Гатчинка.рф – в десятку
31 мая первому интернет-СМИ Ленинградской области, газете Гатчинка.рф, исполняется 10 лет. В преддверии юбилея главный редактор Алёна Рыбакова рассказала, как всё начиналось и что происходит сейчас.
-Алёна, расскажите о вашем пути в журналистике
-Я училась в школе на Камчатке и занималась в журналистском кружке:писала в районную и областную газеты.Руководительница, выпускница МГУ, предложила мне поступить на журфак. Но я пошла на педагога, как все девочки в классе: амбиций в юности не было.
Вышла замуж. Вскоре жизнь повернулась так, что я оказалась на камчатском телевидении. Проработав три года, я поняла,что хочу учиться журналистике. Поступила заочно в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и получила второе профессиональное образование.
Когда мы переехали в Гатчинский район, я устроилась на работу в телекомпанию «Викинг». За пять лет прошла путь от штатного журналиста до главного редактора.
11 лет назад начали появляться интернет-СМИ. Я хорошо помню, как во мне нашли отклик слова журналиста Дмитрия Жвания: «будущее ─ за интернет-изданиями». И я решила начать современную историю: зарегистрировала первую интернет-газету в Ленинградской области ─ «Гатчинку. рф», а через полгода появилась печатная версию ─ «Уездные вести». Читатели в то время не были готовы полностью перейти на интернет-издания.
-Какие средства вы вкладывали в открытие бизнеса?
-Я подала заявку и получила субсидию в размере 300 000 руб. на развитие собственного дела, как многодетная мать. На эти деньги купила оборудование, в том числе четыре компьютера, мебель, сняла помещение.
— Почему «Гатчинка.рф»?
— Название выбирали коллегиально. Взяли пример с «Фонтанки.ру» и «Карповки.ру» ─ по названию петербургских рек. А в Гатчине главная река ─ Гатчинка, она же Тёплая. И жительница Гатчины, кстати, ─ тоже гатчинка.
-Какой была «Гатчинка.рф» 10 лет назад?
— Мы начинали с размахом: девять человек в штате. Сейчас, для сравнения, официально трудоустроены трое. Большинство авторов в «Гатчинке.рф» ─ фрилансеры, внештатные сотрудники. Кто-то пишет для нас бесплатно, колумнисты, например, кто-то ─ по договору. Самый первый журналист, главное перо нашей газеты ─ Николай Монастырный ─ работает до сих пор.
— С какими трудностями вы столкнулись?
— С финансовыми: я видела себя только в качестве творческого руководителя. Думала, человек, который бы развивал газету как бизнес найдётся со временем. Всё не так складно получилось. Но дело не в этом. Нам 10 лет!
— У редакции есть своё помещение?
— Нет, мы арендуем. Уже несколько раз переезжали, искали более доступные варианты.
— Вы работаете в офисе или удалённо?
— Раньше я думала, что необходимо присутствие в редакции всех журналистов. А теперь понимаю: достаточно раз в неделю видеться на планёрке и обсуждать информационную повестку. Так что работаем, в основном, удалённо. Каждый день в редакции присутствует один дежурный журналист.
— Как распределяются обязанности в редакции?
— Как в каждой «районке» мы умеем делать всё. Николай Монастырный ─ выпускающий редактор. Я обсуждаю с ним, какие материалы из накопленных за неделю войдут в печатную газету. Потом Николай с верстальщицей собирают номер, и я подписываю в печать.
— Как часто выходят «Уездные вести»?
— Раз в неделю по пятницам. Газета небольшая, 8 полос формата А3. Информацию публикуем дозированно, например, сокращаем текст и ставим QR- код: полная версия на сайте «Гатчинки.рф».Поэтому в интернет-издании информации больше, она оперативнее.
— О чём газета «Уездные вести»?
— На первых трёх полосах ─ новости. Далее на развороте обычно ставим какой-нибудь знаковый материал, например, журналистское расследование: не проходит и недели без жалоб или просьб людей осветить социально значимое событие. Из последнего, закрытие старейшей автошколы в Гатчине ─ «ДОСААФ». Как результат, к нам обратились бывшие сотрудники этой организации и попросили обратиться в вышестоящие инстанции для разъяснения причин закрытия автошколы. Материал на шестой полосе варьируется. Седьмая ─ колонка Монастырного: «Неформатное чтиво». По большому счёту, это ─ главный магнит для читателей. На восьмой полосе ─ культура, краеведение, поэзия в рубрике “ЛитераТУРКА”.
-Где можно приобрести «Уездные вести»?
— Распространяем газету по подписке и бесплатно. Раньше мы продавали, но поскольку людям были доступны бесплатные газеты, у нас начались большие возвраты. Неприятно получать обратно из киосков сотни экземпляров. Столько сил вложено! И для рекламодателей это невыгодно: если газета не разошлась, значит меньшее количество людей просмотрело рекламу. Нам выгоднее распространять газету бесплатно. В основном, в поликлиниках, библиотеках, администрациях,сети магазинов «Сыр в масле», гатчинском Райпо. В отдалённые поселения не возим, потому что дорогая логистика.
— Какой тираж у газеты?
— 3000 экземпляров. Для районной газеты это немало.
— Где располагается типография?
— В Петербурге, «Курьер».
-На какие средства существует газета?
— Договоры об информационном обслуживании, подписка, модульная реклама и реклама в виде статей-историй. Например, нам предлагают прорекламировать гостиницу. Автор туда едет и «интегрирует» гостиницу в историю.Такая реклама стоит дороже.
— Есть ли у газеты спонсоры?
— До прошлого года мы получали субсидии, как районные, так и областные.Они покрывали типографские расходы. Сейчас поддержки нет, и мы выходим раз в две недели.
— Приглашаете ли вы экспертов?
— Чаще всего обращаемся к юристам, если готовим какой-нибудь острый материал. Чтобы не было юридических ошибок.
— Расскажите об источниках информации.
— Если ко мне придут 10-12 человек поговорить, пожаловаться, отдать стихи, то я уже готова выпустить номер. Они ─ мои живые источники информации. Плюс, конечно, многие пресс-службы делают рассылки: Правительство Ленинградской области, МЧС, МВД, Гатчинская КМБ и другие. Если мне нужна информация, я связываюсь с ними, откликаются все.
— Какая у вас аудитория?
— С одной стороны, читатели печатной газеты─ люди «40+» и «50+». С другой стороны, у нас есть молодежное приложение «Акселератор»─ газета на восемь полос, которая создаётся школьниками и для школьников. Выпускается раз в четверть. Аудитория «Гатчинки.РФ», если судить по метрике на сайте,─ это молодые люди до 25 лет(15%) ,25-45 лет (30%), большинство (55%)─ 45лет и старше.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает «Гатчинке.рФ»?
— Нужен ребрендинг. Внешне она не современна. Но опять всё упирается в деньги.
— А «Уездным вестям»?
-Тоже денег, в том числе и на логистику, чтобы доставлять газету в отдалённые населённые пункты. Хотелось бы повысить тираж до 5000-7000 экземпляров. А также взять в штат ещё пару журналистов. Я даже знаю каких.
— Какие планы?
-Как минимум, не умереть! Я считаю, что печатные СМИ должны жить. И будут! А «Гатчинке.рФ» нужно обновление, и тогда она станет более востребованной.
Евгения ТИХОНКОВА
На фото первый состав редакции, июнь 2011 года: Илья Маслов, Александр Колычев, Сергей Ковачев, Николай Монастырный, Арсений Гутковский, Елена Сильницкая, Нина Глазкова, Алёна Рыбакова, Татьяна Ягодина.