Кобона: восстановленная история
До деревеньки Кобона, что раскинулась на живописном берегу Ладожского озера, сегодня добраться проблематично. Сначала – на «перекладных» до райцентра Кировск, затем – всего два автобуса в день. А когда-то в деревне был порт, и сюда вела железная дорога. Правда, просуществовали они недолго, поскольку построены были с единой целью – обеспечить связь блокадного Ленинграда с Большой землёй…
— Сегодня трудно себе даже представить, как во время войны за чрезвычайно короткое время деревня превратилась в огромный транспортный узел, — замечает заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни» Сергей Марков. — Через него в Ленинград шло продовольствие, топливо и другие грузы, из осаждённого города — непрерывный поток людей. Не менее миллиона ленинградцев были вывезены через Кобону.
Двухэтажное деревянное здание музея, выкрашенное в непривычный тёмно-красный цвет, является точной копией церковно-приходской школы, возведённой на этом месте в 1900 году. Дом простоял в первозданном виде более столетия, когда в 2010 году пожар уничтожил его до основания. Вместе с выставкой исторических раритетов, которая существовала тут с 1980 года. К 70-летию Победы здание восстановили по старым чертежам и на старом фундаменте, а затем почти три года ушло на создание новой экспозиции. С 2015 года возглавляет музей Сергей Марков, в прошлом – военный моряк.
Первый этаж музея рассказывает о Дороге жизни – от момента её создания до завершения спасительной миссии. Зал, с которого начинается осмотр, оформлен предметами из коллекции Симона Ароновича Гельберга — одного из создателей и руководителей ледовой трассы, который передал в дар восстановленному музею свои дневниковые записи военной поры, раритетные фотографии, схемы движения транспорта через Ладожское озеро, свои рисунки и картины, способствующие лучшему восприятию обстановки тех суровых лет.
Интерактивный зал посвящён Ледовой дороге ВАД 101. Здесь можно увидеть макеты машин, работавших на трассе, осмотреть личные вещи шоферов, амуницию регулировщиков, посидеть в кузове грузовика.
В центре одного из залов выставлен стилизованный кузов легендарной «полуторки», выкрашенный в маскировочный белый цвет. Экскурсантам предлагается присесть на деревянные скамьи бок о бок и прослушать радио-спектакль «Народная книга памяти», записанный на основе воспоминаний жителей блокадного Ленинграда и озвученный профессиональными актёрами. Очень эмоциональный ход музейщиков, вызывающий мурашки по коже!
В соседнем помещении расположился «эвакуационный пункт на Финляндском вокзале», откуда начинался долгий путь на Большую землю. К слову, в здании бывшей ЦПШ тоже находился эвакопункт. Рюкзаки, мешки, чемоданы разных размеров, в которых блокадники старались вывезти свой небогатый скарб. Оказывается, перевозить вещи в чемоданах было запрещено, поэтому на вокзале людям предлагалось перекладывать пожитки в мешки.
Следует отметить, что в оформлении музейной экспозиции непосредственное участие принимал известный петербургский художник и дизайнер Никита Сазонов — выпускник театрально-декорационной мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который совмещает опыт работы в театре и музейных пространствах по принципу «смешать и взболтать, медленно разлить по бокалам. А сверху украсить пучком петрушки».
Дизайнер Сазонов сумел предложить необычные и новаторские решения, благодаря которым традиционный музей получил свою, особенную атмосферу и «заговорил», наполнился живыми образами, звуками и голосами. Голосами памяти.
Но героика Дороги жизни – лишь одна из составляющих истории южного Приладожья. На втором этаже музея расположилась экспозиция, рассказывающая о прошлом собственно деревни и её окрестностей. Так, в одном из залов представлены предметы быта ушедших лет, которыми пользовались местные жители – ткацкий станок, прялка, люлька для младенца, кухонная утварь. Все изделия подлинные.
«Рыбный» зал, драпированный рыбацкими сетями и рыболовным инструментарием, демонстрирует основной вид промысла местных жителей, а также виды рыб, обитающих в здешних водах – корюшка, ряпушка, щука и даже сом.
Ещё одна музейная экспозиция вызывает неподдельное умиление у взрослых и искренний интерес у маленьких экскурсантов. Это «школьный класс», отмеченный приметами и дореволюционной, и советской эпох. Здесь нет компьютеров и интерактивных досок, зато есть парты, чернильницы и возможность написать что-нибудь старой доброй перьевой ручкой. И эксперимент по чистописанию далеко не у всех с первого раза получается.
— Этот зал в нашей экспозиции неслучаен, — поясняет Сергей Владимирович. – Мы хотим сделать музей интересным и познавательным, в первую очередь, для детей. Чтобы они своими руками могли прикоснуться к тому времени, когда их родители и бабушки с дедушками были маленькими, а парты – большими. Только так можно сохранить историческую связь времён и поколений.
Впрочем, официальный музей «Кобона: Дорога жизни» является лишь частью большого проекта, задуманного Сергеем Марковым и его товарищами-моряками. Этот проект заключается в создании на берегу Ладоги открытой выставки военной техники, поднятой со дна озера и отреставрированной энтузиастами.
Отдельные экспонаты можно увидеть уже сейчас. К примеру, на пьедестале установлен грузовик ГАЗ-АА, извлечённый на поверхность в марте четырнадцатого года. Ещё одна «полуторка» с родным двигателем не просто «на ходу», но и участвовала в юбилейном параде на Красной площади в Москве.
В ремонтных ангарах из найденных фрагментов энтузиасты собирают автомобили, самолёты, артиллерийские орудия, стараясь максимально использовать оригинальные составляющие части. Естественно, что всё это историческое богатство не простаивает без дела.
В Кобоне уже три года проводятся военно-исторические реконструкции. На берегу выстроены два немецких укрепрайона с окопами, блиндажами и смотровыми вышками, которые штурмуют советские войска. Вся техника, задействованная в «боях», поднята со дна и восстановлена. В том числе три плавающих танка. Очередная реконструкция запланирована на 10 мая следующего года.
— Как удаётся обнаружить затонувшую технику? – переспрашивает Сергей Владимирович. – Это несложно, поскольку я по военной специальности – гидроакустик. И для меня не важно, что искать – вражескую подлодку или нашу «полуторку».
В настоящее время кобонские подвижники ведут переговоры с администрацией Кировского района о выделении земли для создания открытой выставки работающей военной техники всех видов. Ведь восстановление истории – забота не только энтузиастов.
Николай МОНАСТЫРНЫЙ
Фото: Сергей КОВАЧЕВ
Материал подготовлен при поддержке Комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленинградской области и регионального Музейного агентства