не буду ничего говорить ни про «закопыши», ни про потопы, ни про утерянные технологии. И ни словом не обмолвлюсь о теории Носовского и Фоменко. Никакой «альтернативной истории», выдаю вам только практически официальную информацию. Итак, храм имеет три предела. Главный — свт. Василия Великого; зимний правый — св. вмч. Параскевы Пятницы; левый — в честь иконы Живоносного Источника. Все престолы освящены иерейским чином. Местно почитается икона Божией Матери Владимирская, по преданию освященная св. праведным Иоанном Кронштадским в 1900 году. Храм никогда не закрывался. Вот такую информацию я нашла в интернете: «Горки (Васильевский погост на Талице). Васильевская церковь, что на Талице, каменная, прочная, построена в 1802 г. тщанием прихожан. С тремя престолами: в настоящей холодной церкви один престол — в честь св. Василия Великого, в теплой церкви два престола: на правой стороне — во имя св. муч. Параскевы, освящен в 1897 г., и на левой стороне — в честь Живоначального Источника Божией Матери, освящен в 1897 г. 23 ноября. Часовня каменная в дер. Поцелове с 1903 г.». Кстати, мои дорогие пращуры Мария и Александр венчались в Горках именно в ноябре 1903 г.

Храм Василия Великого в с. Горки (построен в 1802г.)

Храм Василия Великого в с. Горки (построен в 1802г.)

А ещё там, в Горках, есть Родник, освящённый в честь Блаженной Ксении Петербургской. Расположен он на правом берегу реки Талица, в 180 м западнее храма. Святой источник обустроен и освящен летом 2011 года, каптирован, вода чистая, прозрачная, без запаха, приятная на вкус. И знаете? — если Бог даст, я там снова буду уже 14-го января, на Престольный праздник – святителя Василия Великого. Да, надо ещё не забыть сказать, что, по некоторым сведениям, около века назад, источник был этот освящен ещё святым праведником Иоанном Кронштадтским. Настоятель сельского храма, протоиерей Александр Лукич Ильинский, был однокашником святого Иоанна Кронштадтского, они вместе учились в семинарии, после которой, дружили и вели переписку. В прошлом веке, после того, как поставили в селе водокачку, источник, со временем пришёл в запустение. И уже в наше время, селянам, благодетелям, совместно с иереем Сергием Маевским, удалось восстановить источник и оборудовать при нем закрытую купель. По молитвам ко Господу и его святому угоднику, люди получают помощь при проблемах с зачатием детей (есть уже случаи помощи в наше время). На всякий случай, напишу, как туда добраться: на личном транспорте по трассе Углич-Ростов, от Ростова до Ильинского Угличского района, обязательно проехать через село Ильинское, дальше ехать до Василево (12 км от Ильинского), а затем до Горок. Есть еще дорога от Сергиева Посада по Калязинской трассе через Нагорье на Углич и перед трассой Ростов-Углич, направо в с. Ильинское, а там до Василево до Горок. Надо подъехать к храму в центре села и от колокольни вниз по тропе примерно 500 м к речке Талица, тропа хорошая, за ней следят,
В сторожке у храма живет настоятель, иерей Сергий Маевский, телефон: +79106658267. Координаты: 57°15’36.0″N 38°34’51.7″E

И с настоятелем храма, и с матушкой Юлией я познакомилась во время своей ноябрьской поездки. Семья эта просто удивительная, а самое главное – православная по-настоящему. У о. Сергия и м. Юлии одиннадцать детей, вы представляете? И, кстати, у одного из их сыновей есть друг по фамилии Салов. Не из моих ли родственников? Абсолютно точно, завтра-послезавтра надо снова ехать, прояснить ситуацию. О том, что мне станет известно и о том, почему я вдруг стала именно Татьяной Саловой, я расскажу вам по возвращению.

Итак, продолжение следует…

Татьяна Салова

11.01.2022

(1) – Этот текст был написан для газеты «Уездные ВЕСТИ» и опубликован в №1 (488), 7-13 января 2022

На верхнем фото: м. Юлия и о. Сергий Маевские, Татьяна Салова в храме Василия Великого в с. Горки 28 ноября 2021 г.

Recommended for you
Артур Аршакуни
Лазерный уровень, или Жизнь и смерть в маленьком посёлке городского типа (пасхальная сказка) — Артур Аршакуни (заключительная часть)

XI.Он уже заканчивал, когда из леса потянулись первые ходоки – Серёга Волобуев и Петька Назаров...