
Обман глаз, прикрытый маской
Единый ансамбль из двух построек совершенно разных стилей специально был создан так, чтобы величественные «ворота» портала Маски закрывали скромный берёзовый домик, который на самом деле был предназначен для отдыха аристократичных особ.
Берёзовый домик задумывался швейцарским художником, архитектором малого двора Франсуа Виоллье, как некая пасторальная шутка, так как постройка с внешней стороны имела вид берёзовой поленницы, хотя внутри располагался светский интерьер и дорогая мебель. Так называемый «павильон-сюрприз» был построен в 1780-х и имел альтернативное название — «садовая обманка» (от французского trompe-l’oeil — обман глаз), которая и была на пике популярности в конце XVIII века. Некоторые историки утверждают, что Мария Фёдоровна преподнесла Берёзовый домик как подарок своему мужу Павлу I после одной из поездок во Францию.

Берёзовый домик
Сам портал Маска, как уже говорилось, не просто так получил своё название, ведь он буквально является «маской» Берёзового домика. Сама постройка возведена по проекту известного архитектора Винченцо Бренны в 1796 году. Основным материалом девятиметрового монументального строения стал пудостский камень (или же известковый туф), которым также был облицован фасад Большого Гатчинского дворца. На фронтоне портала (верхней части треугольной формы) изображён рельефный «Рог изобилия с цветами».

Портал Маска
Во время Великой Отечественной войны Берёзовый домик сгорел, а Портал «Маска» стал одним из тех немногих исторических строений, которых не коснулась разрушающая рука войны.
Второе рождение Берёзового домика произошло в 1976 году, когда музейный павильон был воссоздан на старом фундаменте по историческим документам. Автор проекта — ленинградский архитектор А.А. Кедринский.
София БОГДАНОВА
Информация и фотографии из открытых источников