Красный свет для автошколы
Гатчинская автошкола ДОСААФ России — одно из старейших профессиональных образовательных учреждений в структуре Общества. За десятилетия своего существования в её стенах прошли подготовку тысячи водителей для вооружённых сил СССР и России. Но сегодня гатчинская «кузница шофёрских кадров» находится на грани вымирания. Точнее, ликвидации.
Ещё несколько лет назад автошкола функционировала в стабильном режиме и в полном объёме выполняла возложенные на неё функции — обучала водителей для армейских нужд. В школе занимались и гражданские лица, стремившиеся получить права для управления личным автомобилем. Кроме профессиональной составляющей, учебное заведение принимало активное участие в общественной жизни Гатчины и района. К примеру, проводились занятия с подростками, чтобы уберечь их от влияния улицы.
— У нас работали авиамодельный кружок, творческое объединение «Автодело», — рассказывает Александр Сокольников, замдиректора Гатчинской школы ДОСААФ, в прошлом — лётчик истребитель. — Порядка девяноста человек в год мы готовили к поступлению в ту же автошколу. И занимались подростки совершенно бесплатно, потому что у школы были средства.
Ещё до повсеместного государственного внедрения, автошкола принимала активное участие в программе «Готов к труду и обороне». Ребята выполняли соответствующие нормативы – ещё советские, их награждали «золотыми» и «серебряными» значками, которые разработали в ДОСААФ. А в 2012 году на стадионе «Спартак» по инициативе школы более 600 человек из Гатчинского района приняли участие в соревнованиях ДОСААФ.
Любой памятный автопробег, проходивший в то время, не обходился без участия автошколы — выделялись и автомобили, и школьный автобус для перевозки учащихся. Школа организовывала пункты обогрева, где поили участников автопробега горячим чаем.
Гатчинская автошкола была не только образовательным учреждением для нужд военного ведомства. В её стенах располагалось Морское собрание, базировался Комитет офицеров запаса под руководством Виктора Васильевича Иванова.
Цифры и факты
В 2015 году Гатчинская автошкола ДОСААФ подготовила и выпустила 1820 человек, из которых 250 прошли обучение по военно-учётной специальности. Это были молодые люди в возрасте 18-20 лет, которым предстояло идти в армию.
В октябре 2015 года новым председателем регионального отделения ДОСААФ Ленобласти был избран Саид Тулаков, спустя полтора года ставший руководителем межрегионального отделения, объединившего Петербург и область. В структуру которого входит и гатчинская автошкола. Как говорится, новая метла по-новому метёт. Вот и с приходом Саида Жумаевича в организации началась своеобразная оптимизация.
— В начале этой «оптимизации» был переписан устав. Если раньше мы были составляющей часть ДОСААФ России, то нас сделали автономным учреждением. То есть, автомобильная школа стала сама отвечать за все долги и проблемы, возникающее в её работе, — продолжает Александр Сокольников.
После изменения устава у школы отобрали оплату аренды, и все арендодатели повисли на её шее тяжёлым ярмом. Потому как плату за аренду получало межрегиональное отделение, а за коммунальные услуги — тепло, водоснабжение — платила автошкола. Единственное, что удалось пробить руководству школы — это отдельные счётчики на электроэнергию. А услуги ЖКУ оплачиваются из средств, которые удавалось зарабатывать на обучении граждан.
По мнению Александра Егоровича, после смены межрегионального руководства основной его задачей стала добыча денег. Любым способом. Так как работа с детьми никакого дохода не приносила, было предложено её свернуть. Предложение было негласным, не под роспись. Дохода не приносило и участие в городских праздничных мероприятиях, поэтому автошкола перестала в них участвовать.
Следующий серьёзный удар был нанесён по подготовке курсантов — будущих военных водителей. Министерство обороны выделяло средства и на технику, и на оборудование компьютерных классов, и на мультимедиа. Но подобные «излишества» оказались без надобности питерским начальникам, поэтому обновление учебной базы прекратилось. Нынешним курсантам приходится работать на морально устаревшем оборудовании.
Наша справка
Тулаков Саид Жумаевич 1963 года рождения. Срочную службу проходил в Афганистане. Награждён орденом «Красной Звезды» и боевыми медалями. За самоотверженность и отвагу, проявленную при защите Отчества, имеет Благодарность от президента В. Путина. Кандидат политических наук.
В 1989 году под председательством Саида Тулакова образовалась общественная организация Союз ветеранов войны в Афганистане «Афганвет», занимающаяся помощью участникам вооружённых конфликтов. Другие сферы деятельности Союза ветеранов в открытом доступе обнаружить не удалось.
Дальше — больше. У преподавателей и мастеров производственного обучения начала накапливаться задолженность по зарплате. Но когда вопрос о зарплатных долгах озвучивался на совещаниях, представитель Гатчинского военкомата отвечал, что все деньги перечислены — через межрегиональное отделение, занимающееся их распределением. Но до автошколы выделенные финансы не доходили.
Третий год подряд автошкола срывает план призыва в вооружённые силы: она не в состоянии подготовить то количество выпускников, которое требуется по разнарядке Минобороны. Просто потому, что нет техники, так как её «реквизировали»: передали другой — питерской — автошколе в приказном порядке. Поэтому «накатывать» ребят просто не на чем.
— В 2020 году автошкола подготовила только 6 человек по военно-учётным специальностям. В предыдущие годы мы готовили 200-300 человек. Это произошло не одномоментно, снижение продолжалось с 2018 года. И, казалось бы, почему областной военкомат не реагирует на срыв плана? На мой взгляд, ответ лежит на поверхности — тот военный комиссар Ленинградской области, при котором всё это происходило, полковник Земляной, сейчас работает первым заместителем председателя ДОСААФ по Петербургу и Ленобласти Саида Тулакова, — делится своими наблюдениями Александр Сокольников.
Но эта ситуация, похоже, уже никого не волнует. Ни военкомат, ни военную прокуратуру.
Хотя пару лет назад военная прокуратура проверила школу на предмет «нецелевого использования бюджетных средств». Александр Сокольников обратился в следственный комитет при военной прокуратуре с просьбой прояснить причину проверки, однако никакого ответа он не получил.
Между тем, с 2018 года в автошколе сменилось три директора. По распоряжениям «сверху». И каждый новый приходил со своим главбухом. Как результат — подобная «директорская чехарда» привела к полной неразберихе в финансовой отчётности. К слову, в настоящее время у Гатчинской автошколы директора попросту нет. Видимо, он уже без надобности.
Цифры и факты
По словам Александра Сокольникова, «оптимизация», проводимая межрегиональным руководством, привела к тому, что на сегодняшний день система ДОСААФ уже перестала существовать в Вырице и Волосово, закрывается в Гатчине. В 2015 году по Гатчине было 262 члена ДОСААФ. Спустя год это число сократилось до сорока пяти человек. На 1 января нынешнего года в Гатчине насчитывается всего 23 члена добровольного общества.
Последний директор, полковник Владимир Петрович Грищенко, в октябре прошлого года должен был пролонгировать договор на дальнейшее функционирование школы, но договор ему не подписали. Так что с октября школа находится без руководителя. Что, в свою очередь, основательно затрудняет её работу. К примеру, без подписи директора невозможно подать заявку в МРЭО на сдачу экзаменов для обучающихся. Люди приходят в школу, учатся пять месяцев, а права получить не могут. Кто пойдёт учиться в такую школу?
Мало того. Ходят слухи, что Гатчинскую автошколу хотят сделать выездным классом от Ломоносовской школы. А кто из жителей Гатчинского района поедет сдавать экзамены в Ломоносов? Вопрос риторический.
— Короче, были созданы все условия, чтобы школа становилась нерентабельной. И она стала нерентабельной, — резюмирует заместитель без директора Сокольников. — Никто не учится, экзамены не сдаются, да ещё план по подготовке военных водителей сорван. То есть, Гатчинская автошкола не выполняет своих функций и не заслуживает дальнейшего существования.
Пару лет назад работники автошколы начали бить тревогу по поводу происходящего. Первым делом они обратились к Виталию Филоненко. Это казалось вполне очевидным. Виталий Андреевич был военным комиссаром ГМР, а сейчас он, возглавляя Гатчину и район, является ещё и заместителем председателя Совета городов воинской Славы.
«Некоторое время назад ко мне поступило обращение, которое подписали сорок человек. Среди них были и нынешние работники автошколы, и бывшие, и просто неравнодушные гатчинцы. Они просили прекратить вопиющее уничтожение старейшего подразделения ДОСААФ, — говорит Виталий Филоненко. — Мы сразу взялись изучить ситуацию. Я не могу понять, как можно было допустить, чтобы в Городе воинской Славы буквально за пару лет смогли свести на нет работу такой мощной организации, как ДОСААФ.
К сожалению, наша работа по исправлению ситуации продвигается небыстро, потому что руководство ДОСААФ по Петербургу и Ленобласти не идёт на контакт. Но мы сейчас тщательно изучаем все документы, это поручено заместителю главы районной администрации по вопросам безопасности Тимофею Фёдоровичу Материкову.
Мы обратились к председателю ДОСААФ России генералу-полковнику Александру Колмакову, рассказали о ситуации в Гатчине. Я уверен, что мы пресечём эту возмутительную попытку уничтожить старейшую автошколу. Мы над этим работаем».
Возникает закономерный вопрос: кому выгодна ликвидация Гатчинской автошколы ДОСААФ — вполне себе государственного подразделения? Вряд ли это собственно военное ведомство, для которого школа ковала профессиональные кадры. Вряд ли это Гатчинский район, получающий водителей разных категорий. Быть может, выгодоприобретателем в этом случае является руководство межрегиональной организации, откуда и исходит стремление низвести нашу автошколу до состояния нерентабельной?
Опять же, слухами земля полнится. Вот говорят, что в обозримом будущем Гатчина станет столицей Ленинградской области, куда переберутся региональные министерства и ведомства. Которым, в свою очередь, потребуются пространства для плодотворной работы. А здание №4 по Красноармейскому проспекту и солидными пространствами обладает, и местоположением знатным — с видом на дворец. Так что его реализация по сходной цене не займёт много времени.
К тому же, здание автошколы принадлежит не городу, а Центральному совету Общества в Москве. Поэтому руководящие органы могут делать с ним всё, что угодно. Например, поговаривают, что в историческом здании могут банально открыть гостиницу.
Одним словом, складывается впечатление, что история Гатчинской автошколы ДОСААФ, насчитывающая много десятилетий, подходит к концу. На её дальнейшем пути загорелся красный свет. А удастся ли разобраться в особенностях национальной оптимизации и расставить все точки над i — покажет только время.
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
От редакции. Работая над статьёй, мы хотели получить ответы на свои вопросы из первых уст, чтобы развеять все домыслы. На редакционный запрос, отправленный на имя председателя МРО ДОСААФ России по Санкт-Петербурге и Ленобласти, господин Тулаков отреагировал. Правда, перепоручив общение с журналистом своему заместителю Анатолию Моцаку.
Анатолий Михайлович весь день водил корреспондента за нос, обещая перезвонить, и, наконец, отключил телефон. Оценивая такое поведение руководителей межрегионального отделения, мысли приходят чисто конкретные: про шапку, которая горит, и про рыльце, которое в пушку. А иначе, откуда такое неджентльменское и непатриотичное поведение, господа военные?