Образ женщины в стихах и красках
Признаюсь, уже давно возникло желание увидеть образ нашей современницы, созданный творческими людьми — друзьями, талантливыми и чуткими земляками.
Картина сиверского художника Александра Златкина «Вологодская Мадонна» — образ женщины-матери середины двадцатого века. Красивая, сильная и печальная, она крепко держит своего сына на руках, с тревогой за его будущее. У Златкина она — святая!
О материнской святости пишет и Нина Булатникова. И как бы далеко не были мы от мамы, это единение, связь с ней — нерасторжимая.
Есть только женщина одна
В тревожной дали,
С которою мои всегда —
Её печали.
Она — святая для меня.
И эта малость
Струною жгучей навсегда
Во мне осталась.
И я молюсь, чтоб никогда
Её глаза не увядали.
Есть только женщина одна
В безбрежной дали…
Мама.
О материнском подвиге сложил свою «Песню» Валерий Сабадаш, литературный псевдоним — Штормовой. Его мама, Лариса Иосифовна, родила близнецов. Один — сильный и здоровый Владимир — продолжил семейную династию защитников Отечества, а Валерий — с самого рождения инвалид. Но благодаря маме, благодаря всей их дружной семье, именно Валерий являет собой пример силы духа и жизнелюбия. Очень интересный поэт, воспевающий красоту Сиверской и человеческую красоту.
Я сложу эту песню для мамы
И пущу, словно птицу, в полёт —
Пусть коснётся души её самой
И до самого сердца дойдёт.
………….
Не сказать никакими словами,
Никакими стихами не спеть,
Что ты значишь в судьбе моей, мама,
Как великий твой подвиг воспеть!
Было время, стихи Валерия Штормового о маме читали дети Сиверского детского сада на Мамином празднике.
«Дочери, дочери, взрослые дочери, выросли вы невзначай…»
(Николай Доризо)
А я приглашаю посмотреть родительским взглядом на юных красавиц нашей любимой Сиверской. Елена Курчатова создала зимний портрет дочери Светланы, веселой жизнерадостной Снегурочки! Здоровый румянец, лукавый задорный взгляд, наслаждение новогодней праздничной атмосферой — всё вызывает радость, подъём, бодрое настроение! Такую девушку хочется увидеть при въезде в Сиверскую. «Вы приезжайте, люди, в гости к нам!» — приглашает Ирма Пеннонен.
Автор следующего портрета — Иван Радюкевич. Немногие знают Ивана Николаевича как портретиста. Перед нами — портрет дочери, Настеньки. Без ювелирных украшений и макияжа, она привлекает естественной и где-то сдержанной красотой. Длинные светлые волосы словно пронизаны лучиками солнца. Она знает, что нужно самой строить своё будущее, и, возможно, потому смотрит в будущее строго и уверенно.
Вот только два юных женских портрета. Они — наши, эти девушки выросли на глазах! Мы желаем им женского счастья! А поэтическое, родительское благословение посылаю от Александра Фаловского. Его стихотворение дочери называется «Утренняя молитва».
Сабине
Будь запевалой и солисткой,
Вослед идущим — не груби,
Не засмотрись на Василиска,
На аспида нигде не наступи.
На перекрестьи совпадений
Не выпускай на волю страх,
Не поддавайся власти денег
И сторонись косматых росомах.
Не трогай пасти крокодила,
Учуй внезапный камнепад,
Не привыкай к дымку кадила,
К старательной апатии лампад.
Цени весну, рассвета свежесть
И родниковый холодок,
Моя строптивая безбрежность,
Мой маленький, мой аленький цветок.
Стихотворение написано в 1993 году, но как по душе оно всем нам, у кого есть доченьки! «Только бы жили вы, взрослые дочери, лучше своих матерей!» (Это снова Николай Доризо). И мы с ним…
«Лишь тех мы женщин выбираем, которые нас выбрали уже», — считает известный поэт Николай Доризо. А каких женщин выбирают наши творческие земляки? Какой образ женщины-жены создан на Сиверской земле?
На картине, написанной Александром Златкиным десять лет назад, мы видим Надежду Александровну Златкину. «В красной комнате» — так называется картина. «В красном уголке»,- хочется сказать мне. Скромная, тихая, обаятельная женщина деликатно присела в уголочек, ожидая, что муж скоро сядет рядом, обнимет, обогреет… Закончился день, полный хлопот, обязанностей и на работе, и дома. Наконец, можно расслабиться и отдохнуть.
Но всё в облике этой милой тонкой женщины говорит, что она посидит тихонько в уголочке и снова примется за дела. И как славно, что дела у них — общие! Супруги Златкины — коллеги, замечательные педагоги, учат детей рисовать и сами пишут картины. А Александр Ефимович ещё и стихи пишет! И для него жена — это Божий дар, первопричина всего, что пытается понять поэт. Приведу в сокращении стихотворение, которое так и называется — «Первопричина».
…Небес постигнуть глубину,
Понять причину звёзд свеченья,
Людей, любви людской влечение
Я в этой жизни не могу.
Напротив ночи утра свет,
Звезда растаяла в рассвете.
Ты спишь, светла и не одета,
Храня несказанный ответ.
Благодарю звезду, снежинку,
Тебя, как данный свыше знак,
Как Божий дар, первопричину.
Теперь отправимся в Гатчину, где жил и творил известный художник, краевед, общественный деятель Владимир Монахов. Пишу в прошедшем времени для тех из вас, кто не знает об этой страшной истории, потрясшей всю Гатчину, и не только…
24 ноября 2007 года Владимир Монахов погиб. Сгорел в пожаре собственного дома. Погибла и большая часть его картин. Но друзья, сын, жена хранят память, проходят памятные выставки в Гатчине и Петербурге. А когда мы вместе с художником Анатолием Засидкевичем и председателем Совета ветеранов Александром Резвым готовили к изданию книгу стихов поэтов Гатчинский земли «Наследство», сын художника Даниил Монахов прислал для книги фото двух картин и стихи отца, стихи о любви.
Какая она — наша современница, муза художника? Необычная… Глядя на портрет, вспоминаю стихи Игоря Северянина: «Для утОнченной женщины ночь всегда новобрачная…» Утонченная женщина Елена Киселева — чувственная и страстная, изящная и возвышенная, горделивой осанкой она напоминает мне портрет Анны Ахматовой.
Но обратимся к стихам Владимира Монахова, адресованным жене:
Смотрю в окно на старый дом,
На нём замшелые, давно прибиты старые доски.
Окна покосились и без света.
Мерцает редкий очень белый снег.
И почему-то вспомнил о тебе.
Ты, страдавшая из-за меня,
Проклявшая себя и заодно меня за встречу,
Напоминавшая удар по океану
Двух айсбергов, плывущих на свободе…
Любила ль ты меня?
Да — а?
Любила ты свою любовь ко мне,
Страданья, и бессонницы, и горечь.
Все признаки любви, всё это есть,
Но кроме одного, наверно, главного:
Жертвенность нужна великому понятию —
Любовь.
Я не смею комментировать слова и чувства поэта и художника. Они не входят в рамки частных отношений мужчины и женщины. «Два айсберга, плывущих на свободе»…
Где сейчас свободная душа Владимира Монахова — одному Богу известно. А женщина с портрета — художница Елена Киселева — «уплыла» в Германию и открыла свой выставочный зал. Чувствуется, что интерес к её творчеству и личности очень большой. Когда я ВКонтакте знакомлюсь с её работами, искренне жалею, что такая талантливая художница так далеко сейчас. Но очень приятно, что Елена Киселева всегда в курсе гатчинских новостей, душой она с нами! Полюбуйтесь на утонченную женщину! Таких — единицы! А может, и вовсе — одна!
«Ваше величество, женщина!» — эту красивую песню Булата Окуджавы вспоминаю, когда вижу красивый необычный женский портрет, созданный нашими земляками. Вот и сегодня сиверская художница Елена Курчатова представила свою новую работу — портрет Людмилы Тептиной.
Часто бывает, что на ликах деловых женщин России невольно отражается печать озабоченности, ответственности, груза решаемых важных государственных проблем. Но, глядя на портрет Людмилы Анатольевны, мы, прежде всего, видим красивую интересную женщину. Её деловой костюм удачно дополняют со вкусом подобранные стильные украшения. Приветливый открытый взгляд словно приглашает к сотрудничеству. И приятная искренняя улыбка говорит, что эта женщина Вам рада. Приходите, делитесь своими проблемами — приходите, и Вам помогут!
Ситуацию успеха испытываешь при виде такой деловой женщины. На окне — букетик цветов, а за окном — уголок Гатчинского парка. И только книга с государственной символикой в руках у прекрасной дамы подскажет незнакомому зрителю, что перед ним — деловая женщина России, ответственная за решение серьёзных и важных государственных вопросов.
Но художник Елена Курчатова увидела в ней, прежде всего, красивую интересную умную женщину, современную и стильную. И хоть после эпохи Окуджавы прошло немало лет, но как приятно, что деловые женщины России идут в ногу со временем, продолжая лучшие традиции прошлого.
«Уездной» барышни портрет
Среди женских портретов Александра Златкина портрет Алёны Рыбаковой, главного редактора газеты «Уездные вести» — новая, необычная работа.
Необычно, что в качестве рамы для картины художник выбрал рамку старинного зеркала, у которого совершает свое утреннее таинство современная женщина. Художник и назвал картину — «Утро».
Женское утро… Разве его можно представить без зеркала? Светлая молодая женщина уже успела сама сделать прическу, словно над ней трудился мастер-парикмахер, аккуратный макияж использован так, словно его и нет вовсе, а симпатичные сережки дополнят деловой костюм. И главное – настроение! Чистый, светлый, немного игривый взгляд наедине с собою…
А за спиной в голубом окне ждет новый день с высокими стремлениями, деловые встречи со знакомыми и совсем не знакомыми людьми, интервью, события, факты…
Обычный новый день необычной женщины – главного редактора районной газеты. Нужно суметь расположить к себе любого человека, даже самого замкнутого и неприступного. И нести с собой Мир, Добро и Красоту.
Это (и еще многое другое) отметил художник Александр Ефимович Златкин в новой картине. По нашей просьбе он поделился своими откровениями:
— О картине «Утро», в которой почему-то некоторые зрители увидели портрет:
Я писал конкретную, симпатичную, умную, состоявшуюся женщину. И мне было не важно, выглядит она отдохнувшей или уставшей, хороша ли у неё причёска, правильно ли подведены глаза и, даже, сколько ей лет. Я уверен, что она прекрасна, чуть лукава и кокетлива (на моей картине). А то, что такой она была когда-то или, наоборот, точно (или не точно) будет такой через какое-то количество лет, не важно (для меня).
Это все шелуха времени. Она осыпется или появится свежая, к портрету это отношения не имеет.
Пишу и думаю, что такими же словами можно описать любые портреты и любые картины вообще. Все слова не точны. Поэтому в заключении: я люблю людей, которым смотрю в глаза. Не обижайтесь, люблю всех. Влюбляюсь бесповоротно. Оправдывает меня то, что также я влюбляюсь и в натюрморты, и в пейзажи. Если этого не будет, не будет и картин.
Я искренне благодарен всем, кого писал, рисовал и о ком просто думал. Вы все наполняете мою жизнь невообразимой радостью и счастьем, делаете ее имеющей смысл (а, когда я пишу пейзажи, то влюбляюсь во все эти домики, березы и, даже заборы, которые вокруг меня).
Как хороша наша Земля! «Как прекрасна земля, и на ней человек!»
«А целовалась, бабушка, голубушка, со сколькими?» — эти строки Марины Цветаевой из стихотворения «Бабушка», явились причиной появления на свет картины, которую Александр Златкин назвал «Кружево». У меня, действительно, закружилась голова, когда представила импровизированный разговор с будущей внучкой о нашем, о женском.
Внучки пока нет, но мне посчастливилось, благодаря всё понимающему Мастеру, подготовиться к этой желанной встрече. Во время сеансов мы оживленно говорили с художником о поэзии, о творчестве, звучала музыка — и отступала далеко суета и проблемы дня сегодняшнего, отступало, останавливалось время…
И теперь эта женщина с картины Златкина лукаво смотрит на меня и словно спрашивает: «Ну что, старишься? Ну-ну…» В благодарном письме к Александру Ефимовичу родились несколько строк:
Не сотрутся никогда
Те черты, что Вы открыли.
Нас не будет, но мы были!
Эта женщина жива.
Будет трудно, и не раз…
На порог приходит старость.
Но как славно, что осталась
Эта женщина от Вас.
Наталья АНТОНОВА
На верхнем фото: Вологодская Мадонна, худ. Александр Златкин