Кто такие лембики и с чем их едят?
На Малую Садовую, дом 4, мы отправились не затем, чтобы отвечать на этот нелепый вопрос. Да мы и думать не думали об этих лембиках. В Петербург мы ехали на выставку Юрия Чудновского. Но лембики спутали все карты. Они произвели более сильное впечатление, да простит нас Юрий.
Выставка гатчинского художника Юрия Чудновского «Рождённые летать» открылась 11 августа в частном музее зооморфной керамики на Малой Садовой, 4. Юрий Сергеевич – в прошлом военный штурман, сейчас – свободный художник-любитель. В его арсенале есть и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Но больше всего поклонники любят изображения тех, кто рождён летать: самолётов и насекомых.
Посмотреть на Юриных жуков в пространстве частного питерского музея очень хотелось, но попасть на вернисаж не удалось. Решили с оказией непременно заехать на выставку. Оказия, как на грех, случилась в выходной день музея. Но хозяева – коллекционеры, искусствоведы, галеристы: супруги Александр Губанов и Наталья Трофименко – согласились открыть для нас музей и провести экскурсию.
Мы пришли чуть раньше оговоренного времени и пили кофе в уютном тихом дворике, в существование которого не верилось под боком у шумного Невского. С Александром и Натальей мы не были знакомы, поэтому напряжённо вглядывались во всех входящих во двор, дабы не пропустить.
Но оказалось, тревога была напрасной. Когда во двор вошла высокая стройная женщина с длинными ногами и короткой юбкой в пайетках, в шифоновой рубашке, завязанной узлом, прикрывающей пёстрый лиф, и в шляпе а-ля Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани», стало ясно, что именно так должна выглядеть богемная леди, несмотря на рабочий полдень.
Мы оказались в небольшом помещении под кирпичными сводами, выкрашенными белым.
– Это бывшие винные погреба Елисеевского магазина. Мы здесь совсем недавно. Очень удачно сняли это помещение. Здесь всё было коричневое, белым мы сами красили, – начала бойко и доброжелательно рассказывать Наталья. На её переносице и скулах сиял хайлайтер, а губы цвета дымчатой розы по-детски улыбались, в глазах был задор, вдохновение и восхищение всем тем, о чём она говорила. Коротко стриженые ногти на сильных длинных пальцах говорили о том, что «богемная» девушка вполне может и красить, и штукатурить, и ковыряться в грядках.
Александр на фоне своей яркой, подвижной жены был спокойным, уравновешенным и пастельным. Он говорил меньше чем Наталья, но рассказывал также интересно и эмоционально.
– Да, зал совсем небольшой. Но при умелой развеске здесь всегда помещается то, что задумано. Картины Юрия мы расположили так, чтобы было видно, как жуки, шмели и стрекозы похожи на самолёты и вертолёты, – говорит Александр.
– Вот эту форму пилота нам дал один коллекционер. А вот это – штурманская сумка Юрия, – Наталья показывает содержимое сумки: планшетку, блокнот, маленький карандаш, инструкции и ещё какие-то необходимые штурманам вещи. Всё это тематически здорово поддерживает выставку и делает её интерактивной.
В крохотном зале, метров 12-15 (не больше), организовано всё лаконично и по уму. Глубокий подоконник-ниша используется как рабочее пространство стола. Есть стеклянная витрина для сувениров, изящный кованый диванчик, небольшие кубики-пуфы, журнальный, он же фуршетный столик. Межкомнатные двери заменяют портьеры, что экономит место.
Александр отдёрнул бордовый занавес в соседний зал, и мы оказались в окружении козлов и баранов. Так вот что такое лембики! Их, конечно, ни с чем не едят, поскольку они керамические. Но раньше из них пили.
Лембики – это сосуды для вина в виде животных (зооморфные сосуды).
В детстве я такого барана видела, держала в руках, и даже, помнится, крышечку разбила. «Докрутила», – сказала мне мама, забрала барана, и поставила на место – на сервант. Это было у бабушки в деревне на Украине.
Как рассказали Александр и Наталья, в СССР, в начале 1960-х годов, советское правительство решило массово внедрить дизайн в отечественное производство. В 1962 году вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна: теперь он официально включался в систему государственной пропаганды. После знаменитой выставки «Искусство и быт» в московском Манеже ярко заговорил о себе новый декоративный стиль. Был сделан акцент на самобытность союзных республик, стали пропагандировать изделия на основе народных ремёсел. Именно тогда зооморфные сосуды, которые издревле делали в селе Опошня Полтавской губернии, приобрели всероссийскую популярность.
На базе гончарной артели «Красная керамика» была создана фабрика «Художественная керамика». В эти годы керамические козлы, бараны, львы и драконы появились в сервантах простых советских граждан. И в это же время из кустарного производства кувшины в виде животных поднялись до высот искусства и стали дорогими подарками. В коллекции Александра и Натальи есть величественный баран с крутыми разветвлёнными рогами, которого мастер Трофим Демченко преподнёс на юбилей маршалу Семёну Будённому.
В коллекции супругов сейчас больше сотни экспонатов. Это самая большая коллекция зооморфных сосудов не только в России, но, вполне возможно, что и в мире.
Началось всё несколько лет назад, с одного барашка. Ребята заинтересовались историей этого ремесла, и, как это обычно бывает, как только появляется интерес, судьба и случай начинают подкидывать информацию, интересных людей и новые экспонаты. Наталья погрузилась в историю и коллекционирование лембиков настолько глубоко, что окончила искусствоведческое отделение академии имени Штиглица и сейчас считается одним из лучших специалистов по этой тематике. В музее на Малой Садовой собраны образцы изделий всех самых известных опошненских мастеров: Ивана Билыка, Василия и Петра Омеляненко, Трофима и Владимира Демченко, Валерия и Надежды Проторьевых, Дмитрия Головко.
Наталья так увлекательно и захватывающе рассказывает об отличии завитков, длине ног и рогов, наличии ушек, что кажется: дай ей кусок глины и она вылепит какого-нибудь лембика.
– Я хочу научиться лепить из глины, – говорит Наталья, как бы подтверждая мои мысли.
И она научится – это точно! Если уж у ребят случилась такая любовь с лембиками, что они пишут их портреты, то и лепить будут. Александр, кстати, портреты баранов делает объёмными, из глины. Портретами лембиков увешены все стены музейного пространства. Вот такая всепоглощающая любовь!
Похоже, у этих керамических животных есть какой-то секрет притяжения к себе. Всего час мы провели на Малой Садовой, а мне так захотелось того барана из детства поставить у себя в комнате на полку. Пусть даже без крышечки…
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_303982193