Home » N.B! Тема » Курковицы: возрождение духовности
Крестный ход

Курковицы: возрождение духовности

Убеждение мудрых гласит: будущее рождается из уважения к прошлому. В тайниках человеческой памяти храниться информация не только о трагических фактах истории, но и о временах духовного просветления народа. Сегодня нам важно взять из прошлого духовный опыт поколений, переработать его  с учётом сегодняшних  потребностей и положить рациональное зерно добротворчества в основу расширения духовного сознания людей. В лучшие религиозные времена наряду с православной церковью миссию духовного преображения мирян успешно выполняли и монастыри.

Всем  ли  известно, что на юго-западе теперешней Ленинградской области монастыри практически не строились? Ну, разве что Вохоновский женский скит, преобразованный  в 1889 году в монастырь, располагавшийся в семи верстах от Елизаветино Гатчинскогоь района, да вот ещё на землях села Курковицы нынешнего Калитинского сельского поселения Волосовского района. Явление это  редкостное. Очень хочется побывать и взглянуть на то, что осталось от той светлой  монастырской  обители…

Монастырь в Волосовском райлоне

От административного  центра  Калитино до Курковиц – менее двух километров. Чтобы создать редкий по тем временам архитектурный комплекс, надо было иметь не только средства, но и землю. Помочь богоугодному  делу  взялся последний владелец соседней усадьбы Марьино Георгий Бабанов. В 1893 году под монастырь в Курковицах он выделил 110 десятин земли. В 1894 году было положено начало его строительству. Проект будущей обители осуществил и руководил возведением монастырского комплекса художник, академик архитектуры, выходец из знатного рода князей Голицыных Сергей Садовников. В 1907 году строительство Курковицкого  Пятогорского Богородицкого женского монастыря было завершено. Это было великолепное творение мастера, достойное кисти великих художников, поскольку оно отражало национальный дух времени, менталитет той эпохи. Что же представлял  собой  монастырский комплекс? Это важно понять ещё и потому, чтобы лучше представить то время, образ жизни его  обитателей.

Первой стройкой комплекса стало возведение деревянной трёхпрестольной церкви с боковыми приделами в честь Архангела Михаила и всех святых и двухъярусной колокольней в честь Тихвинской Чудотворной иконы Божией Матери, написанной — по преданию — святым апостолом Лукой при жизни Марии. С её ликом связывается успешное противостояние шведам, захватившим Новгород (1613-1614), немногочисленных иноков обители, которую пытались разрушить враги. А вскоре в д. Столбово был заключен мир со шведами. С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов.

Церковь в монастыре

По соседству от этого храма с северо-западной стороны зарождающегося монастыря сооружается церковь-часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы “Утоли моя печали”. Стеной к ней примыкает двухэтажный деревянный (первый этаж – стена от дороги кирпичная) настоятельский корпус. К началу минувшего столетия облик монастыря имел уже чёткие архитектурные очертания: здесь разместились десять двухэтажных  зданий с кирпичной основой и  деревянными надстройками и, примерно, столько же одноэтажных деревянных домов разного предназначения. Расширялась инфраструктура жизнеобеспечения обители, куда вошёл хозяйственный блок: конюшня, сарай, баня, водокачка, а также трапезная. Монашеские кельи строились из специально изготовленного красного кирпича. В центре обители — двухъярусная звонница, да ещё — двухэтажная школа для девочек-сирот и подкидышей, гостиница и своя монастырская больница. А рядом с ней, с южной стороны, воздвигнута кирпичная однопрестольная церковь в честь  святого  великомученика Пантелеимона с куполом и колокольней. Она не сохранилась. Два высоких церковных шпиля, увенчанных крестами, возвышались по обеим сторонам  обители, обнесённой с фасада кирпичной оградой в 533 метра длиной и высотой почти четыре с половиной метра с тремя массивными металлическими воротами, открывавшимися в дни больших торжеств  для проведения крестного хода, и несколько малых калиток. Весь этот уникальный комплекс утопал в садах живописного паркового массива — дубах, кленах, липах.

Церковное убранство

Но в этой истории самое интересное то, как жили обитатели монастыря, чем занимались? Об этом не расскажет никто из старожилов Курковиц. А тот, кто обладает этой важной исторической информацией, мог бы заложить в сознание сегодняшних поколений понятие о новом качестве жизни человека — добродетели. Поначалу в монастыре было 70 монахинь. Из лучших сестринских голосов  состоял  великолепный церковный хор, славившийся во всей округе. Здесь же были организованы мастерские, в которых талантливые монахини-художницы копировали иконы для монастырских церквей, другие изготавливали хоругви и ризы; золотошвейницы создавали ритуальное убранство для священнослужителей. Мастерицы по чеканке и живописи творили иконы для церквей и христиан; монахини помогали местным жителям осваивать обрядовые традиции в проведении церковных праздников. Чтобы обитель могла автономно выживать, приходилось развивать своё монастырское хозяйство, осваивать земледелие, животноводство, садоводство и даже пчеловодство. Причём все это велось на образцовом уровне, включая также переработку продукции и ловлю рыбы. Группа монахинь была обучена лечению недугов лекарственными травами, другими природными оздоровительными средствами. Посильную лечебную помощь они оказывали и нуждающимся местным жителям. Наиболее образованные монахини обучали грамоте детей-сирот, живущих при монастыре, в том числе и церковно-славянскому языку, необходимому для чтения церковных молитв и Закона Божия. Взрослея, воспитанницы монастыря становились послушницами и монахинями. Число обитателей достигало трехсотпятидесяти. Колокольный звон монастырских церквей и духовные песнопения хора притягивали прихожан из окрестных сёл, достигалась духовная гармония обители и тянущихся к вере христиан.

После октябрьских событий 1917 года устои монастыря резко пошатнулись: не стало сырья, материалов, начали закрываться мастерские, земли обители национализировались. К 1927 году жизнь в обители затухла, а в 1928-м в ней разместилась школа. В годы фашистской оккупации монастырский комплекс практически не пострадал. А после войны в нём расположились различные  учреждения. Интенсивному разрушению подвергались практически все здания, кроме настоятельского корпуса. Главными разрушителями их были не столько время, сколько атеистически настроенные люди. Две церкви монастыря, использовавшиеся не по назначению, удалось сохранить. Когда  атеистический  угар  начал  ослабевать — нашлись и духоподъемные люди, вдохнувшие жизнь в храмы, переданные Петербургской Епархии.  В 2000 году, после длительного перерыва, в  Курковицах  вновь была воссоздана и  зарегистрирована православная организация. Ведутся богослужения  в  храме  Пантелеимона.

Священослужители

Приближается  час  возрождения монастырской обители. Может, и вправду, люди начали  осознавать по каким причинам и какую часть нашей истории, и духовной культуры мы утратили безвозвратно, и наступил момент истины: необходимость раскаяния за поруганную — и не только в годы воинствующего атеизма — святыню, могущую возвратить  христиан  в русло православной веры, к духовным истокам. Преображение  началось  несколько лет назад, когда прихожане  поняли,  что  мало  одного  действующего храма  для восстановления  уникального  памятника  материальной  и духовной  культуры. Замечено,  что  в  трудные времена  Господь посылает  на  возрождения  храмов  и  монастырей  духоподъёмных организаторов,  умеющих  сплотить  вокруг  себя  единомышленников,  способных  начать  реконструкцию  века. Организаторские  и духовные  функции по  восстановлению  монастырского  комплекса  взяла  на  себя  председатель приходского совета,  монахиня  Феофания. Вокруг  неё  начали объединяться  все  те,  кто  приходил  сюда с  желанием  поддержать  духотворцев,  помочь богоугодному  делу. Девиз  Феофании: «Это  место  должно быть наполнено молитвой»  —  начал  реально  осуществляться. Феофания,  тонкий  эстет,  вдохнула в  послушниц  и трудников  потребность  создавать  вокруг  себя  красоту.  Начала  с  организации  уборки  развалин бывших монастырских  строений,  благоустройства  прихрамовой  территории,  возрождения   парковой  зоны  обители:  посадки  садовых  деревьев  и  ягодных  кустарников,  разбивки  цветников. Всё  это  время  облагораживался  храм  Пантелеимона, притягивающий  к  себе не  только  местных  жителей,  но  и  гостей  из  соседних районов  и  городов. По  субботам в  уютной  монастырской  трапезной  в  форме  беседы  проводятся  богословские  встречи. Проделана  большая  работа  по  восстановлению  монастырской  стены,  обустроены  дорожки  обители,  появилась  звонница…Заметный  вклад  в  реконструкцию комплекса  внесли  обитатели  монастыря  в  2021  году.

Священники

Особое  внимание  было  уделено  безжизненному  пока  что  храму во  имя  Тихвинской  иконы Божией  Матери  «Утоли моя  печали». Начало  его  восстановлению  положено и, придёт  час,  когда  он  снова примет  прихожан. В  тот же  год  продолжалось  расширение  и обустройство  монастырского  садово-паркового  ансамбля. Установлен  внешний бетонный  забор,  защищающий  историческую  ограду  и  частично  ограждающий  территорию  монастыря. Парк  пополнен  редкими  деревьями, продолжалось обустройство  цветников.  В  2022  году  планируется  завершить  реставрацию  действующего  храма,  заложить  дубовую  аллею, выполнить другие  важные  работы  по  обустройству  обители  и  ведению  подсобного  хозяйства. В  дни  трудных  жизненных  испытаний  в  народе  говорят: « С миру  по  нитке —  голому  рубашка…». Именно финансовые  трудности не  дают возможности  вести  закупку  материалов,  оплачивать  работу  приглашённых  специалистов,  решать продовольственную  программу выживания. Обращение  реконструкторов  монастыря  за  помощью  через группы  в  социальных  сетях —  не  всегда спасают  финансовое  положение, хотя  и  многие  делятся  своим  рублём. Хочется  надеяться,  что  ситуация  будет  меняться  к  лучшему: ведь  сегодняшние  благотворители  делают  всё  возможное,  чтобы результаты  их  труда  соответствовали  той  рукотворной  красоте,  которая  была заложена  в первые  годы  жизни  обители.

Леонид  НАЙДЁНОК, Волосово – Курковицы

Фото автора