Home » N.B! Тема » Обычный день учителя Крутеньчук
Марина Александровна Крутеньчук

Обычный день учителя Крутеньчук

Фотограф наклонился ко мне и тихонько сказал: «Одно радует: я понимаю, что четыре седьмых и двенадцать двадцать первых – равны между собой». – А я – полный ноль! – откликнулась я, используя всё же математический термин. Ведь шёл, как-никак, урок математики.

В школьное время этот предмет не был моей сильной стороной. Да, если честно, не любила я математику, как сейчас принято говорить: от слова совсем. Главным образом потому, что я не понимала, зачем мне это нужно? Ну, с арифметикой ещё, куда ни шло. Деньги, там, в магазине посчитать или прикинуть, сколько метров ткани понадобится на шторы. А вот геометрия или, тем более, алгебра (не к ночи будет помянута) они зачем простой девочке, если эта девочка не Софья Ковалевская, конечно?

После окончания мною школы прошло уже тридцать с хвостиком лет, а я впервые, попав на урок математики Марины Крутеньчук, услышала то, что мне было необходимо услышать тогда, когда я училась в пятом, шестом, седьмом классе…: где это можно применить. Моё знакомство с Мариной Александровной началось на уроке математики в шестом классе Гатчинской школы № 11. Темой урока была пропорция. На чистом поле доски написано: «Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе наоборот, – сильное нежелание» (Генри Бичер).

Урок математики в кадетском классе

Каждый урок Марины Александровны начинается с какого-нибудь мудрого изречения. Казалось бы, и отношения к математике не имеющего, но мозги начинают разминку, осмысливая написанное. И только после этого объявляется тема урока. Но, подождите, я поддалась эмоциям и забежала вперёд. Потому что начинается любой урок в кадетских классах школы № 11 с построения и почти военного приветствия. Мальчики и девочки (мальчиков, кстати, больше, в 6-м классе я насчитала 14 мальчиков и 5 девочек) в форменных матросских блузах, с гюйсами, в идеально начищенной обуви и с блестящими пряжками на ремнях, выстраиваются в затылок друг другу у своих парт, дежурный докладывает о готовности.

Здравствуйте, товарищи воспитанники!

Здравствуйте, товарищ преподаватель!

Кадеты

После этого ритуала начинается… хотела написать «обычный урок математики». Но, в том-то и дело, что урок для меня был необычным. Эх! Если бы такую математику, да в моё детство!

Итак: пропорция.

Для того, чтобы урок проходил осмысленно, в самом начале определяются цели и задачи. Ни одного слова учитель не записывает на доску, не услышав отклик на свой вопрос.

С чего мы начнём?

С определения.

Давайте запишем определение: Пропорция равенство двух отношений.

Что нам нужно будет повторить?

Отношение и дроби.

Где и для чего в жизни нужны пропорции?

Искусство, строительство, наука, фармацевтика…

Для того, чтобы применять пропорцию во всех этих сферах, мы должны научиться решать уравнения с помощью пропорций и задачи на пропорции.

Чем мы закончим урок?

Самоанализом.

Марина Александровна ни на секунду не отпускает внимание класса.

В своём бирюзовом платье она похожа на море, которое находится в непрерывном движении. Она, то накатывает волну вопроса, повышая тональность голоса: «Что будем делать дальше?» «В чём подвох?» «Всем понятно, о чём говорим?»; то отступает, давая возможность подумать, вспомнить, ответить.

Учитель математики у доски

За время урока она ни разу не присела, ни разу не потеряла контакт с аудиторией. Нет, один раз всё же присела. Возле мальчика, который положив голову на руки, не отвечал на вопросы и совсем не реагировал на происходящее в классе. Не будем пока трогать Кирилла, обратилась Марина Александровна к классу. На перемене он сам скажет, в чём дело.

И бирюзовая волна покатилась дальше по математическому морю, шурша камешками пропорций:

В пропорции можно менять крайние и средние члены, при этом…

Раздался звонок. Я удивилась короткому уроку.

У нас же блочно-модульная система. Урок состоит из трёх получасовок, между которыми   перерыв по пять или десять минут.

– Вы весь урок в движении, постоянно вызываете детей на диалог, реагируете на всё очень живо. Сколько часов в день длится такой интеллектуально-эмоциональный марафон?

Сегодня у меня два класса. После шестого будет девятый. А в некоторые дни четыре.

– Четыре по полтора часа?

Да, с переменами почти по два часа блок. На нас, учителей математики,  возросла  нагрузка, у нас у всех по 37 часов. Представляете, что такое 7 классов? У меня два пятых, два шестых, один седьмой и два девятых.

У меня почти каждый день уроки с 8 до 16.30. Понедельник удлиняется на 30 минут за счёт разговора о важном, который проходит первым уроком.

На перемене в класс то и дело входили мальчики и девочки с пакетами, здоровались, со знанием дела проходили к встроенному шкафу и оставляли там свою поклажу.

Даниил и Амир

Даниил и Амир

Это мы собираем передачи для нашего госпиталя. Начал наш класс. А теперь уже подхватила вся школа. Я живу в Больших Колпанах. У нас там очень деятельная староста Ольга Михайловна Павлова. Она ведёт огромную воспитательную и военно-патриотическую работу. Кстати, бывшая учительница начальных классов. Я живу в Гатчинском районе 8 лет, переехала сюда из Петербурга. Мы недавно с Ольгой Михайловной выяснили, что она начинала работать в той же школе Петербурга на Тургенева, где я заканчивала, и из которой ушла, когда мы решили переехать в Гатчинский район. Такое ощущение, что у нас в Больших Колпанах живут сплошные учителя. В нашем доме ещё две учительницы живут, одна в Петербурге работает, а другая на пенсии, бывший директор школы, тоже математик. Так мы все помогаем и фронту и госпиталю. Нам Ольга Михайловна даёт списки, что нужно. Мы собираем и ей отвозим. А она уже  распределяет, что в госпиталь, а что ТУДА ребятам.

Дети сами приносят собранные дома передачи, а некоторые учителя переводят мне деньги, а я уже всё, что нужно, покупаю. Ольга Николаевна Пилюганова, классный руководитель 7к1 класса, очень помогает, всегда деньги переводит. Причём и для фронта, и для приюта. Да, мы ещё и над приютом для бездомных животных шефствуем (объяснила Марина Александровна,  увидев мои вопросительно вскинутые брови).

Перемена заканчивалась, в кабинет вошли два парня, каждый нёс большущий пакет. Познакомились:

– Амир Шарабов – я учусь в 5к2-м классе, я первый раз участвую в таком сборе. Нам сказали, что для ребят, которые лечатся после ранений в нашем госпитале, можно приносить разные гостинцы. Можно приносить чай, что-нибудь вкусное к чаю: печенье, пряники. Меня родители поддержали. Собрали посылку и привезли сюда

– Даниил Бушковский я учусь в 9к1-м классе, я уже второй раз участвую в сборе передачи для госпиталя. Меня похвалили родители. Сказали, что нужное дело. Посылку собирал вместе с родителями. Мне бы хотелось побывать в госпитале, познакомиться с ребятами, которые воевали.

Я полюбопытствовала, что у мальчишек в пакетах. Да, это как раз то, что скрашивает больничные будни. Когда есть возможность почаёвничать с чем-нибудь сладеньким, между завтраками, обедами и ужинами. Думаю, что в адрес детей из 11-й школы каждый день звучат десятки тёплых слов; сами не зная того, ребята находятся под постоянным покровом благодарности за свои добрые дела и поступки.

Настя

Настя

Звонок уже прозвенел, а в класс вошла ещё одна девочка с пакетом. Настя Скребова из 6 г, кроме продуктового набора, передала в госпиталь письмо. Свёрнутое треугольником, как те письма, которые писали на фронт «незнакомому бойцу» прабабушки этих ребят. Я думаю, что и слова, которые наши юные современники нашли для солдат, очень похожи на те, которые были написаны 80 лет назад.

А нас, между тем, снова ждали пропорции. К концу урока меня так захватил этот «чудо ребёнок математика», что я начала вспоминать: «пропорциональный это такой, который находится в определённом отношении к какой-либо величине», и что «пропорция всегда содержит равные коэффициенты». И даже страшно сказать когда Марина Александровна попросила привести пример прямой пропорциональной зависимости, я подняла руку и сказала: «чем больше знаков журналист напишет в статье, тем выше его гонорар».

К концу урока я почувствовала себя почти полноценной шестиклассницей, и тут — бах! — такая неожиданность – нужно делать ментальные карты. Это ещё что такое?

Ребята с удовольствием взялись за работу. Я крутила головой во все стороны, как нерадивая ученица, заглядывая через плечо мальчика, сидевшего впереди, пытаясь понять, что за зверь такой «ментальная карта».

М. А. Крутеньчук

Марина Александровна объяснила: это блок-схема, на которой представлена информация по проекту: в данном случае, по теме урока. Это такой  метод структурировать информацию, который позволяет увидеть картину в целом, и не упустить важные моменты.

Работают ребята над картами в свободной форме: кто ведёт папки, кто блокноты. Я бы сказала, что это такой графический конспект, позволяющий не забыть главное. После окончания урока я попросила показать, у кого что получилось. Мальчики и девочки с удовольствием показывали свои карты, отвечали на вопросы. И всё это с воодушевлением, с восторгом сотворчества.

– Весело здесь у вас. Не верится, что это урок математики.

Это ещё не весело. Весело, это когда мы на математические квесты в парк ходим, или математические сценки показываем, говорит дежурная по классу Аня Арутюнян. Да, нам некоторые не верят, что у нас такой учитель математики. Все думают, что математики они такие, ну, как бы это сказать…(«сухари» помогаю я Ане) … ну, да, улыбается девочка. А у нашей Марины Александровны, смотрите, какие ногти красивые. И сама она вся такая красивая и весёлая.

Девочка-кадет

– Я смотрю, у Марины Александровны не только ногти, но и дырок в ушах, вон сколько, говорю я, когда мы с Мариной идём в кабинет школьного психолога. – Для того, чтобы быть на волне и в тренде?

Это ещё не всё, у Марины Александровны есть и татуировка на плече, лет десять назад сделала, смеётся Марина.

– Когда только всё успеваете? А вот пообедать успеваете? 

Ну, это, когда как. У нас с Ириной Александровной Фяткулиной, нашим психологом, обязательный ритуал: попить кофе у неё в кабинете вот на этой перемене. В кабинете психолога толстая металлическая дверь, звонки там не слышны, но ребята знают, где я в это время, и приходят, сообщают, что был звонок.

Знакомлюсь с психологом. Уютно устраиваемся втроём за небольшим столиком. Релаксирующая музыка, под ногами мягкий ковёр. Всё способствует задушевной беседе.

Вот это очень вкусная штучка, угощайтесь, Алёна. Очень свежая, это не откушено, это кусочек отломился, пока несла, очень свежая, Марина подсовывает мне аппетитную на вид плюшку. Я с удовольствием ем. Не знаю, кто как, а я уже успела проголодаться.

– Булочки прекрасные, и чай вкусный. А обед когда? настаиваю я.

Бывает, успеваю пообедать, бывает нет. Но у меня с собой всегда есть какие-нибудь печенюшки-кренделюшки для перекуса. Дни складываются по-разному. Бывает, урок заканчивается, вроде можно и в столовую сходить, но тут кто-то подошёл: Марина Александровна, здесь что-то не получается, или здесь что-то не понял. Пятиклассники часто подходят с ментальными картами, показывают: так сделали или нет. Из моего класса ребята могут подойти с какими-то внеклассными проблемами. Смотришь, раз, и перемена уже прошла.

– Полноценно Вы едите только дома?

Да, и это, конечно, ужасно. Прихожу домой и на ночь наедаюсь от пуза. Потому что весь день на каких-то перехватах, а вечером отъедаюсь за весь день.

Учитель математики

– Но на Вас это не сказывается. Вы прекрасно выглядите, в хорошей форме. Такое ощущение, что юность у Вас была спортивная.

У меня папа учитель физкультуры: он хотел, чтобы я пошла по его стопам. Я была спортивной девочкой, у меня был третий разряд по гандболу. Но звёзды сложились иначе. В семнадцать лет я поехала на экскурсию, проезжаем Большой университет и я говорю: «Только матмех университета и ничего больше». Вот такой юношеский максимализм. Но чем он был продиктован, я уже сейчас и не вспомню. А вот упёрлась рогом, только математико-механический факультет Большого университета, и всё тут! Мама главный бухгалтер, папа учитель физкультуры, а я закончила матмех. И когда встал выбор куда, поскольку папа в школе работал, решили, что пойду в школу. Всю жизнь так и проработала в школах Петербурга. И вот уже восемь лет здесь работаю.

– Отличаются дети большого города от наших, так скажем: «провинциальных»?

Отличаются. Здесь дети какие-то более душевные, что ли. Хотя, сказала так, а потом подумала… Я ведь и не в совсем обычной школе работаю. Может быть, это именно наши дети отличаются? В кадетских классах и дисциплина лучше, да и вообще: они более собранны, у них ответственность перед формой. Потому что можно лишиться права её носить. Бывает, что лишают на некоторое время, бывает, что навсегда. В кадетских классах есть военное дело, ежеутреннее построение, проверка внешнего вида, есть своя система поощрения. Ребята всем этим дорожат. Это, безусловно, очень помогает в воспитательной работе. Но всё равно, очень многое идёт из семьи, от отношения родителей  к тем или иным вещам. У меня есть в классе мальчик Миша Антипин. В прошлом году, когда был Бессмертный полк, его папа шёл вместе с нами. Так вот он рассказывал, что свозил свою семью во Ржев к этому новому мемориалу. Он говорил, что там невозможно сдержать слёз, что он плакал. И он мне прислал стихотворение, я читала и плакала. В таких семьях и дети воспитаны соответственно. Но я Вам должна сказать, что мне повезло. В нашем классе практически со всеми родителями у меня прекрасное взаимодействие, и все семьи хорошие.

А если какие-то проблемы случаются, то мне очень помогает Ирина Александровна, она всегда мне плечо подставляет и помогает разобраться во всех непростых ситуациях. В нашей работе много сложностей. Все дети разные. По струночке никто не ходит, все живые. Бывает разное: и стычки, и ссоры. Но радует, что со своими проблемами они приходят ко мне.

Класс М.А. Крутеньчук - 9к1

Класс М.А. Крутеньчук — 9к1

– Кого сложнее воспитывать: собственных детей или чужих? Со своими бывали проблемы?

Нет, у меня фундаментальных, глобальных проблем со своими детьми не было. Когда мне был 41 год, у меня погиб муж, я осталась одна с тремя детьми. Младшая дочка только пошла в первый класс. Средний сын на пять лет её старше, а самый старший ещё на два года. Все они учились в одной школе, а я работала в другой. Мальчики сестрёнку отводили в школу и забирали из школы по очереди. Кроме того, что я преподавала в школе, я бегала по всему Питеру по частным урокам, мне нужно было зарабатывать деньги. Я же одна.

Помню, дочка в шестом классе приехала из лагеря и заболела. У неё была какая-то инфекция, она месяца полтора дома просидела. Триместр заканчивается, а у неё шесть двоек. Что делать? Я тогда преподавала в элитной петербургской школе, забрала её к себе. Как-то вытянули. Нет, конечно, совсем без проблем невозможно, но они у меня были самостоятельные. Нужно справку куда-то взять? Они сами шли и брали. Нужно в магазин сходить? Мне можно было об этом не беспокоиться. При этом они ещё и подрабатывали. Клеили афиши. Конечно, и хулиганили

тоже, о некоторых проделках узнаю только сейчас. Иногда их самостоятельность принимала принципиальные формы. Как-то я решила перейти на работу в ту школу, в которой учились мои дети. Когда они об этом узнали, собрали семейный совет, и заявили мне, «если ты перейдёшь работать в нашу школу, мы из неё уйдём». Я понимала, что они это сделают. Мой переход не состоялся.

В дверь постучали, заглянул мальчик: «Марина Александровна, звонок!»

Сейчас алгебра в девятом. Выдержите? спрашивает меня Марина. Правда, тема очень интересная! Квадратные неравенства.

– Ну, что на это сказать? О решении квадратных неравенств я мечтала буквально последние несколько лет. И вот оно! Случилось! мы смеёмся.

Крутеньчук

Скажу честно: на этом уроке я слышала для себя гораздо меньше понятных слов, чем на уроке в шестом классе. Но зато, теперь я не удивилась, когда Марина Александровна предложила ребятам заняться ментальной картой.

– Пока ребята работают, расскажите мне о шефстве над приютом.

В прошлом году классам предложили выбрать направление деятельности. Мы выбрали шефство над приютом «Теремок», который в Новом Свете. Первый раз в приют съездили просто для знакомства. Посмотрели, вернулись подавленные. На это просто невозможно смотреть без слёз: как эти бездомные животные сидят в клетках и ждут, когда ты их погладишь.

Оксана Леонидовна чуть не плачет. Скоро Новый год (это было перед прошлым Новым годом), спонсоров не найти, никто не хочет помогать животным. У неё задача: хотя бы один раз в день их накормить. Ну, представляете: 200 собак и 100 кошек.

Мы собрали по списку всё, что она (Оксана Евсина, руководитель приюта. – А. Р.) нам заказала, и привезли первый раз помощь 30 декабря. И с нашей лёгкой руки, там сейчас такое спонсорство! За год приют не узнать.  И мы продолжаем своё шефство. Возит нас туда на микроавтобусе папа Полины Гунько. У нас костяк организовался для этой работы. Ездят, как правило, одни и те же: человек 20. А корм для приюта теперь собирает, чуть ли, ни вся школа.

Анна, София, Даниил

Анна, София, Даниил

В подтверждение слов Марины Александровны на перемене пришли ребята из седьмого кадетского первого, с пакетами, наполненными кормом для собак и кошек: Даниил Гаврилов, София Косулина, Анна Ситникова.     

-Ребята, как родители относятся к вашей волонтёрской деятельности?

Разве родители могут быть против таких вещей? Нас Ольга Николаевна учит быть добрыми и отзывчивыми. Они полностью с ней согласны, и нас поддерживают, резонно за всех ответил Даниил.

Григорий

Григорий

Разговаривая с Григорием Свердловым из этого же класса, я сказала: «Это так здорово, что ты такой чуткий и отзывчивый, и так охотно помогаешь тем, кто в этом нуждается». – И мне это очень нравится, — ответил мальчик, искренне и светло улыбаясь.

День, который я провела с учителем математики Гатчинской СОШ № 11 Мариной Александровной Крутеньчук, подходил к концу. День, который был наполнен обычными хлопотами, переживаниями, эмоциями для Марины Александровны и день, полный необычных открытий, знаний, и впечатлений для меня. Это ведь тоже из мира математики: про то, что всё относительно? Знаете, я стала замечать, что математики вокруг гораздо больше, чем мне представлялось раньше. Например, смотрите, какой пример обратной пропорциональной зависимости я обнаружила: чем дети младше, тем проще их увлечь новыми знаниями.

М. А. Крутеньчук, учитель математики СОШ №11

Марина Александровна, я права это обратная пропорциональная зависимость?

Да, и ещё! Теперь я знаю о трёх способах решения квадратного неравенства: система, парабола, интервал!

Алёна РЫБАКОВА

   Фото: Сергей КОВАЧЕВ

Альбом с фотографиями:  https://vk.com/album-29998172_300389929