Home » N.B! Тема » Арсенальный зал – жемчужина Большого  Гатчинского  дворца
Арсенальный зал - Э. Геу

Арсенальный зал – жемчужина Большого  Гатчинского  дворца

Гатчинский дворец принято связывать с именами императоров Павла I и Александра III. Но свой современный вид он приобрёл при Николае I.

В середине ХIX века дворец пережил реновацию. Толчком этому послужило печальное событие. В 1844 году умерла Александра — дочь Николая Первого. Траур императорская семья проводила в Гатчине. Их пребывание здесь продлилось больше месяца. Именно тогда стало очевидным, что дворец не отвечает уровню современного комфорта и не приспособлен для длительного проживания императорской семьи. Весной 1847 года начались активные работы в Арсенальном каре. Руководить этой перестройкой был приглашён профессор архитектуры Роман Иванович Кузьмин.

— Его замыслы и загадки нам приходится разгадывать при реставрации, —  говорит современный коллега Кузьмина, главный архитектор Гатчинского музея-заповедника Татьяна Яковлева.

Помогают разгадывать задумки архитектора акварели Эдуарда Петровича Гау, который изображал интерьеры дворца двадцать лет, начиная с 1860 года.

— Это совершенно фантастические работы, на них с фотографической точностью изображены как интерьеры в целом, так и отдельные предметы, -рассказывает Татьяна Юрьевна и ведёт меня по Зеленому коридору Арсенального каре в Арсенальный зал.

Арсенальный зал

Мы входим под сводчатые потолки просторного помещения. Первое впечатление от цветовой гаммы: сливки и топлёное молоко. Пахнет только что окончившимся ремонтом. Под ногами светлый, идеально подогнанный паркет. В дальнем конце зала сцена и, представьте себе, деревянная детская горка. Тут же, ещё не распакованные, качели-лодочка. Вдоль стен, завёрнутые в полиэтилен, стоят экспонаты. Через плёнку вижу чучело волка. Смотрю на акварель Гау: здесь и горка, и качели, и много разных охотничьих трофеев — волки, медведи, рога и головы животных.

— Это один из самых красивых залов нашего дворца и второй по величине среди всех загородных дворцов, — продолжает рассказ Татьяна Юрьевна. — В Царском Селе площадь тронного зала около 800 квадратных метров, наш занимает порядка 600 метров. Арсенальный зал был любим всеми царскими семьями. Можно сказать, что это был клуб по интересам, здесь проводили праздники, торжественные завтраки и обеды.

Зал был наполнен множеством интересных предметов. Например, все трофеи были снабжены табличками, указывающими время, место охоты и «автора» выстрела. Когда видишь на картине Гау огромные чучела медведей и волков, может показаться, что эти матерые животные были добыты где-то в Сибири. Но ничуть не бывало! В одном из воспоминаний 1881 года Александр III написал, что на охоте в Орловой роще положили 11 волков.

Арсенальный зал до реставрации

Арсенальный зал до реставрации

Арсенальный зал, сосредоточивший в себе развлечения на любой вкус и возраст, был квинтэссенцией того, что собой представляла жизнь в Гатчинском дворце. Он не был местом принятия важных политических решений и подписания судьбоносных указов. Он был местом домашнего уюта и отдохновения. Свидетельства  милых забав и светских развлечений остались в акварелях «историка придворной жизни» Михая Зичи. Он явился своеобразным летописцем жизни высшего света второй половины Х1Х века  —  балов, театральных представлений,  парадов, царской охоты. Эти очаровательные, очень лёгкие и живые картины украшали Арсенальный зал, но после Великой Отечественной войны они стали частью коллекции музея-заповедника «Павловск». Теперь акварели Михаила Александровича Зичи вернутся в Гатчину в виде копий. Картины уже готовы и вскоре будут размещены на своих исторических местах.

Татьяна Яковлева любовно перебирает детали интерьера Арсенального зала и заметно, что ей нравится всё, на что она смотрит:

— Мы  тщательно подбираем предметы, которыми наполним это прекрасное пространство. Зал очень хорошо отреставрирован. Во всех деталях и мелочах мы сверялись с историческими документами,  скрупулёзно подбирали колер. Отлично поработали лепщики: лепнина глубокая, рельефная, не размазанная. Прекрасный паркет. Воссоздали мраморный камин времён Николая I. Он сейчас декоративный, но досконально проработан и во всех нюансах соответствует эпохе. Люстры сделаны по образу и подобию оригинальной, которая осталась в единственном экземпляре — на неё можно посмотреть на площадке Мраморной лестницы.

1930-е годы, фотограф М.А.Величко.

1930-е годы, фотограф М.А.Величко.

Признаться, и мне очень понравился этот светлый, большой зал с венецианскими окнами, выходящими в Собственный сад. С паркетом, по простору которого хочется скользить в вальсе. И как-то совсем не хочется представлять, что вскоре всё это заставят чучелами и завесят рогами. Татьяна Юрьевна меня успокоила:

— На этой фотографии зал изображён в довоенное время, когда он был несколько перенасыщен. Сейчас мы все музейные пространства заполняем в стиле, соответствующем исторической эпохе, но чуть  более деликатно ввиду ограниченного количества  экспонатов — у нас получатся лёгкие, и как всегда интеллигентные экспозиции. В залах много воздуха и пространства. Это дух и стиль нашего музея.

Татьяна Яковлева работает в ГМЗ «Гатчина» семь лет и напрямую причастна к формированию музейного стиля. Когда она пришла во дворец, то сразу поняла, что работы по реставрации столько, что не будет ей конца и края. Это ощущение подтвердилось бытовавшими в стенах Дворца «неспешными» перспективными планами, разработанными в начале нулевых годов и предусматривающими его реставрацию на 50 лет вперёд. Напомним, что Роман Иванович Кузьмин закончил перестройку всего Арсенального каре за пять лет. В 1852 году все новые помещения освятили, что означало окончание работ.

Камин

— Безусловно, всё зависит от финансирования, — говорит Татьяна Юрьевна. — Если к дворцу со стороны власти Санкт-Петербурга будет такое же благожелательное отношение, как последнее десятилетие, то такого длительного срока явно не понадобится, справимся быстрее. Это подтверждается достижениями последних лет. Начиная с 2010 года, мы уже отреставрировали Греческую галерею, Комнаты за галереей, Комнату художника Ротари, Светлый переход, Ротонду под гербом, Мраморную лестницу и парадный вестибюль, Дворцовую церковь и церковную крипту, Мемориальные комнаты императора Николая I, «вернули  жизнь» помещению Дворцового театра, а также    в помещениях анфилады Антресольного этажа Арсенального каре развернули экспозицию «Личные комнаты семьи Императора Александра III».

Когда посетители смогут прогуляться по самому красивому залу дворца?

— Надеюсь, что Арсенальный зал откроем в нынешнем году. Тогда вместе с Вами и посмотрим, как будет выглядеть воссозданный  зал во всем его великолепии,  —  улыбается Татьяна Яковлева.

А пока, нас ждёт променад по комнатам Николая I.

(Продолжение следует)

Алёна РЫБАКОВА

На верхнем фото акварель  Эдуарда Петровича Гау