Home » N.B! Тема » Сиверской железнодорожной школе – 100 лет
Сиверская школа №3

Сиверской железнодорожной школе – 100 лет

От школьной тропинки до школьной дороги пролёг путь длиною в 100 лет.

1918-2018 года — это целая эпоха школьной жизни в документах, фотографиях, воспоминаниях, которые хранятся в музее Сиверской средней общеобразовательной школе №3. Представить такой временной отрезок в одной статье не представляется возможным. Информацию о школе и её историю можно найти в интернете. Мне же хотелось показать школу в начале и в конце столетия.

Сто лет назад, хоть школа  и создавалась для детей железнодорожников, в ней обучались и дети, проживающие вблизи от станции. Железную дорогу надо было обслуживать. Рабочие и служащие, живущие постоянно на разъездах и глухих станциях, вдали от цивилизации, не могли пользоваться основными школами для обучения своих детей грамоте.

При советской власти школы для детей железнодорожников находились в ведении Наркомата народного просвещения. После выхода постановления ЦИК и СНК в 1936 году такие школы переходят в ведение Наркомата путей сообщения. Управление железнодорожными школами стал осуществлять отдел учебных заведений в составе НКПС, затем МПС. Для всех школ, независимо от ведомственной принадлежности, в стране был единый образовательный стандарт. Железнодорожная школа не готовила железнодорожников, хотя при этом ей ставилась задача профессиональной ориентации детей на дальнейшую работу на железной дороге.

богданов иван васильевич_новый размер

А все началось с того, что в 1918 году молодая семья Богдановых — Иван Васильевич и Лидия Ивановна, на основании декрета Советского правительства о народном образовании, были направлены на станцию Сиверская. Им предстояла нелегкая работа — открыть здесь школу для обучения детей работников железнодорожного транспорта

Из анкеты Лидии Богдановой, находящейся в Ленинградском Губернском отделе Народного образования, от 4 июня 1923 года: «1888 года рождения, уроженка Эстляндской губернии, Везенбергского уезда, с августа месяца 1918 г. — учительница Сиверской железнодорожной школы 1-й ступени им. Кольцова (ст. Сиверская, Строганов мост)».

богданова лидия ивановна_новый размер

Сама Лидия Ивановна вспоминала:

«Уже в феврале 1919 года на ст. Сиверской  возникла  железнодорожная  школа. Сначала школу разместили в хорошей даче на берегу Оредежа, в бывшем лазарете, там, где сейчас построен дом Зареченского лесничества. Но уже через год детям было отдано ещё лучшее здание – дача художника И.Н. Крамского, на противоположном берегу реки. Здесь школа работала более 20 лет, до 1941 года — начала войны с гитлеровской Германией.

В школе не было парт. Из бывшего лазарета мы перевезли в дачу Крамского столы, скамейки, табуретки, тумбочки. Из стола с коричневой столешницей устроили классную доску. Искали старые учебники, книги для школьной библиотеки, сами делали учебные пособия. Страна голодала, но для детей правительство выделяло продукты. Из Ленинграда присылали в школу пшеницу, воблу, пшено, чечевицу, картофель… Школьников кормили горячими завтраками.

Родительский комитет много хлопотал о том, чтобы одеть детей. Издалека привозили сапоги, кое-какую одежду. В 1924 году ивановские ткачи прислали нам несколько рулонов сатина и ситца. Своими силами шили ребятам костюмчики и платьица.

Учились у нас дети железнодорожников с ближайших станций, а также ребята из Межно, Большево и других деревень. Для тех, кто жил на станциях Строгоново и Дивинская, каждый день после занятий подавался маневровый паровоз с одним классным вагоном, так как по расписанию поезда ходили только рано утром и поздно вечером. Но это устраивало не всех. Пришлось создать интернат. Варшавская поликлиника прислала нам 20 подушек, кровати, матрасы. Железнодорожный отдел рабочего снабжения — ОРС, так тогда называли, раздобывал для нас нужные вещи. Вскоре дети стали жить при школе, а в классах появились карты, доски, глобусы…

Молодой Советской республике старались помочь международные прогрессивные организации. Помню, как американское общество АРА прислало нам медикаменты, одеяла, простыни, наволочки…

Большим успехом у местных жителей пользовались спектакли, которые устраивали учителя. Билеты были платные, вырученные деньги шли на питание учащимся».

мартынов василий константинович_новый размер

 

Вера Евгеньевна Гефт-Макарова, учительницы начальных классов Сиверской неполной средней железнодорожной школы, в которой она работала с 1935 по 1941 года,  писала о школе так:

«Начальная железнодорожная школа на станции Сиверская занимала один большой дом. Ранее здесь была дача художника Крамского И.Н. Дом был расположен на высоком правом берегу реки Оредеж и окружён большим парком. Здесь росли дубы, липы, лиственницы. К окнам подступали пышные кусты сирени. Не менее красивый вид был на спуске к реке. Там, у воды, проходила аллея серебристых ив. Сейчас от этой аллеи остались три-четыре дерева. Низкий берег часто затапливало, когда поднимался уровень воды в Оредеже.

С другой стороны открывался вид на железную дорогу и железнодорожный мост. В парке, неподалеку от дома, стояло ещё одно здание — мастерская художника. Его отдали под квартиры для учителей. К сожалению, оно сгорело летом 1922 года. Был здесь ещё маленький одноэтажный домик, который сначала использовали также под жильё, а затем оборудовали в нём столярную мастерскую для учащихся».

Вот ещё одно воспоминание, автор которого, к сожалению, неизвестен: «1 сентября 1928 года извилистая тропинка вдоль реки Оредеж впервые привела меня в школу. Она проходила по тому месту, где сейчас возвышается новое здание школы. По краю густого леса она шла к Строгонову мосту. Перейдешь мост, а там и налево — по дорожке через пруд. Тихий и маленький пруд. А потом в гору по уложенной булыжником дорожке. Босиком, но зато в новой рубашке и новых коротких штанах, с трепетом входил в здание школы».

До 1925 года школа была четырехклассной. В 1935 году школа стала семилетней. «Восьмилеткой» железнодорожная школа под номером 43 стала  в 1953 году. А с 1966 года — это уже железнодорожная средняя школа №43, которая находилась по прежнему в ведомстве МПС.

Почему у школы был номер «43»? Дело в том, что для школ, расположенных по линии железной дороги, была сквозная нумерация, а не в рамках населённого пункта. Так, в Сиверском посёлке были школы №1, №2 (поселковые) и №43 (железнодорожная). С 1 января 1999 года школа стала   муниципальной школой Гатчинского района №3 (поселковая).

парфененко борис александрович_новый размер

Для учителей такая ротация из одного ведомства в другое была не очень-то по душе. Этому можно найти вполне разумное объяснение. Льготы, ранее предоставленные МПС, были отменены – льготный проезд по железной дороге, пользование услугами железнодорожных больниц и поликлиник, оплата коммунальных платежей.

Впрочем, переход из одного ведомства в другое — не столь заметное событие. А вот строительство нового здания школы  в 1967-1968 годах, к 50- летнему юбилею, и переезд в него стал весьма радостным мероприятием. Не надо было оборудовать классы подручными материалами, как в 1918 году, думать, чем накормить, во что одеть школьников.

 

После грандиозной реконструкции и  ремонта школа стала другой. Новые современные строительные материалы, используемые при отделке помещений, мебель, оборудование. Словом, школа получилась великолепная. Конечно, дети есть дети, но всё же такая обстановка их организует, дисциплинирует.

Прекрасным средством релаксации для учителей и ребят в школе является зимний сад, созданный при директоре Б.И. Парфененко в 1990-х годах. Более четырехсот видов растений этого волшебного оазиса дополняют аквариумы с рыбками. Надо видеть горящие, восторженные глаза младших школьников, когда они помогают Т.Н. Якобсонс кормить рыбок. Они  здесь разные: большие и маленькие, белые, красные и даже золотые.

Передвижение по школе — это поистине экскурсионная прогулка по настоящей картинной галерее. Картины местных художников, таких как И. Радюкевич, С. Пономарева, В. Платонова, Д. Паныч, это ещё один объект релаксации после зимнего сада. За тридцать лет существования галереи собрано около ста полотен. Каждый год выпускной класс дарит картину, тем самым подчеркивая свою причастность к школьной жизни, которая для многих остаётся в памяти навсегда…

Перелистывая страницы фотоальбома истории школы, задерживаешь взгляд на фото 2002 года с двумя десятками кадетов. Это открытие лётного кадетского класса на базе авиационного полка.

Школьник во франции

А на этом снимке — наши школьники во Франции со своим учителем французского языка Мельниковой Е.С. Гимназисты и лицеисты из французских городов Шартр и Бурже приезжали к нам в школу по обмену. Совместные вечера, спортивные соревнования, неформальное общение стали для ребят стимулом в изучении иностранного языка. И результаты не заставили долго ждать — победы на районных и региональных этапах олимпиад, участие во Всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку.

В 2005 году школа стала Лауреатом Ленинградского областного конкурса «Школа года-2005». В конкурсе молодых проектов «Лидер-2013» проект учеников нашей школы «Новая волна» принёс им победу. Не раз преподаватели школы завоевали победы в районном конкурсе «Учитель года».

Воропаева

Это учителя-наставники, которые дают знания, прививают любовь к своему предмету, помогают ребятам определить их будущее. 87% выпускников поступают в высшие учебные заведения. С 2000 года золотыми медалями награждено 16, серебряными — 60 человек.

Сегодня наша школа обладает серьёзной материально-технической базой. Современные средства обучения и техническое оснащение классов, это то, что необходимо в современной школе. Всего даже не перечислить — видео, проекционные экраны, слайд-проекторы, интерактивные доски, вычислительная техника.

Учеба в такой школе  не только полезная, развивающая, но и интересная. В школе имеются предметные кружки, спортивные секции, клубы по интересам. Дорога, проходящая мимо школьного спортивного комплекса, радует глаз проезжающих мимо и приносит наслаждение тренирующимся и участникам спортивных баталий. Такому сооружению можно позавидовать.

Сиверская общеобразовательная школа №3 — школа, в которой хочется учиться, где есть талантливые и креативные учителя. Школа, которая шагает в будущее и бережно хранит историю. Работа с историческим материалом, с документами, фотографиями, хранящимися в архиве школьного музея — это интересная и нужная работа. Ребята получили помещение для своего музея и разместили экспонаты.

Символично оказалось и то, что один из экспонатов — часть железнодорожной рельсы 1878 года, подаренной главой администрации Сиверкого городского поселения В.Н. Кузьминым, теперь находится в музее школы, когда-то именовавшейся железнодорожной. Что ж, счастливого пути в следующее столетие!

 

Т.И. МИРОШНИЧЕНКО, руководитель школьного музея

В статье использованы материалы РГИА СПб ф-273/ Управление железных дорог Министерства путей сообщения/, оп.2, д.725 л.7,114, л.18.

Архив МОУ  Сиверская средняя общеобразовательная школа №3.

2 этаж

2 этаж

 

3 этаж

3 этаж