Home » N.B! Тема » Учение с оздоровлением
Алексей Севериков

Учение с оздоровлением

Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского — один из лидеров школьного образования Гатчинского района. Гимназисты регулярно участвуют в образовательных конкурсах и олимпиадах, где стабильно показывают высокие результаты, становятся победителями и лауреатами.

¦Гимназия Ушинского

А год назад учебное заведение стало опытной площадкой для внедрения новации, позволяющей не только улучшить образовательный процесс, но и способствующей сохранению здоровья ребёнка.

Преподавателю дополнительного образования Алексею Северикову нет и сорока. Высокий, худощавый, импульсивный. Очки, лёгкая небрежность в одежде, искренняя увлечённость любимым делом и уверенность в своей правоте невольно вызывают в памяти образ молодого то ли «лирика», то ли «физика» шестидесятых.

Алексей Анатольевич в 2006 году окончил Восточный факультет СПбГУ — афганская и иранская филология. В нулевых годах поработал и в администрации Гатчинского района, и в Аграрном университете. С 2013 по 2016 года был советников главы Республики Карелия по работе с общественными организациями. В настоящее время — директор АНО «Информационно-аналитический центр» со штаб-квартирой в Гатчине. И ведёт факультативные занятия со старшеклассниками гатчинской гимназии по основам управления и изучению персидского языка.

А ещё Алексей Севериков стал активным популяризатором новации по внедрению в школах Гатчинского района здоровьесберегающих технологий. Первый класс, оборудованный по такой методике, появился в гимназии К.Д. Ушинского именно благодаря его инициативе.

— Главная причина всех проблем со здоровьем детей — обездвиженность, — убеждён преподаватель. —  Уже через 10 минут сидения в организме начинают развиваться отрицательные процессы. Происходит деформация позвоночника, угнетается работа всех систем — нервной, сердечно-сосудистой, лимфатической, органов зрения и других. Сегодня большинство людей ежедневно находится в неестественной сидячей позе. Ребёнок же сидит каждый день по 6-8 часов только в школе, не говоря уже про дом и дополнительные занятия, чем наносит своему здоровью непоправимый ущерб. У детей организм только формируется, и получается, что он изначально формируется неправильно.

Каменногорская школа Выборгского района стала первой в Ленинградской области, запустившая класс по методике здоровьесбережения профессора В.Ф. Базарного. В течение нескольких лет специалисты проводили исследования, которые показали, что ученики, занимавшиеся с первого по четвёртый класс по этой методике, улучшили все медицинские показатели по отношению к учащимся традиционных классов. Этот пример сам по себе является доказательством полезности обучения «в движении» или, как его ещё называют, «режима динамической смены поз»

Наша справка

Здоровьесберегающие технологии профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного появились в конце 1980-х как ответ на проблему ежегодного ухудшения здоровья детей. После многолетних исследований в сотнях школ, специальной лабораторией НИИ медицинских проблем Севера под руководством профессора Базарного в 1989 году была принята программа Минздрава РСФСР о переоборудовании школ России по этой технологии. Но из-за развала Советского Союза этого не случилось. Программа эта действующая, она утверждена Минздравом России и направлена на массовую профилактику более сотни различных заболеваний.

Алексей Севериков у шведской стенки

Алексей Севериков у шведской стенки

Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько десятков элементов, основным из которых является конторка — парта для работы стоя, почти забытый предмет мебели, который современные люди открывают для себя вновь.

— Многие родители задают вопрос: разве ребёнок не устаёт, когда ему приходится стоять без движения? — продолжает Алексей Анатольевич. — Но ведь он не стоит по стойке «смирно», как солдат на посту. Он переминается с ноги на ногу, может покрутиться, потянуться вверх, облокотиться на конторку, размять руки — ему это не запрещено. Опять же, стоящий и сидящий ученики меняются местами каждые 10-15 минут. То есть, обеспечен полноценный режим труда и отдыха. Практика показывает, что дети, которые учатся в таких классах, предпочитают больше стоять, чем сидеть. В идеале — сидячая парта вообще не нужна, достаточно высокого стула для временного отдыха, на который можно сесть или просто к нему прислониться.

Если обратиться к истории, то в комнате юного Саши Пушкина в Царскосельском лицее нет парты — там стоит только конторка. И вопросам физической активности, равномерно распределённой в течение дня, в то время придавалось огромное значение.  В распорядок дня Лицея входили три часа прогулки при любой погоде, плавание, гребля, конная езда, фехтование, танцы, музыка, физкультура. Половина времени юного лицеиста занимала активность различного рода.

— В идеале — современные школьники должны заниматься тем же самым, — считает преподаватель Севериков. — Кто мешает ввести в школьную программу, например, уроки танцев? Или уроки гребли, благо озеро рядом? И тогда в школьных стенах мы вырастим бодрых, физически развитых, здоровых детей. Так что технология «стоячей» формы обучения — это компенсирующая технология. Она компенсирует вред, наносимый школой.

Цифры и факты

Президент Академии медицинских наук М.И. Давыдов ещё 15 лет назад сказал, что в России не осталось здоровых детей. По данным Минздрава за 2019 год, в первом классе здоровых детей лишь 4 процента, в одиннадцатом классе их нет совсем. К примеру, военкомы жалуются, что не могут выполнить план по призыву в армию: у призывников — огромные проблемы со здоровьем. А по советским нормам уже не годен никто.

— Поэтому я решил действовать, — улыбается школьный новатор. — В 2019 году предложил одному из наиболее опытных педагогов и руководителей в сфере образования — директору гимназии Александру Николаевичу Сергееву — сделать первый класс по «оздоровительной» методике. Он меня поддержал. Как и учитель начальной школы Наталья Сергеевна Глуханова, которая взялась за этот непростой труд, за что ей большое спасибо.

Дальше — больше. Алексей Севериков обратился в Комитет образования администрации Гатчинского района, который тогда возглавлял Сергей Попков. Тот также поддержал начинание, тем паче, что в учебный процесс никаких изменений не вносилось — это исключительно вопрос гигиены и эргономики. В классе установили здоровьесберегающую мебель и ряд дополнительных элементов, на что комитет выделил порядка 400 тысяч рублей. К слову, стандартный комплект класса — конторки, парты, стулья и массажные коврики для ног — стоит 250 тысяч рублей. Класс с дополнительными элементами — до 500 тысяч.

Доска для письма

Доска для письма

— В июне прошлого года я встретился с губернатором Александром Дрозденко, показал ему фотографии, рассказал о методике и попросил поддержки в создании в Гатчинском районе как минимум девяти аналогичных классов, — продолжает Алексей Севериков. — И ещё попросил прибор компьютерной оптической топографии, позволяющий определить состояние опорно-двигательного аппарата ребёнка. Который, в отличие от того же рентгена, полностью безопасный. Губернатор поинтересовался стоимостью проекта, заметил, что деньги — не проблема, и дал поручение областному Комитету образования заняться этим вопросом. Но вот прошёл уже год — и тишина. Надеюсь, что вопрос всё-таки будет решён.

Между тем, «оздоровительная» инициатива гимназического новатора уже получила распространение в пределах Гатчинского района. Первого сентября два подобных класса — для младших школьников и старшеклассников — открываются в Коммунарской СОШ №2. Активную поддержку этому начинанию оказал директор школы Сергей Семёнович Семяшкин.

На оборудование двух классов, по самому минимуму, требовалось 400 тысяч рублей. 250 тысяч выделил руководитель фракции «Справедливой России» в Законодательном собрании Ленобласти Александр Александрович Перминов, являющийся председателем комиссии по образованию ЗАКСа. А вторую половину — примерно 150 тысяч — выделил Комитет образования Гатчинского района.

— Надо отметить, что появление инновационных классов в Коммунарской школе — это заслуга депутата Анны Оснач, руководителя благотворительного фонда «Счастливое будущее», — отмечает Алексей Анатольевич. —  Именно она познакомила нас с директором школы и предложила внедрить нашу идею на Коммунарской «почве». Анна также организовала встречу с депутатом Перминовым, который выступил в качестве мецената. За это хочется сказать ей огромное спасибо!

Цифры и факты

В России более пятидесяти регионов применяют в своих образовательных учреждениях здоровьесберегающие технологии. Лидерами по внедрению новаций являются Амурская — около 500 школ и детских садов, и Белгородская — порядка 350 школ и детских садов — области. 

Следует сказать о дополнительных элементах, которые играют особую роль в процессе обучения. К примеру, тренажёр «Бегущие огоньки». По углам кабинета — под потолком — размещены лампы, которые загораются в разной последовательности. И ученики должны поймать глазами загоревшуюся лампу. Это хорошая тренировка для глазных мышц, мышц шеи и всего туловища, вплоть до мышц ног. Тренажёр включается на каждой перемене или на уроке по решению учителя.

Также установлена деревянная шведская стенка, на которой дети, особенно мальчики, могут размяться на перемене. Она оснащена съёмным турником — высоту можно регулировать. По стенке удобно лазить, подтягиваться или просто висеть. Главное, что ребёнок двигается и работают все группы мышц.

— Ведь что делают дети на перемене? Они бегают, — констатирует Алексей Анатольевич —  Они сбрасывают стресс от сидения. Когда дети учатся в режиме динамической смены поз, у них нет особой потребности в беге, поскольку нет стресса. И они ведут себя спокойнее. Установлено, что педагогическая усидчивость ребёнка повышается, несмотря на то, что он стоит!

Компьютерный оптический топограф

Компьютерный оптический топограф

Также в число дополнительных элементов входит и доска для письма, на которой малыши учатся писать. Многим поначалу трудно даются мелкие буквы, а доска позволяет упростить освоение письма и счёта. К тому же, при работе с доской используется специальный удобный каллиграфический мел, который почти не оставляет следов на пальцах.

А ещё дети учатся писать «устаревшей» перьевой ручкой — это тоже дополнительный элемент. Перьевая ручка не напрягает руку — чернила вытекают сами, и не создаёт стресса в отличие от шариковой ручки — нажим блокирует руку и вызывает физическую боль у ребёнка.

За конторкой ученики стоят без обуви — на специальном массажном коврике с деревянными бусинами, приятном на ощупь. Коврик массирует ступни, улучшает кровообращение и является профилактикой плоскостопия.

— Как дети реагируют на «стоячее» обучение? Дети на нашу новацию всегда реагируют положительно. А вот с родителями, конечно, нужно работать, — разводит руками педагог. — У многих есть своё мнение по вопросу здоровья детей, они считают, что знают проблемы физиологии ребёнка лучше, чем специалисты. В прошлом сентябре, когда класс в гимназии только открылся, у нас прошло родительское собрание. И далеко не все поддержали идею обучения «в движении». Мне запомнилось выступление одной из мам. Она обратилась к родителям с краткой, но эмоциональной речью, сказав примерно следующее: «У ваших детей уже сейчас большие проблемы со здоровьем. В первый раз к нам пришли люди, которые проявили заботу о здоровье наших детей! И что же вам ещё надо?!»

Цифры и факты

Здоровьесберегающая технология обучения принята на государственном уровне в Белоруссии и Азербайджане. Схожие методы учёбы за конторками применяются в Финляндии, Германии, Швейцарии, США и Австралии. В Ленинградской области первый такой класс появился в Каменногорске 12 лет назад.

В планах энтузиастов из гимназии К.Д. Ушинского — открытие в Гатчинском районе научно-образовательного центра по здоровьесберегающим технологиям — с целью дальнейшего их развития, усовершенствования всех элементов и оборудования. Проводится обучение преподавателей по этой методике с выдачей сертификата.

На сентябрь-октябрь запланировано открытие ещё двух специализированных классов в гатчинской гимназии — для начальный и средней школы, а также один кабинет в детском саду в Белогорке — в подготовительной группе. По этим вопросам поддержку оказал глава Гатчинского района Виталий Филоненко.

— Гатчинский район с его тремя «стоячими» классами на данный момент является лидером по внедрению здоровьесберегающих технологий в Ленинградской области, — резюмирует Алексей Севериков. — Но, чтобы «закрыть» весь Гатчинский район, необходимо открывать минимум по 200 классов ежегодно! И тогда лет через 15-20 мы решим вопрос со здоровьем детей. Будем надеяться, что в районе и области скоро начнётся системное переоборудование классов по методике профессора В.Ф. Базарного.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

На верхнем фото Алексей Севериков