Великий русский педагог работал в Гатчине
В Гатчине увековечена память Константина Дмитриевича Ушинского, знаменитого русского педагога, основоположника русской научной педагогики. На здании бывшего Сиротского института (ныне школе-интернате) в сентябре 1971 года была установлена мемориальная доска. В настоящее время, 2 марта 2023 года, в Гатчинском педагогическом колледже имени К. Д. Ушинского также была открыта мемориальная доска, посвящённая этому великому педагогу.
В 1854 году К. Д. Ушинский был назначен в Гатчинский сиротский институт, где он работал преподавателем русской словесности и юридических предметов, а затем и инспектором классов в течение пяти лет. Здесь в одной из комнат, нашёл он то, что навсегда определило его дальнейшую жизнь. Это было собрание педагогических книг, оставленное одним из прежних педагогов-экспериментаторов, Егора Осиповича Гугеля (1804-1841), ученика Песталоцци, посвящённые проблеме первоначального обучения и методике преподавания родного языка. Педагогические идеи его предшественника, Е. О. Гугеля, оказали большое влияние на формирование педагогических взглядов К. Ушинского. Работая в Гатчине, он участвовал в издании «Журнала для воспитания». В статьях, которые он публиковал в этом журнале, Ушинский рассматривал необходимость развития национальной педагогики, пришёл к выводу о необходимости трудового воспитания, чередовании умственного и физического труда. За годы работы в Гатчине Ушинский пытался решить проблемы преподавания русского языка.
Именно здесь, в Гатчине, родился замысел создания книги для первоначального обучения детей, книги, которая должна была облегчить ученикам и учителям процесс овладения родным языком – устной и письменной речью, помочь развитию мышления.
В России вышел новый учебник Константина Дмитриевича – «Родное слово» (1864), предназначенный для обучения в школе и дома. Наряду с учебником «Детский Мир», «Родное слово» также стало общедоступным учебником для начального обучения детей. Автор поместил в них рассказы и сказки, которые слышал в своём детстве, а некоторые он сочинил сам. Они рассказывают о том, что близко детям, что их окружает в повседневной жизни, — о животных, и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх. Рассказы учат уважительно относиться к человеку труда и делу его рук (рассказ «Осень» из сборника Ушинский К.Д. «Рассказы и сказки» — М., 2014.), поднимают вопросы высоконравственных отношений между людьми, воспитывают любовь и бережное отношение к природе и животным.
«Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей», написанное К.Д. Ушинским, остаётся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.
Он считал сказки одной из форм обучения и воспитания подрастающего поколения, и даже включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сказка делает свое дело: помогает ребёнку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу.
Сказка «Два козлика» — высмеивает упрямство. Встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один другому дорогу, а в итоге оба упали в реку.
Сказка «Ветер и Солнце» — о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Но они не подумали, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказки Ушинского – своеобразный «учебник», по которому ребёнок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живёт, просто необходимо соблюдать определенные правила. Их простота, доступность и эмоциональность и по сей день привлекают юного читателя.
Информация детской библиотеки г. Гатчина