Home » Молодо. Зелено? » «Сириус» — это почти «Артек». Но ещё лучше!»
Е. Бачуринская

«Сириус» — это почти «Артек». Но ещё лучше!»

В этом убеждена наша юная коллега Катя Бачуринская, которая последний летний месяц провела в сочинском образовательном центре «Сириус».

В «Артеке» круто отдыхать. Я знаю, мне рассказывали. А в «Сириусе» так круто учиться, что и отдыхать не хочется. Это правда. Я не преувеличиваю.

«Сириус» — это всероссийский образовательный центр, находится он в Сочи, работает круглогодично. На каждую образовательную смену сюда съезжаются несколько сотен старшеклассников и проходят обучение по нескольким профилям: наука, искусство, литературное творчество, спорт.

Я в конце учебного года подала заявку на программу «Литературное творчество», прошла отбор, набрала необходимое количество баллов и попала на августовскую смену по программе «Homo legens. Человек читающий». Таких счастливцев, как я, было 75 человек.

Катя читает книгу

Поездку я очень ждала, но в условиях пандемии до последнего момента было не понятно, состоится она или нет. К счастью, смену не отменили, но немного сократили. Шестого августа мы с группой приземлились в аэропорту города Сочи. Здесь нас забрали кураторы. На следующий день начались занятия.

Ещё до поездки в Сочи нам предложили подготовиться к предстоящей литературной работе. Нам сообщили, что все участники программы в ходе её реализации проявят себя в одном из жанров литературного творчества, создав авторские тексты, лучшие из которых будут опубликованы в «Альманахе». Все мы будем принимать участие в литературном проекте «Игра в бисер». Поэтому те, кто не читал эту книгу Германа Гессе, должен был прочесть. И не только эту. Нам предложили целый список литературы по нескольким темам, так называемым концептам. Вот, к примеру, литература по концепту «Еда»: Н.В. Гоголь — «Мёртвые души», Э. Золя — «Чрево Парижа», А.П. Чехов — «Сирена», «О бренности», И.С. Шмелев — «Рождество в Москве», А. Аверченко — «Индейка с каштанами», «Широкая масленица», «Блины Доди», Т.Н. Толстая — «Студень».

Всего было предложено пять концептов со своим списком литературы. Как видите, в «Сириусе» нас ждали с довольно солидным читательским богажом. И всё это для того, чтобы научить нас писать свои авторские тексты. Каждую команду на программе направляли мастера. У нашей команды были Ольга Геннадьевна Клишова и Борис Вадимович Ковалев. Большое спасибо им за терпение и знания, которые они нам дали!

Жанр для написания текста можно было выбрать любой: сказку, рассказ, эссе, стихотворение или сонет. Главное, уложиться в объём, соответствовать теме и создать связанный логичный текст.

Наше произведение должно занять не больше 3-4 страниц. В тексте обязательно должна быть упомянута одна из пяти тем, которые были предложены для чтения — сад, дерево, лестница, яблоко, еда. Лучше всего, если бы она была основным мотивом в истории. Нашей группе досталась еда.

Катя работает за компьютером
Со своим текстом я работала постоянно, если так уместно сказать о неделе, которую нам отвели на это задание. Первый созданный мною текст был далёк от темы концепта, поэтому после первой консультации мне посоветовали с ним поработать. Я понимала, что рассказ получился немного не по теме, и, пока было время, я решила написать новый, соответствующий концепту.
Вечернее время с 17 до 21 часа в тот день у нас было свободным, и я отправилась работать в одном из скверов на территории «Сириуса». За забором у нас находилась набережная с морем, куда нам выходить не разрешили из-за пандемии. Вечером оттуда доносилась музыка, которую исполняли уличные музыканты. В тот вечер ансамбль играл классическую музыку, в основном, сочинения Вивальди. Это меня вдохновило, и я написала новый рассказ, который наш редактор признал более удачным, чем предыдущий.
Далее шла работа над стилистикой и борьба со штампами. Штампы — это отдельная история. Одно предложение я переформулировала не меньше четырёх раз, потому что оно постоянно оказывалось штампом. Если вы думаете, что это так легко сделать, то вы ошибаетесь. Многие фразы, взятые из книг или фильмов, мы сейчас используем постоянно, но не замечаем этого. Просто они стали для нас привычными. Наши мастера хотели, чтобы мы создали уникальные тексты, в которых было бы как можно меньше чужих фраз.

Ребята в Сириусе
Свой текст я правила около семи-восьми раз, чтобы в нём не осталось штампов. Мне кажется, что я очень утомила нашего редактора Бориса Вадимовича своим текстом, но он мужественно терпел и указывал на места, которые стоит проработать.
Кроме такого тихого и уединённого творчества, были дни, наполненные командной и довольно шумной работой. Мы создавали литературные игры и квесты.

Мы решили создать игру по произведению Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок»: придумали сюжет и правила игры, а также расписали возможные варианты концовок, если выиграет один из персонажей. Поле мы оформили в виде лабиринта и написали 150 игровых карточек.
Игру мы представляли на фестивале мастерских. Там же мы посмотрели на работы других групп.

Вся образовательная программа завершилось большой дискуссией, в ходе которой мы обсуждали авторские тексты, вынесенные на критический отклик. Также мы обменивались книгами, которые привезли с собой из дома.
Человеком читающим быть не только полезно, но и очень весело. В этом вам поклянётся любой из семидесяти пяти счастливцев, побывавших в «Сириусе» на августовской смене по литературному творчеству.

Екатерина БАЧУРИНСКАЯ

More 657 posts in Молодо. Зелено?
Recommended for you
Конкурс книжный
Президентская библиотека приглашает к участию в конкурсе «Во все книжные»

Если вам от 16 до 35 лет и вы любите читать и делиться впечатлениями от...