Со скульптурой – на выход
В мастерской известного гатчинского скульптора Валерия Шевченко на Аэродроме холодно: первые дни марта ознаменовались возвращением февраля. Валерий Владимирович растапливает печь. В одной руке – кочерга, в другой – любимая сторожевая кошка. Растапливает, возможно, в последний раз. Согласно распоряжению районных властей, скульптору предписано, в установленный срок, покинуть занимаемое помещение…
О Валерии Шевченко за его долгую творческую жизнь сказано и написано немало, а его работы по праву служат украшением знаковых мест города и района. Среди них – бюст «гатчинскому всему» А.И. Куприну при входе в центральную библиотеку, памятник Воину-освободителю в Гатчине, пушкинской няне Арине Родионовне в Воскресенском, многочисленные памятные доски. 18 его работ имеют государственное значение. И все творения члена Союза художников России зарождались в его мастерской, где он работает уже 37 лет. Точнее, работал.
— Я ведь для Гатчины всё и делал, для любимого города, — признаётся Валерий Владимирович.
В мастерской скульптора – десятки макетов и набросков, иллюстрирующих творческий потенциал и задумки художника. Вот бюст Джека Лондона, о создании которого давно мечтал Валерий Шевченко. По соседству – некое подобие фигуры Деда Мазая с живностью на руках. На антресолях притаилась голова Ильича-первого, как привет из недавнего советского прошлого. На столе разместилась узнаваемая карикатурно-коротконогая деревянная фигура в усах и с трубкой – всесоюзный генералиссимус.
А вот макет памятника «Детям войны». На фоне стилизованного взрыва — худощавый мальчишка в кепке обнимает младшую сестрёнку, прижимающую к себе плюшевого мишку. В самом начале десятых в мастерскую скульптора заглянул последний мэр Гатчины Александр Калугин и высказал предложение Союза ветеранов о создании памятной композиции. Скульптору идея понравилась. Но её воплощение так и осталось лишь в макете.
— Вместо полноценного памятника, имеющего историческую и нравственную составляющие, в центре города появилась ещё одна «могила» — абсолютно безвкусная композиция, — сетует Валерий Владимирович.
Впрочем, одну из своих масштабных задумок художнику воплотить удалось. На небольшом участке рядом с мастерской Валерий Шевченко вместе с друзьями-единомышленниками собственными руками разбили целый скульптурный парк, населив его героями пушкинских сказок. Настоящее Лукоморье! Вот «русалка на ветвях сидит», вот леший бродит, вот избушка на курьих ножках, что «без окон, без дверей», вот серый волк с царевной. Это сказочное место очень полюбилось гатчинской малышне, которая приходит сюда на экскурсии.
Да и само здание, где располагается мастерская, уже можно считать историческим, которых, к слову, в Гатчине осталось немного. Построенное в начале прошлого века, оно выполняло обслуживающие функции Гатчинского аэродрома и авиационной школы – здесь размещалась метеослужба. Возможно, в своё время здесь бывали и автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров, и начальник офицерской Воздухоплавательной школы генерал Александр Кованько, и легендарный советский ас – «воздушный хулиган» Валерий Чкалов.
После войны в доме появились квартиры – жилья не хватало. Пока однажды здание не сгорело в результате пожара. Остались лишь безжизненные стены, которые «оживили» Валерий Шевченко сотоварищи с благословения тогдашнего начальника управления ЖКХ администрации Гатчины Геннадия Скоробогачёва. Художники-энтузиасты привели пожарище в относительный порядок: положили крышу, настелили полы, поставили печи. И работа, как говорится, закипела.
В марте 2001 года партнёрские отношения между творцом и властью были официально оформлены соответствующим договором №21, согласно которому комитет по управлению имуществом МО «Город Гатчина» передал Валерию Шевченко занимаемое им нежилое здание в безвозмездное пользование. Безвозмездно, значит, даром, поэтому в документе прописана процедура расторжения договора по первому требованию одной из сторон с уведомлением за месяц.
Поскольку на тот момент земля под мастерской не вызывала интереса у городских властей и никто расторгать заключённый договор не планировал, то его подписание выглядело лишь пустой формальностью закрепления уже сложившегося положения дел. Так сказать, при полном непротивлении сторон и к обоюдному удовлетворению.
Административная реформа по объединению городской и районной властей потребовала внесения изменений и в существующий договор. Поэтому в мае 2014 года права на занимаемое скульптором Шевченко помещение были переданы из ведения комитета по управлению имуществом МО «Город Гатчина» собственно в администрацию района.
А в сентябре, согласно договору уступки прав и обязанностей, Гатчина передала здание в ведение администрации Гатчинского муниципального района. Без каких-либо особых претензий к месту нахождения мастерской известного художника. Статус-кво сохранялось. К обоюдному удовлетворению. До недавнего времени.
По словам Валерия Владимировича, летом прошлого года на пороге мастерской появились представители КУМИ Гатчинского района, которые провели осмотр здания и задокументировали осмотренное посредством фотокамеры. «Не беспокойтесь, всё в порядке», — заверили скульптора чиновники. Но оказалось, что не всё.
Осенью из комитета по управлению имуществом потребовали принести договор с Гатчинскими электросетями и продемонстрировать квитанции о своевременной оплате за потреблённую электроэнергию – нет ли задолженности. В душе скульптора зародились смутные сомнения. Которые разрешились 5 декабря на приёме у замглавы администрации ГМР Романа Дерендяева.
В присутствии главы района Андрея Ильина, председателя комитета по управлению имуществом Александра Аввакумова и председателя комитета по культуре Даниила Мкртчяна старейшему гатчинскому скульптору было предложено освободить занимаемое помещение. В месячный срок. Согласно заключённому договору. Причина – неэстетичный вид здания, которым оно нарушает целостную картину микрорайона и подлежит сносу.
В интервью телеканалу ЛОТ замглавы администрации Гатчинского района Илья Носков так прокомментировал ситуацию: «На встрече в декабре было достигнуто консолидированное решение, что он освобождает помещение и ему нужно на это 7 месяцев. Вопрос поднимался об альтернативных объектах. Нам было заявлено, что у него есть ряд предложений по Гатчинскому району. Его приглашают, и он готов уехать. У нас достаточно дефицитная ситуация по помещениям, но мы готовы рассматривать различные варианты, чтобы сохранить творческую мастерскую скульптора».
— Я закон соблюдаю, если надо освободить помещение – освобожу, — разводит руками Валерий Владимирович. – Но как они могут поступать так бесчеловечно со скульптором, который более полувека работал в Гатчине и для Гатчины? И заявлять, что в городе для моей мастерской места нет?
Но наш город не без добрых людей. Друзья и коллеги скульптора, действительно, предлагают ему помощь с «крышей над головой», но Валерий Шевченко не хочет никого обременять. Хотя не исключат возможности, что придётся воспользоваться чьим-нибудь предложением. А что делать? Ведь всё по закону. Вот детское Лукоморье жалко. Будет досадно, если оно исчезнет.
К слову, администрация района проявила к художнику снисхождение и продлила месячный срок выселения на полгода – до 1 июля. Аккурат ко дню рождения Валерия Викторовича, которому летом исполнится 82 года.
А пока Гатчинское товарищество художников и представители общественности обратились за помощью к главе МО «Город Гатчина» Виталию Филоненко. «Освобождение помещений мастерской и территории возле неё означает буквальное уничтожение основной части творческих работ заслуженного художника В.В. Шевченко, что вызывает серьёзную обеспокоенность… Есть твёрдое понимание того, что нельзя позволить уничтожить эту мастерскую. Просим Вашего прямого вмешательства», — говорится в письме, подписанном общественным председателем ГТХ Еленой Федотовой и ещё десятком деятелей культуры Гатчинского района.
Впрочем, письма можно писать хоть президенту, но результат этих обращений один: все они возвращаются «на места». Туда, где решение уже принято и обжалованию не подлежит. «В любом случае, здесь мне житья не дадут», — с грустью резюмирует скульптор Шевченко. Так что со скульптурой – на выход. И иной альтернативы для нас не предусмотрено. Ведь всё по закону.
Алёна РЫБАКОВА
От редакции. Мы попытались прояснить ситуацию со скоропалительным выселением скульптора Шевченко и судьбы его мастерской у представителей руководства Гатчинского района. Результаты, скажем прямо, не обнадёжили.
Так, председатель «имущественного» комитета ГМР Александр Аввакумов деликатно уклонился от ответов на вопросы нашего журналиста и посоветовал обратиться за разъяснениями в пресс-службу администрации. Руководитель «культурного» комитета Даниил Мкртчян посетовал, что скульптор не явился на встречу, организованную «по его вопросу» на прошлой неделе. Даниил Арменович уверен, что Владимира Шевченко «накручивают» оппозиционные краеведы. В начале зимы, когда ему было вручено предписание о выселении, скульптор был более покладистым и безропотно согласился к лету освободить мастерскую. На вопрос о причинах, заставивших чиновников сгонять скульптора с насиженного места, председатель комитета по культуре ответил, что причины «объективные» и предположил, что на месте дома №30 по улице Генерала Кныша пройдёт новая городская магистраль.
Председатель комитета архитектуры и градостроительства Гатчинского района Елизавета Гречухина оказалась единственным руководящим чиновником, побывавшим в мастерской Валерия Шевченко. «Как культурная точка притяжения, как место, куда приходят дети, мастерская имеет право на существование, — согласилась Елизавета Владимировна. — Но с эстетической точки это место никак не вписывается в окружающий ландшафт. Конечно, в асфальт исторический участок закатывать не надо, но придать ему надлежащий вид необходимо». Правда, главный архитектор города о выселении скульптора узнала лишь постфактум – когда забурлила общественность.
Нам попыталась помочь пресс-секретарь администрации Гатчинского района Мария Герман. По её словам, есть план-проект застройки микрорайона «Аэродром», согласно которому в будущем на месте неэстетичного дома, якобы, появится новое здание, где разместятся комфортабельные мастерские художников и детский творческий центр. Но сроки этого будущего пока не определены. А пока руководство района планирует пригласить Валерия Владимировича ещё на одну встречу, дабы расставить все точки над i.
Реакция именитого скульптора была ожидаемой: «Не пойду. Никто из них у меня ни разу не был, моими заботами не интересовался, так с какой стати я должен идти к ним?».
P.S. 15 марта утром в мастерскую скульптора пожаловали гости: глава Гатчинского района Андрей Ильин, заместители главы администрации ГМР Илья Носков и Роман Дерендяев.