Home » N.B! Тема » Первая Отечественная: забвению не подлежит
Гатчинский дворец, Жёлтый зал с портретами героев. войны 1812 г. Акварель Э. Гау

Первая Отечественная: забвению не подлежит

«Память о войне 1812 года присутствовала в Гатчинском дворце всегда. Самый наглядный пример — это портреты героев первой Отечественной войны», — говорит хранитель фонда «Живопись» музея-заповедника «Гатчина», старший научный сотрудник Айсулу Шукурова.

Императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I, была старшей дочерью Прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы Прусской. Их семья очень пострадала от нашествия французов. Они бежали из Берлина, несколько лет жили в Кёнигсберге, в Восточной Пруссии.

Несмотря на то, что «у руля государства» стоял король, именно королева Луиза стала легендарной «воительницей» против Наполеона. Даже войну Франции Фридрих объявил под влиянием своей супруги. Затем Луиза пыталась вести переговоры с Наполеоном. Во время всех этих перипетий и невзгод военного времени королева тяжело заболела и умерла. Фридрих  Вильгельм III учредил Орден Луизы, который даровался прусским аристократкам за патриотическую деятельность.

Королева Луиза

Королева Луиза

Принцесса Шарлотта, когда стала великой княгиней Александрой Фёдоровной, принесла в свою новую семью культ матери, королевы Луизы. Исследователи отмечают, что Александра Фёдоровна почти во всех дворцах, в которых у неё были личные покои, создавала сентиментальные святилища памяти своей родительницы.

— И её сын, император Александр II, с детства впитал дух этого поклонения. Поэтому неудивительно, что в 1865 году в Гостиной Николая I Гатчинского дворца с помощью портретов был устроен красноречивый «алтарь», в котором главное место занимало изображение королевы, «прусской мадонны», — продолжает рассказ Айсулу Эркиновна.

По обеим сторонам от картины с изображением королевы были размещены портреты родственниц, которых наградили Орденом Луизы.

Справа — принцесса Марианна Прусская, удостоенная этого ордена, как ближайшая соратница королевы Луизы. Принцесса Марианна обратилась с «Воззванием королевских принцесс к женщинам прусского государства» и основала «Женский патриотический союз». Она призывала соотечественниц пожертвовать свои золотые украшения на нужды армии, а в обмен им давали железные кольца или броши с надписью «Gold gab ich für Eisen» — «Золото отдам я за железо». Тогда появилась мода на чугунные украшения. Дамы носили ожерелья, броши, даже обручальные кольца с патриотической надписью «Для благосостояния нашей Родины».

Слева — портрет герцогини Фредерики Ангальт-Дессаусской, которая приходилась племянницей и королеве Луизе и Фридриху Вильгельму III.

О том, насколько важна была деятельность женщин, награждённых Орденом Луизы, прекрасно сказано в учредительном документе Ордена: «Когда смелые мужчины наших армий жертвовали кровью для отечества, они находили тщательную заботу, отраду, облегчение в лице женщин».

В 1865 году по приказу императора Александра II в Жёлтом зале на третьем этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца были размещены портреты из коллекции его отца. Так в Гатчине появился собственный зал памяти победы в Отечественной войне 1812 года.

Все люди, портреты которых Николай I включил в свою коллекцию, были близки и дороги ему как императору и человеку, напоминали о каких-то важных событиях его жизни. Прежде всего, это участие в войне 1812 года и Заграничных походах.

Так, генерал Храповицкий был командиром Измайловского полка во время Отечественной войны, в этом полку начинал службу Павел Мартынов, который потом принял командование измайловцами. Фабиану Остен-Сакену, участнику Заграничных походов, при восшествии на престол Николай I прислал фельдмаршальский жезл. Погиб от рук восставших на Сенатской площади граф Михаил Милорадович. В Гатчинском дворце хранятся девять портретов героев войны 1812 года кисти Джорда Доу из коллекции Николая I.

Пётр Волконский

Пётр Волконский

Ещё одна картина английского портретиста поступила в Гатчину в 1920-х годах из музейного фонда — портрет светлейшего князя Петра Михайловича Волконского. Картина особо примечательна надписью на тыльной стороне: «Первый портрет, написанный во время Ахенскаго Конгресса, для Военной Галереи Зимнего Дворца…»

В 2012 году — к 200-летию Отечественной войны — портрет князя Волконского был представлен на «Выставке одного экспоната», которую курировала Айсулу Шукурова.

— Портрет был размещён в витрине так, чтобы была возможность кругового обзора. Надпись на тыльной стороне очень важна, поскольку есть немало свидетельств тому, что Александр I, увидев, как Доу пишет Волконского, был так удивлён «необыкновенным сходством», что передал приглашение приехать в Россию для «снятия портретов с наших генералов», — рассказывает хранитель  фонда «Живописи».

Известный английский портретист писал портреты английских военачальников, отличившихся в битве при Ватерлоо.  Состоял в свите герцога Эдуарда Кентского на Ахенском конгрессе в 1818 году.  Во время работы конгресса художник выполняет несколько портретов русских генералов из свиты императора.

Среди них был и Пётр Михайлович Волконский. Князь был известен своей храбростью. В битве под Аустерлицем он, спешившись, со знаменем в руках трижды водил в штыковую атаку пехотную бригаду и отбил два французских орудия. Некоторыми чертами Петра Волконского Толстой наделил героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Надпись на обратной стороне портрета Волконского

Вот фрагмент воспоминания одного из очевидцев:

«Одним утром в Ахене приходит ко мне англичанин, весьма собою не видный, и объявя, что он живописец, приглашает в свою мастерскую… Это был г. Доу, который видя, что я не соглашался идти к нему, просил, наконец, позволения принести ко мне картины своей работы…

Он принёс мне три или четыре портрета, коих сходством все были поражены, и между прочим, князь Волконский, приходивший ко мне в сие время, и который сказал, чтобы я к нему прислал Доу для снимания с него портрета. Надобно знать, что из комнат государя была лестница, которая вела прямо к князю Волконскому, и по которой император сошёл к нему в одно утро, как Доу князя писал, и государь был столь удивлен необыкновенным сходством, что велел мне сделать предложение Доу приехать в Россию для снятия портретов с наших генералов, на что он, как легко можно вообразить, с радостью согласился». (Михайловский-Данилевский А.И. Путешествие с Александром I на Аахенский конгресс. 1818 год).

Доу прибыл в Россию весной 1819 года. Для работы художнику было выделено помещение в здании, примыкавшем к Эрмитажу. Всего мастерской Доу было выполнено 329 портретов.

Портреты, составившие знаменитую Военную галерею Зимнего дворца, встречаются не в одном экземпляре. Художник делал повторения по заказам частных лиц. Это подтверждается и портретами из гатчинской коллекции.

Пистолеты 1812 годп

Памятью о первой Отечественной войне были и пистолеты, которые хранились в комнатах Александра III.  Это пара пистолетов в футляре, изготовленные тульским мастером Иваном Полиным и датированные 1801 годом. Возможно, что пистолеты принадлежали или самому императору Александру I, или одному из высших офицеров свиты. На это указывает серебряный щиток с вензелем Александра I под короной на рукоятях. На поддоне рукояти гравированные памятные надписи: «Париж», «1812-13», «1814».

— Важно отметить, что все императоры, как мне представляется, обладали особым чувством исторической памяти. Они были коллекционерами и хранителями предметов искусства, живописи, исторических артефактов. Они бережно передавали из поколения в поколение всё, что было важным для истории России. В том числе, и память о Первой Отечественной, — закончила историческую экскурсию Айсулу Шукурова.

После 1917 года, когда Гатчинский дворец стал музеем, память об Отечественной войне продолжала жить в музейной экспозиции. Портреты Джорджа Доу заняли важное место в «Зале карельской берёзы» и «Зале 1812 года».

В год празднования 200-летнего юбилея первой Отечественной войны в Гатчинском дворце была открыта выставка «Путь к победе», в которой также можно было увидеть эти предметы — реликвии славных побед.

АС-Медиа

На верхнем фото Жёлтый зал с портретами героев 1812 года. Акварель Эдуарда Гау