Home » N.B! Тема » Обычный героизм водолаза Соколовой
Водолаз Соколова

Обычный героизм водолаза Соколовой

В героике Великой Отечественной войны нет истории более трагической, чем блокада Ленинграда. Человечество не знает другого примера, когда бы огромный город в течение 872 дней, находясь в кольце безжалостной осады, не только жил, но и яростно сражался с врагом.

И наравне с мужчинами сражались женщины. Они осваивали самые разные военные профессии. В тяжёлых военных условиях молодые девчата, многие из которых были вчерашними школьницами, совершали подвиги и гибли за Отечество. Они стали примером бесстрашия и героизма. В них было заключено то, что фашисты называли «русской силой».

Такой «русской силой» обладала и Нина Васильевна Соколова — военный инженер, полковник, первая в мире женщина — тяжёлый водолаз. 644 часа работы под водой. С первых дней Великой Отечественной войны Нина Васильевна работала на Дороге Жизни, помогая блокадному Ленинграду.

Впервые о судьбе этой замечательной женщины я узнала от ветеранов общественной организации «Дети войны» города Череповца, когда была там по приглашению в мае 2019 года. Они инициировали увековечение памяти о легендарной землячке в Череповце. Меня очень заинтересовала судьба этой женщины и я стала собирать материал о жизни и подвиге Нины Соколовой.

Мемориальная доска соколовой

28 января 2019 года в Санкт-Петербурге на фасаде дома №48 по улице Ленина к 75-й годовщине прорыва блокады Ленинграда была установлена мемориальная табличка в память о Нине Соколовой. В этом доме она жила. Главный подвиг храброй женщины — строительство подводного бензопровода по дну Ладожского озера во время блокады. Благодаря её беззаветному труду работала Дорога Жизни.

Она родилась в 1912 году в г. Череповце в многодетной семье рабочего лесоповала Василия Андреевича Пименова. Её самостоятельности удивлялись с детства. Нина была старшим ребёнком в семье и воспитывалась по наказу отца: «Жить — по совести. Людям делать только хорошее и на плохое никогда не отвечать плохим».

После окончания в 1929 году череповецкой школы №1 Нина уезжает в Ленинград и поступает в институт водного транспорта. После получения диплома была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Это предприятие занималось подъёмом затонувших судов, строительством портов и прокладкой подводных трубопроводов.

Кадеты у мемориальной доски

Эпроновцы в то время гремели по всей стране, ими восхищались, как полярниками. В командирах там работали только мужчины. И вдруг…  Нина была дипломированным инженером-гидротехником, следовательно, и руководителем работ. Причем считала, что должна знать и подводные работы. И однажды она, без всякого допуска, надела водолазный костюм и спустилась под воду. Только спустилась! Это было серьёзным нарушением.   Начальство её строго отчитало. А Нина, в ответ, серьёзно погрузилась в изучение водолазного дела.

Экзаменационная комиссия была поражена основательными знаниями сугубо мужской профессии, показанными молодой девушкой.  Начальник   ЭПРОНа   контр-адмирал Фотий Крылов подписал свидетельство, разрешающее Нине Васильевне подводные спуски до 10 метровой глубины. В первый и последний раз флагман водолазных работ всех морей и рек Союза ССР выдал такой документ женщине! Чтобы добиться разрешения на погружение, первой женщине-водолазу пришлось заручиться поддержкой «Всесоюзного старосты» Михаила Калинина. А потом для неё заказали специальный тяжелый водолазный костюм.  В нём она работала на Черном море и Тихом океане, где прокладывали нитку нефтепровода с материка на остров Сахалин. С ним Нина Васильевна и встретила войну.

Нина Соколова

В июне 1941 года Нина Васильевна служила в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота. Её хотели перевести в Москву, но смелая девушка отказалась, сославшись на то, что является депутатом   Ленгорсовета и её место —  в блокадном Ленинграде.

На Дороге Жизни Соколова была с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артобстрелов и налетов авиации.

В сентябре Ленинградский фронт удачно высадил десант через реку Неву в районе Невской Дубровки. Войсками был занят пятачок земли шириной 1800 м и глубиной 700 м, насквозь простреливаемый пулеметным и оружейным огнем. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина Васильевна.

Свидетельство Н. Соколовой

Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка не получалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов от взрывов снарядов. Работали водолазы круглосуточно, за пределом человеческих сил. От вражеского огня и перенапряжения теряли людей.

В итоге задачу по подводной буксировке техники так и не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом.  И по льду, несмотря на постоянный огонь   бомбардировок, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами и продовольствием. Значительная часть этих средств уходила под лёд через многочисленные полыньи. Жизненные условия в этот период были очень тяжелыми. Водолазы получали по 300 грамм хлеба, немного крупы и жиров.

В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж, применяя обычные водоструйные насосные эжекторы, водолазы подняли свыше 4000 мешков зерна. Спасённый хлеб уже на другой день получили по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осаждённый город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал невообразимые решения. Родилась идея спустить цистерны с бензином в воду и буксировать их на другой берег. Гитлеровцы пристреляли участок и все время разрушали причалы.  Но водолазы, в том числе и военный инженер 3-го ранга Соколова, снова и снова   восстанавливали путь горючему.

Ладога стала особой страницей в жизни женщины. Весной 1942 года по её предложению в условиях абсолютной секретности началась прокладка бензопровода по дну озера. Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывным огнем авиации. Место строительства трубопровода было выбрано неподалеку от Осиновецкого маяка. В условиях блокады подводный ладожский   трубопровод протяженностью 35 км (27 из них — по дну озера) был проложен специалистами всего за 43 дня — от мыса Кареджи до   Осиновца. Пропускная способность сооружения — порядка 150 тонн в сутки.   С июня 1942 по март 1943 годов по трубопроводу прошло почти 50 000 тонн    горючего.  Аналогов этому трубопроводу и практики такого строительства в тот момент в мире не существовало.

Майор Нина Соколова

Майор Нина Соколова

В те суровые годы Нина Васильевна проводила в составе спецгруппы водолазов разведку дна. Спала в землянке, затем спускалась под воду. Работы проводились скрытно, часто под покровом ночи. Осенью 1942 года Соколова была контужена, ранена в плечо и ногу. Но отлежалась в госпитале и вернулась в отряд. Всего она была ранена дважды.

Пережившие блокаду ленинградцы вспоминали, как в их домах зажегся настоящий   электрический свет в канун празднования 25-летия Великой Октябрьской революции. Это водолазы 27-го отряда ЭПРОНа, вместе с другими специалистами, смогли провести в осаждённый город волховскую электроэнергию по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по дну 25 км подводной трассы, чтобы уложить электрокабели.  По ночам, в темноте, на ощупь принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабель под носом у неприятеля. В середине 1943 года Нина Соколова была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

Прорыв блокады Ленинграда многое изменил. Водолазы получили новый фронт работы. Так, Ладожской флотилии было приказано перебазироваться в Кронштадт. Но возле села Кузьминское судовой ход на Неве перегородили фермы взорванного моста. Вода вокруг устоев моста ревела и бурлила, образуя подпор. Нина Васильевна получила приказ убрать обрушившиеся фермы.

Водолаз, ушедший под воду в разведку, вернулся очень быстро. «Там такое, там такое!..» — только и смог он сказать.  Нина Васильевна спустилась сама. То, что она увидела, действительно, наводило ужас. Фермы под водой были забиты трупами. Не разобрать, где свои, где чужие. Резать или растаскивать рухнувшие конструкции было невозможно. Нина Васильевна поднялась и доложила ситуацию по команде.

— Что вы предлагаете? — спросили её.

— Только взорвать, — ответила водолаз.

На память об этом спуске у Нины Соколовой осталась седая прядь…

Её личный счёт работы под водой насчитывает 644 часа. Нина Васильевна награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почета», многочисленными медалями. В 34 года ей было присвоено звание инженера-полковника ВМС.

Инженер-полковник-Военно-морского-флота-Лауреат-Золотой-Книги-Санкт-Петербурга

Инженер-полковник-Военно-морского-флота-Лауреат-Золотой-Книги-Санкт-Петербурга

В послевоенные годы Нина Васильевна преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, передавая знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году она занялась активной военно-патриотической работой среди молодёжи, занесена в «Золотую книгу» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Воспитала двоих детей.

17 декабря 2001 года на 90-м году жизни легендарной женщины-водолаза Нины Соколовой не стало.

А в Череповце исполнилась мечта ветеранов: 19 сентября 2019 года открыта мемориальная доска с портретом Нины Васильевны Соколовой на здании школы №1, в которой она училась. Инициатором увековечения её светлой памяти выступила общественная организация «Дети войны».

Мы всегда будем помнить подвиг защитников, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда. Вечная память тем, кто ценой своей жизни приблизил Победу!

В памяти ленинградцев навсегда останутся 125 грамм хлеба — это норма дневного пайка в страшном ноябре 1941 года — и первый обоз с мукой, идущий по Дороге Жизни.

«Что тяжелее тех минут,

Когда над вьюгой одичалой

Они на кладбище везут

Детей, зашитых в одеяло».

Нельзя забыть то ощущение, когда просыпаешься от холода. Не от того холода, что холодно в квартире, а от того, что рядом лежит уже холодный родной человек, — и не может согреть тебя своим теплом.

Никогда не перестанет болеть сердце блокадника, увидевшего после очередной бомбежки не корабль, идущий впереди с детьми, а разноцветные панамки, раскачивающиеся на тёмных водах Ладожского озера.

Своим трагизмом и героизмом подвиг Ленинграда потряс души и лучших советских писателей. Пронзительные слова об этом подвиге написал известный советский писатель Илья Эренбург:

«Есть ли город, который перенёс то, что перенёс в годы Ленинград? Враги его терзали бомбами и снарядами, хроническими обстрелами и потрясением внезапных налетов. У жителей не было ни света, ни тепла, ни воды. Что у них было? Гордость города, вера в Россию, любовь народа. И они победили!  Разве можно придумать более назидательную притчу, чем судьба этого города?  Нет в мире города, который столько жизней отдал для победы. Его история — история всей Отечественной войны: если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград».

 

Светлана КОРЕШКОВА