Home » N.B! Тема » Кобона: восстановленная история
Музей Кобона

Кобона: восстановленная история

До деревеньки Кобона, что раскинулась на живописном берегу Ладожского озера, сегодня добраться проблематично. Сначала – на «перекладных» до райцентра Кировск, затем – всего два автобуса в день. А когда-то в деревне был порт, и сюда вела железная дорога. Правда, просуществовали они недолго, поскольку построены были с единой целью – обеспечить связь блокадного Ленинграда с Большой землёй…

Сергей Марков

Сергей Марков

— Сегодня трудно себе даже представить, как во время войны за чрезвычайно короткое время деревня превратилась в огромный транспортный узел, — замечает заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни» Сергей Марков. — Через него в Ленинград шло продовольствие, топливо и другие грузы, из осаждённого города — непрерывный поток людей. Не менее миллиона ленинградцев были вывезены через Кобону.

Двухэтажное деревянное здание музея, выкрашенное в непривычный тёмно-красный цвет, является точной копией церковно-приходской школы, возведённой на этом месте в 1900 году. Дом простоял в первозданном виде более столетия, когда в 2010 году пожар уничтожил его до основания. Вместе с выставкой исторических раритетов, которая существовала тут с 1980 года. К 70-летию Победы здание восстановили по старым чертежам и на старом фундаменте, а затем почти три года ушло на создание новой экспозиции. С 2015 года возглавляет музей Сергей Марков, в прошлом – военный моряк.

Первый этаж музея рассказывает о Дороге жизни – от момента её создания до завершения спасительной миссии. Зал, с которого начинается осмотр, оформлен предметами из коллекции Симона Ароновича Гельберга — одного из создателей и руководителей ледовой трассы, который передал в дар восстановленному музею свои дневниковые записи военной поры, раритетные фотографии, схемы движения транспорта через Ладожское озеро, свои рисунки и картины, способствующие лучшему восприятию обстановки тех суровых лет.

Дорога жизни

Интерактивный зал посвящён Ледовой дороге ВАД 101. Здесь можно увидеть макеты машин, работавших на трассе, осмотреть личные вещи шоферов, амуницию регулировщиков, посидеть в кузове грузовика.

В центре одного из залов выставлен стилизованный кузов легендарной «полуторки», выкрашенный в маскировочный белый цвет. Экскурсантам предлагается присесть на деревянные скамьи бок о бок и прослушать радио-спектакль «Народная книга памяти», записанный на основе воспоминаний жителей блокадного Ленинграда и озвученный профессиональными актёрами. Очень эмоциональный ход музейщиков, вызывающий мурашки по коже!

В соседнем помещении расположился «эвакуационный пункт на Финляндском вокзале», откуда начинался долгий путь на Большую землю. К слову, в здании бывшей ЦПШ тоже находился эвакопункт. Рюкзаки, мешки, чемоданы разных размеров, в которых блокадники старались вывезти свой небогатый скарб. Оказывается, перевозить вещи в чемоданах было запрещено, поэтому на вокзале людям предлагалось перекладывать пожитки в мешки.

Следует отметить, что в оформлении музейной экспозиции непосредственное участие принимал известный петербургский художник и дизайнер Никита Сазонов — выпускник театрально-декорационной мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который совмещает опыт работы в театре и музейных пространствах по принципу «смешать и взболтать, медленно разлить по бокалам. А сверху украсить пучком петрушки».

Кобона

Дизайнер Сазонов сумел предложить необычные и новаторские решения, благодаря которым традиционный музей получил свою, особенную атмосферу и «заговорил», наполнился живыми образами, звуками и голосами. Голосами памяти.

Но героика Дороги жизни – лишь одна из составляющих истории южного Приладожья. На втором этаже музея расположилась экспозиция, рассказывающая о прошлом собственно деревни и её окрестностей. Так, в одном из залов представлены предметы быта ушедших лет, которыми пользовались местные жители – ткацкий станок, прялка, люлька для младенца, кухонная утварь. Все изделия подлинные.

«Рыбный» зал, драпированный рыбацкими сетями и рыболовным инструментарием, демонстрирует основной вид промысла местных жителей, а также виды рыб, обитающих в здешних водах – корюшка, ряпушка, щука и даже сом.

Ещё одна музейная экспозиция вызывает неподдельное умиление у взрослых и искренний интерес у маленьких экскурсантов. Это «школьный класс», отмеченный приметами и дореволюционной, и советской эпох. Здесь нет компьютеров и интерактивных досок, зато есть парты, чернильницы и возможность написать что-нибудь старой доброй перьевой ручкой. И эксперимент по чистописанию далеко не у всех с первого раза получается.

Школьный зал в Кобоне

— Этот зал в нашей экспозиции неслучаен, — поясняет Сергей Владимирович. – Мы хотим сделать музей интересным и познавательным, в первую очередь, для детей. Чтобы они своими руками могли прикоснуться к тому времени, когда их родители и бабушки с дедушками были маленькими, а парты – большими. Только так можно сохранить историческую связь времён и поколений.

Впрочем, официальный музей «Кобона: Дорога жизни» является лишь частью большого проекта, задуманного Сергеем Марковым и его товарищами-моряками. Этот проект заключается в создании на берегу Ладоги открытой выставки военной техники, поднятой со дна озера и отреставрированной энтузиастами.

Отдельные экспонаты можно увидеть уже сейчас. К примеру, на пьедестале установлен грузовик ГАЗ-АА, извлечённый на поверхность в марте четырнадцатого года. Ещё одна «полуторка» с родным двигателем не просто «на ходу», но и участвовала в юбилейном параде на Красной площади в Москве.

В ремонтных ангарах из найденных фрагментов энтузиасты собирают автомобили, самолёты, артиллерийские орудия, стараясь максимально использовать оригинальные составляющие части. Естественно, что всё это историческое богатство не простаивает без дела.

Полуторка

В Кобоне уже три года проводятся военно-исторические реконструкции. На берегу выстроены два немецких укрепрайона с окопами, блиндажами и смотровыми вышками, которые штурмуют советские войска. Вся техника, задействованная в «боях», поднята со дна и восстановлена. В том числе три плавающих танка. Очередная реконструкция запланирована на 10 мая следующего года.

— Как удаётся обнаружить затонувшую технику? – переспрашивает Сергей Владимирович. – Это несложно, поскольку я по военной специальности – гидроакустик. И для меня не важно, что искать – вражескую подлодку или нашу «полуторку».

В настоящее время кобонские подвижники ведут переговоры с администрацией Кировского района о выделении земли для создания открытой выставки работающей военной техники всех видов. Ведь восстановление истории – забота не только энтузиастов.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

Материал подготовлен при поддержке Комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленинградской области и регионального Музейного агентства