Девочка жила, живёт и будет жить!
31 января в Международном реставрационном центре в селе Рождествено открылась выставка «Жила была девочка», посвящённая 80-летию снятия блокады Ленинграда и освобождению Ленинградской области.
На первом этаже в ярком круглом зале, окружённом сплошными окнами, собираются гости. Школьники, в ожидании экскурсии, увлечённо разглядывают информационные стенды о Международном центре реставрации, гости постарше беседуют с организаторами выставки и реставраторами. А на втором этаже, в таком же круглом зале, ожидает застывшая деревянная девочка с оцепеневшим лицом. Ручкой она сжимает подол платья, а вдоль туловища – словно, символически – прошла широкая трещина. Что видели её глаза, понять непросто: для этого нужно обойти всю выставку, которая начинается с девочки и ей же замыкается, и уже тогда смотреть в её беспокойные глаза.
За основу выставки взята история оккупированной фашистами деревни Кирково Тосненского района Ленинградской области, в которой были расстреляны около 40 детей и более 20 взрослых. Одна из трагических историй – расстрел Вани Григорьева и Толи Пехтеева: первому 10 лет, второму 16. Мальчишки пытались украсть хлеб из немецкой кухни во время комендантского часа. Не удалось. Поймали, продержали в сарае и на третий день расстреляли. Таких трагедий деревня пережила немало. Помимо истории Кирково, на выставке можно узнать и о военной судьбе Рождествено.
От экспоната к экспонату нас провёл автор выставки Дмитрий Шумилов – заведующий сектором усадьбы писателя Владимира Набокова: «Каждый экспонат иллюстрирует собой воспоминания местных жителей; в первую очередь – тех детей, которые пережили период оккупации здесь».
Чемодан с вещами символизирует мирную жизнь, которую пришлось оставить, она упаковала чемоданы и уехала подальше от кричащей разрывами снарядов войны.
Лопасти бомбардировщиков поведали о первых бедах, с которыми столкнулись жители Рождествено – гул этих же лопастей и падающие бомбы. «Так как все взрослые были призваны на фронт или отправлены строить оборонительные сооружения, дети оставались с бабушками, пожилыми людьми или с воспитателями. И вот одна воспитательница рождественского детского сада во время одного из самолётных обстрелов вывела детей из здания и спрятала в кустах, и тем самым спасла им жизнь».
Радио-динамик, передававший спектакли для детей в мирное время, и по нему же в 12 часов дня 22 июня 1941 года было объявлено о начале войны.
Карта Рождествено: «Подробная карта нашей местности. Многие разбитые советские части отступали с Лужского направления именно через Рождествено, и местные подростки, хорошо знавшие леса, знали топонимы, которые здесь указаны, и которых сейчас практически никто не знает. Они находили части и отдельных воинов и безопасным путём по лесам и болотам выводили их ближе к Ленинграду, чтобы они вновь могли соединиться со своими частями».
Самовар: «Кого-то из местных подростков отправляли в Латвию, Эстонию, Германию на различные работы. По воспоминаниям одной местной жительницы, её заставили собрать вещи, погрузили в товарный вагон с колючей проволокой, увезли в Эстонию и выставили, как на продажу. Её практически не кормили, но у неё был с собой медный самоварчик, который она смогла обменять на кусок сала и выжить, когда не было еды», – рассказал Дмитрий.
Это далеко не все истории и экспонаты, которые стоит услышать и посмотреть, побывав на выставке.
После экскурсии, в конференц-зале, скульпторы, которые занимались реставрацией наследия Кирково, рассказали больше об истории деревни, деревянной девочке и детях, чьё детство безжалостно было расстреляно. Мемориал, частью которого была девочка, так и называется: «Памяти расстрелянному детству».
Мемориал был создан студентами художественного училища им. Серова
(в настоящий момент им. Рериха) под руководством Виктора Новикова – известного советского и российского скульптора, графика, писателя.
К сожалению, большинство авторов памятника уже ушли из жизни, остались только Юлия Мурадова и Тарасий Трошин.
– Это была моя дипломная работа, на втором эскизе у меня родилась эта фигура девочки. Начиналось всё с фигур мальчиков перед расстрелом, или в момент расстрела, но всё это было не то, нужна была глубина и пауза», – вспоминает Юлия Мурадова, автор скульптуры девочки.
Команда Виктора Новикова превратила всю деревню Кирково в мемориал. Были установлены памятники в честь матери, потерявшей всех своих 9-х детей; солдатам-окруженцам; отцу Вани Григорьева – Фёдору; мальчику, который носил еду партизанам в лес, и многие другие. Однако с течением времени от мемориала осталась лишь малая часть.
По инициативе одного из жителей Кирково началось восстановление памятника. Андрей Иванов переехал в Кирково в 2012 году, на тот момент от мемориала практически ничего не осталось. Андрей изучил историю деревни, нашёл Виктора Новикова, Юлию Мурадову, Тарасия Трошина, обсудили план действий и вот история восстановления мемориала продолжается по сей день. «Это важно, это живая история деревни, это один из уникальнейших памятников в нашем регионе, поэтому это важно», – говорит Андрей.
Важнейшую роль в восстановлении мемориала и создании выставки сыграли жители деревни, которые, как могли, старались уберечь памятники от разрушения: «Самый знаковый комплекс, который собирает вокруг себя всю деревню. Эта девочка жила до того, как появилась, она жила в момент появления, она жила, когда это всё разрушалось, и когда люди, неравнодушные люди хранили у себя её остатки, пытались её как-то украсить, защитить», – говорит Надежда Акулова, главный архитектор восстановления комплекса.
«Одна бабушка затащила свалившуюся девочку в сарай, раскрасила и как-то сумела сберечь, потом через 20 лет её достали из сарая, и основная задача была её законсервировать, чтобы она дальше не разрушалась. Мы не стали ничего менять в скульптуре, время наложило свой отпечаток, и так девочка стала интересной исторической ценностью», – поделилась Юлия Мурадова.
Надежда Акулова высказала мнение о том, как привить молодёжи уважительное отношение к памятникам – историческому наследию России, поскольку в различных регионах время от времени памятники подвергаются осквернению и нападкам со стороны вандалов.
– Я считаю, что очень много урона наносит незнание, поэтому на мой взгляд нужна популяризация сохранения. Молодёжь ведётся на то, что сейчас модно, значит нужно сделать так, чтобы сохранять было модно. Со школьной скамьи нужно объяснять, показывать, участвовать в маленьких реставрациях – цикл маленького реставратора, организовывать маленькие мастерские и под руководством реставратора давать детям прочувствовать эту работу. Так через популяризацию сделать реставрацию модной. Но и государство должно понимать важность правильного обучения необходимого количества профессионалов. Чтобы специалистов хватало на все объекты реставрации.
Выставка открыта для посещения по четвергам и субботам до 10 марта 2024 г.
Ведётся предварительная запись по телефону +7 (812) 501-81-75 (пн-пт с 10:00 до 18:00)
Международный центр реставрации — Ленинградская обл., с. Рождествено, ул. Музейная, д. 2
Максим КОЗЫРЕВ