Home » N.B! Тема » Инженеры Победы
Н. Виноградова, С. Богданов, П.Васильев

Инженеры Победы

«Этот дом никто уже не помнит. Я нарисовала его, чтобы он остался в истории хотя бы в таком виде, — говорит Наталья Виноградова. — Он находился в Малой Загвоздке на улице Овражной, под номером 3. В нём жил отец моего мужа Георгий Фёдорович Богданов».

Гатчина, ул. Овражная д. 3, рисунок Н. Виноградовой

Гатчина, ул. Овражная д. 3, рисунок Н. Виноградовой

Наталья Борисовна бережно раскладывает фотографии и документы на столе в редакции и продолжает рассказывать:

— Отец мужа родился в 1912 году, умер в 1969-м. Он был инженером-конструктором Центрального конструкторского бюро-52 Ленинграда в судостроительной отрасли. Его жизнь была связана с Гатчиной. Здесь, в Загвоздке, на улице Овражной, 3, в старинном каменном доме 1836 года постройки, жили его родители. Он постоянно к ним приезжал и занимался разработкой своих проектов, с 1962 года здесь жила его семья с детьми. У Георгия Фёдоровича был оборудован личный кабинет со столом-бюро и мастерская в мансарде. Было очень много приборов, спецлитературы и спецодежды.

Георгий Фёдорович, по рассказам соседей, был очень скромным и учтивым человеком, немногословным, ничего о работе и войне не рассказывал. Немного знала и его семья.

В армейском «афганском» альбоме моего мужа Николая много лет хранился уникальный военный документ 1941 г. — удостоверение командированного Богданова Г.Ф. в г. Севастополь за подписью зам. начальника Штаба Черноморского флота Евсеева. Именно этот документ дал начало поиску его биографии и трудовой деятельности в военный и послевоенный периоды.

Удостоверение командированного Богданова Г.Ф.

Удостоверение командированного Богданова Г.Ф.

Мы изучали документы, читали литературу, по крупицам собирали всё, что было связано с деятельностью Георгия Фёдоровича во время войны. С сыном Сергеем — внуком Георгия Фёдоровича — побывали в музее ПКБ «Северное». Это закрытое предприятие, но нас пустили, и для нас провёл экскурсию заместитель Главного конструктора Пётр Андреевич Васильев. Мы благодарны конструкторскому бюро за то, что они предоставили нам все архивные материалы: анкету, автобиографию, наградные листы, характеристики.

Свой рассказ о деятельности учёных, техников и их огромном вкладе в дело Победы начну с одного из ярких примеров — разработки метода размагничивания кораблей. Благодаря ей были спасены от смертельной опасности тысячи советских моряков, и ни один размагниченный корабль не взорвался на вражеских минах на Чёрном море и в других морях.

С детства Георгий Фёдорович Богданов увлекался электротехникой, учился в школе с техническим уклоном, затем ВУК им. Молотова, затем ЛЭТИ им. Ленина.

С 1939 г. работал в ЦКБ-52 инженером-конструктором, затем в августе 1941 г. был направлен в Севастополь в командировку со спецзаданием.

В 1939 г. немцы изобрели донные магнитные мины и стали размещать их на всех основных путях и на выходах военно-морских баз, блокируя таким образом весь флот. Для подрыва такой мины не нужно физического воздействия с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия магнитного поля судна.

Георгий Фёдорович Богданов, фото 1934 г.

Георгий Фёдорович Богданов, фото 1934 г.

Конструкторы нашли решение по обезвреживанию таких мин. Оно получило название «размагничивание судна». В любом металлическом судне со временем возникает остаточное намагничивание (из-за магнитного поля Земли, вибраций, ударов, штормов). Снять намагничивание можно двумя способами: обмоточным и безобмоточным размагничиванием. Первый способ — на корабле стационарно устанавливают несколько кабельных обмоток и создают в них магнитное поле, компенсируя магнитное поле корабля. Второй способ — корабль подвергают воздействию внешнего магнитного поля на стационарных или подвижных станциях безобмоточного размагничивания (СБР).

Перед советским командованием была поставлена задача срочно решить проблему защиты кораблей от нового оружия врага. Весной 1941 г. в Ленинграде группа учёных во главе с Игорем Васильевичем Курчатовым и Анатолием Петровичем Александровым начала проводить на Неве, Балтике и в Ладожском озере первые испытания по проектам Ленинградского физико-технического института. Но они не были завершены должным образом — началась война.

Севастополь бомбили с первого дня войны. 22 июня 1941 г. в фарватер военно-морской базы были на парашютах сброшены магнитные мины — подорвались два корабля и плавучий кран. С минами боролись тральщики глубинными подрывами, но этот способ не гарантировал полную безопасность. Мина могла сработать под кораблём на десятый или пятнадцатый проход. Флот был заблокирован. Поэтому спецгруппа под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова со специалистами ЛФТИ и ЦКБ-52 (проекты разминирующих устройств) прибыла в Севастополь 22 июля для организации службы в исключительно короткие сроки.

Главнокомандующий И.В. Сталин держал этот вопрос на строгом контроле. В тяжёлое для страны время было принято решение срочно изготовить 350 км кабеля и ещё 250 км закупить за границей.

Была создана первая станция размагничивания СБР-1, затем СБР-2, и СБР-3 для подводных лодок. СБР-2 была оборудована на рыболовецкой шхуне. Её командиром был воентехник Барченков.

Галина Петровна Никонорова, супруга Г.Ф. Богданова, фото 1983 г.

Галина Петровна Никонорова, супруга Г.Ф. Богданова, фото 1983 г.

Война продолжалась, корабли регулярно выходили в море на боевые задания и оборудование их защитными устройствами проводились в свободное от походов время, поэтому работы шли круглосуточно, ночью, при затемнениях и частых налётах. Все трудились с полной отдачей и уставали сверх всяких пределов.

Кольцо осады Севастополя сжималось. 22 сентября было принято решение перебросить СБР-2 в Феодосию. Задание выполнялось ночью, в шторм, судно сносило к берегу, на минное заграждение немцев, было столкновение с подводной лодкой. К счастью, она оказалась нашей и помогла шхуне добраться до места назначения.

В течение года на Черноморском флоте налаживали службу размагничивания, отрабатывались стандарты и регламенты, у каждого корабля был свой график размагничивания. Командиры строго следили за графиком и без электромагнитной обработки не выходили на боевые задания. Система Ленинградского физико-технического института была установлена более чем на ста кораблях и обеспечила полную защиту от немецких мин. Были обучены и подготовлены десятки новых команд из числа военных моряков на СБР-ы не только на ЧФ, но на Каспийском и Балтийском флотах. Но инженеры из Ленинграда были первыми!

В июне 1942 г. СБР-2 получила повреждения, которые невозможно было ликвидировать в порту Туапсе и была расформирована. Специалисты из гражданских лиц были отправлены к местам эвакуации своих предприятий в Казань и Горький.

Богданов Г.Ф. был откомандирован в Горький и продолжил свою работу там до конца войны.

За активное участие в безобмоточном размагничивании кораблей в 1945 г. был отмечен двумя наградами: за выполнение боевых задач орденом «Красной звезды» и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Книга почёта с записью о Г.Ф. Богданове

Книга почёта с записью о Г.Ф. Богданове

В 1946 г. по приказу министра судостроения был переведён как лучший специалист во вновь создаваемое ЦКБ-53 (ныне ПКБ «Северное») для восстановления судостроительной отрасли.

Георгий Фёдорович работал начальником отдела проектирования конструкций телеоперативного режима управления, пультов автоматического дистанционного электрического управления и сигнализации. Лично им создан целый ряд сложных высококачественных конструкций ТРУ и пультов, которые применялись на кораблях первого, второго, третьего поколений. В 1950 г. награждён правительственной наградой «За трудовое отличие». Записан в Книгу почёта, которая находится в музее предприятия.

В 1990 г. вышла книга В.Д. Панченко «Размагничивание кораблей в годы ВОВ», где очень интересно рассказывается о событиях тех времён от лица участника спецоперации. Также в книге упоминается и героическая работа инженера-конструктора ЦКБ-52 Богданова Г.Ф.

В 1976 г. в Севастополе в бухте Голландия был открыт памятный знак в честь участников спецоперации по размагничиванию кораблей.

После войны Георгий Фёдорович создал семью, его супругой стала Галина Петровна Никанорова, заслуженная учительница Суйдинской школы, ветеран войны. Она была награждена медалью «За отвагу» в 1970 г. за участие в партизанской подпольной работе в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. («Гатчинская правда», 25 марта 1970 г.)

Все данные получены из архивов Военно-Морского флота, Курчатовского центра, ПКБ «Северное», книги ВД. Панченко «Размагничивание кораблей в годы ВОВ», личного архива краеведа А.В. Бурлакова и семейных документов.

Справка

В современном судостроении систему размагничивания кораблей закладывают на этапе проектирования.

Наталья ВИНОГРАДОВА, г. Гатчина

На верхнем фото:Н. Виноградова, С. Богданов, П.Васильев в музее ПКБ «Северное»