Известный-неизвестный Манганари
Александр Викторович Манганари (1879 — 1934) – русский живописец-декоратор, член Товарищества русских художников.
К сожалению, где и как проходили детские годы Александра Манганари неизвестно, но благодаря стараниям гатчинских краеведов было установлено, что с 1891-го по 1896-ой год он учился в Академии художеств Петербурга, после чего в 1897-ом году художник переехал в Мюнхен, где жил около двух лет.
В 1899-ом году Александр Манганари вернулся в Петербург и поселился в квартире своего дяди, где на тот момент жила мать Александра – Надежда Александровна Манганари. Спустя год он вместе с другими художниками посетил Ростов Великий, в котором изучал фрески XVII века.
В 1908-ом году художник переехал в Гатчину, где снимал квартиру в 13-ом доме на Люцевской (Чкалова) улице. Неизвестно, чем именно Гатчина привлекла Манганари, но именно здесь художник создал «Колокольня Юрьева монастыря» (1908), «Перунов остров» (1909), «Господин Великий Новгород» (1913).
В 1914-ом году Манганари покинул Гатчину. В 1918 году он принял участие в XVIII выставке Московского Товарищества художников. Обществу нравились работы Александра, а некоторые даже считали их шедеврами. Он также участвовал в конкурсе на проекты бумажных и металлических денежных знаков, где его работы были признаны лучшими. Уже тогда Александр, одним из первых, начал использовать эмблему серпа и молота, означавшую союз рабочих и крестьян.
С 1920-го года работы Манганари стали появляться в музеях Петрограда, также в 1921-ом году его картины были представлены на парижской художественной галерее Magellan.
Предположительно в 1932-1934-ых годах Александр умер от тифа в поезде и был похоронен в братской могиле. Жизнь художника была счастливой и увлекательной. В настоящее работы Александра Манганари хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ, РГАЛИ, частных собраниях.
Матвей ТЯГУНОВ
Информация и иллюстрации из открытых источников