Одна безопасность на два субъекта
30 августа в петербургском пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Родина на Неве». Уже третье по счёту. Темой дискуссии стала продовольственная безопасность Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Организатор встречи — председатель клуба Валерий Шинкаренко — так охарактеризовал основную задачу новой дискуссионной площадки: «У нас разговоров много, но профессионального, предметного, компетентного обсуждения очень мало, потому что нам либо все решения доводятся сверху, либо мы довольствуемся обсуждением в интернете, через блоги. Несколько фраз, один абзац.
А есть сложные вопросы, которые требуют серьёзного обсуждения и, прежде всего, обсуждения самой общественностью, чтобы мы могли донести своё мнение до власти. У нас нехватка таких площадок, где реально идёт компетентный разговор. Не реклама политическая, не лоббирование каких-то проектов, именно разговор людей, заинтересованных в том, чтобы в нашей стране стало жить лучше».
Во вступительном слове Валерий Шинкаренко сообщил, что последнее заседание клуба «Родина на Неве», посвящённое утилизации и переработке отходов, имело вполне конкретное продолжение. Были подготовлены обращения к губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а в рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание обоими губернаторами Георгием Полтавченко и Александром Дрозденко соглашения, определяющего условия обращения с отходами после начала работы региональных операторов. Губернатор Петербурга принял решение о закрытии полигона в «Новоселках», а глава Ленобласти рассказал о планах работы по утилизации отходов на территории региона и поддержал идею оплаты транспортным компаниям, занимающимся перевозкой отходов до мест приёмки и переработки производить через организации, принимающие и перерабатывающие мусор и отходы при наличии документов, подтверждающих факт приёмки. «Так что наши заседания проходят не в пустую и приносят вполне ощутимые результаты», — резюмировал председатель дискуссионного клуба.
Модератор встречи Андрей Плышевский – Руководитель проектного офиса Ассоциации «ЦФО» по вопросам развития системы внутренней продовольственной помощи, Председатель Профсоюза работников коллективного, социального и общественного питания – обратил внимание на не тождественность понятий «безопасность продовольствия» и «продовольственная безопасность». Если первое подразумевает качество продуктов питания, то второе – это экономическая и физическая доступность продовольствия для населения.
Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо создание цельной системы, в которой должны быть задействованы все звенья – от производителя до потребителя. Создание такой конструкции позволит, с одной стороны, обеспечить граждан недорогими и качественными отечественными продуктами, с другой – поддержать российских производителей через формирование гарантированного заказа на их продукцию.
При создании эффективной агро-логистической цепочки «производитель – транспортировка – хранение – потребитель» для обеспечения системы внутренней продовольственной помощи (ВВП) высвобождающиеся из «теневого рынка» посредников и перекупщиков средства становятся инвестиционным резервом региона. А это порядка 35 процентов в финансовом исчислении.
Одним из элементов системы внутренней продовольственной помощи является социальное питание, организованное в школах, детских садах, больницах, социальных учреждениях.
— Конечно, система социального питания в Петербурге нуждается в доработке, но является одной из лучших в стране, — заметил Андрей Плышевский. – А вот в Ленинградской области социальное питание есть, а системы социального питания нет.
Цифры и факты
Ежегодно система ВПП Ленобласти и Санкт-Петербурга может гарантировать местным производителям сельхозпродукции заказ в размере 199 тысяч тонн. В Санкт-Петербурге для предоставления услуги социального питания закупается 143 тысячи тонн сырья и продовольствия в год. На эти цели направляется 10 млрд. рублей бюджетных и внебюджетных средств.
В области на закупку 56 тысяч тонн сырья и продовольствия для нужд социального питания направляется 3,9 млрд. рублей. При этом стоимость закупки аналогичного набора сырья и продовольствия составляет 2,2 млрд. рублей, при наличии предзаказа и товаропроводящей инфраструктуры, позволяющей снизить издержки при хранении и переработке продукции. Стоимость логистической обработки составляет 600 млн. рублей в год.
Начальник управления социального питания администрации Санкт-Петербурга Наталья Петрова заметила, что потребителями данной услуги в городе является около 1 миллиона человек, при этом 75 процентов приходится на образовательные учреждения – школы и детские сады.
— Наше управление проводит большую методическую работу, проверку объектов питания, занимается разработкой меню школьных столовых и переобучением персонала, — продолжила Наталья Петрова. – Но у нас свои требования и стандарты, а в других регионах – свои. А в стране должен быть единый методический подход, необходима централизация. В том числе, и в подготовке меню для социального питания, и в ценах.
Между тем, сегодня фактически невозможно отследить объёмы продукции местных сельхозпроизводителей, поступающие через контрактные процедуры в систему социального питания. Из-за непрозрачности логистической цепочки, состояния товаропроводящей инфраструктуры, фактического отсутствия контроля за качеством и происхождением сельхозпродукции, а также при имеющейся системе закупок-поставок в учреждения социальной сферы, от деятельности посредников и перекупщиков только в Ленинградской области «теряется» около 1 миллиарда рублей в год.
Вывод напрашивается один: исключить из товарооборота посредников и перекупщиков. Тем паче, что, по словам Андрея Плышевского, Ленобласть может производить продукции гораздо больше. Нужно лишь сформировать для региональных аграриев своеобразный «госзаказ» — чего, когда и в каком количестве. Таким образом, для сельхозпроизводителей Ленинградской области система того же социального питания Санкт-Петербурга может стать дополнительным гарантированным рынком сбыта.
Впрочем, не всё так просто. Мэтр региональной сельскохозяйственной индустрии и секретарь Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов видит два препятствия на пути реализации этих благих намерений – закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и сетевую торговлю. Первый гарантирует контракты лишь «проверенным», крупным игрокам и не позволяет пробиться на рынок небольшим сельхозпроизводителям, а сетевики вовсе не заинтересованы в низких ценах.
— Мы поставляем в Петербург 4 миллиона куриных яиц в день, город «съедает» от силы полтора миллиона. Где остальные? Пропадают в сетевых распределительных центрах, — разводит руками Юрий Васильевич. – Мы отпускаем яйцо по 28 рублей за десяток. Вы где-нибудь видели яйца в сетях по такой цене? Мы молоко, мясо продаём дешевле, но люди этого не видят! Почему? Потому что нет прямых поставок от производителя.
По словам Юрия Трусова, между «верхами» и «низами» отсутствует доверие, «верхи» считают всех нижестоящих нечистыми на руку. Поэтому контролёрами и проверяющими назначаются друзья и родственники. Отсюда – коррупция, откаты. Опять же, при импортозамещении падает качество и количество продукции, но растёт цена. Это чревато возвращением дефицита.
— О какой продовольственной безопасности можно говорить? – задаётся вопросом профессионал. – Мы живём в абсурде, зародившемся в девяностых, и никак не можем из него выйти.
Юрий Васильевич убеждён, что деньги следует давать не представителям торговли, а покупателям. Хотя бы в виде талонов на продукты. Поскольку, если нет денег – нет спроса, а нет спроса – не будет и никакого развития.
Председатель дискуссионного клуба Валерий Шинкаренко заметил, что в области используется лишь 235 тысяч гектаров сельхозплощадей, а 130 тысяч стоят заброшенными. «Если сделать централизованный заказ, то пустующие угодья вернутся в сельхозоборот?» — поинтересовался Валерий Викторович.
— Чтобы эти земли ввести в сельхозоборот, нужно проделать определённую работу, — ответил Юрий Трусов. – К примеру, надо расширять инвестиционную деятельность, увеличивать количество посевных площадей, повышать поголовье крупного рогатого скота. И отдача обязательно будет. Область свою продовольственную безопасность закрывает в два, три, в шесть раз! И может закрывать больше. А вот с городом договориться не можем…
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрий Пуляевский поддержал Юрия Трусова, заметив, что 44-ФЗ «никому счастья не принёс», а Петербург «съедает» лишь десятую часть от всего, что производит область.
— В настоящее время ведётся работа по возвращению в оборот сельскохозяйственных земель, используемых не по назначению, — констатировал Дмитрий Витальевич. – Но при создании межсубъектовой системы ВПП следует учитывать различие в специфике Санкт-Петербурга и Ленобласти, где функции той же муниципальной власти существенно отличаются.
Депутат Пуляевский напомнил, что тепло, которое будет вырабатывать строящаяся АЭС, можно использовать для обогрева площадей при разведении рыбы, выращивании экологически чистых фруктов и овощей, грибов и ягод.
Тему возможностей Ленинградской области в обеспечении продовольственной безопасности продолжила первый заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу региона Екатерина Пшенникова. Она отметила, что область занимает первое место в стране по производству куриного яйца, в два раза перекрывает нормы продовольственной безопасности по производству мяса птицы, значительно больше выращивает картофеля. В области реализуются крупные инвестиционные проекты стоимостью более трёх миллиардов рублей.
Цифры и факты
В Волосовском районе запущен крупный проект по производству кроличьего мяса, производительность которого будет достигать 7 тысяч тонн продукции в год. По выращиванию грибов Ленобласть занимает 15 процентов российского рынка, а предприятие «Выборжец» готово полностью удовлетворить потребности Петербурга, к примеру, в шампиньонах.
— На сегодняшний день мы способны увеличить объёмы производства и наши сельхозпроизводители к этому готовы, — убеждена Екатерина Пшенникова. — Понятно, что для этого нужно будет увеличивать мощности. И мощности для увеличения есть. Вопрос в сбыте продукции. Необходимо, чтобы наши производители были уверены, что эта продукция будет продана. Мы пытаемся наладить взаимодействие с торговыми организациями Петербурга, а пока поставляем нашу продукцию в Карелию, Псков, Московскую область.
Менее оптимистичным оказался один из потребителей ленинградской сельхозпродукции – замдиректора петербургского психоневрологического интерната №2, где проживает 700 человек. Он сообщил, что пытался организовать поставки продовольствия напрямую, от производителя. Но столкнулся с проблемами. Так, с приобретением картофеля, моркови, брюквы и свёклы получилось, а вот с фруктами – нет.
— Обратился на гатчинский молокозавод «Галактика» с предложением поставлять в наш интернат молочную продукцию, но им это оказалось не надо, — посетовал замдиректора. – Так что приходится возить из Псковской области. У них и качество выше. А что касается цены, то в Белоруссии молочные товары дешевле, чем в соседней Ленинградской области.
— Поэтому и нужна система, чтобы было взаимодействие в цепочке «производитель – потребитель», — резюмировал Андрей Плышевский. – Государство должно создать единые стандарты и заниматься их регулированием. Тогда мы получим продовольственную безопасность для всех и каждого.
По итогам обсуждения участники дискуссионного клуба «Родина на Неве» приняли резолюцию к правительствам Ленобласти и Санкт-Петербурга с предложениями по созданию и управлению объединённой системой ВПП. Которая, среди прочего, позволит формировать гарантированный государственный ежегодный заказ на продукцию сельхозпроизводителей Ленинградской области в размере потребления в системе внутренней продовольственной помощи Санкт-Петербурга, будет стимулировать спрос на продукцию местных сельхозпроизводителей и предоставит возможность участия в торгах малым и средним предприятиям.
«Межсубъектовая система также будет способствовать контролю за выполнением контрактов по срокам поставкам продукции и её качеством, доведению продукции до конечного потребителя без потери качества и с минимальными ценовыми накрутками, привлечению инвестиций и повышению удовлетворённости граждан при выполнении государством своих социальных обязательств», — подвёл черту Валерий Шинкаренко
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
Фото: Владимир ВИШНЕВСКИЙ