Home » Молодо. Зелено? » Дело в шляпе, или Послесловие на заданную тему
Юнжуры

Дело в шляпе, или Послесловие на заданную тему

В конце февраля школьники  Ленобласти собрались в таицкой «Лесной сказке» на ежегодный конкурс  «Юный журналист».

Юнкоры на пресс-конференции

Более семидесяти юнкоров из одиннадцати районов три дня постигали азы мастерства. Центральным событием конкурсного марафона всегда бывает пресс-конференция с приглашёнными гостями. Каждый участник должен обязательно задать вопрос, а по окончании пресс-конференции написать материал в любом журналистском жанре. Чаще это бывают отчёты, но иногда случаются репортажи и очерки. Как правило, такими изысканными жанрами членов жюри балуют старшеклассники.

28 февраля на пресс-конференцию в «Лесную сказку» приехали два журналиста. Анна Смирнова — телеведущая из Петербурга, и Александр Маврин — видео-оператор из Гатчины.

Анна Смирнова и Александр Маврин

— Я такой же, как вы, занимался в молодёжной студии «Монитор» в телекомпании «Ореол», — сказал во время знакомства Александр Маврин, давая понять ребятам, что он с ними на одной волне, и знает об их трудностях начала профессионального пути.

Два с половиной часа спикеры отвечали на вопросы юных коллег. Темой пресс-конференции послужила цитата Николая Островского «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд». Юным акулам пера было, где развернуться. Хотя задавали вопросы не только о творчестве, но, что называется, и о личной жизни.

Было видно, что юнкоры подготовились основательно — добыли такую информацию, о которой и сами герои уже подзабыли. Александр удивился, когда его попросили вспомнить эпизод времён школьной юности о спасении девочки от самоубийства. На всех ребят этот рассказ произвёл ошеломляющее впечатление, практически каждый в своей отчётной работе не преминул описать этот случай на свой лад. Но все сошлись в одном: Александр совершил настоящий подвиг.

А. Маврин

А то, что Александр Маврин внешне похож на Александра Куприна и исполняет его роль в кино и во время фестиваля, на подрастающее поколение впечатление не произвело. Они, кажется, даже не поняли, что на Саше был надет котелок начала прошлого века.  Подростки восприняли этот головной убор, как странную шляпу, «которая была в моде в годах, так, семидесятых» (из работы Олега Муратова).

По результатам пресс-конференции были написаны 42 работы и сделано два видеосюжета.

Первое место в возрастной группе 14-18 лет в номинации «Газетная журналистика» занял очерк  семнадцатилетней Екатерины Уваровой из гимназии №11 города Выборг.

Хорошая, взрослая работа человека, который понимает, что творчество — «это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд».

АС-Медиа

 

Разговор с ребёнком

…он весь светился какой-то

фантастической странностью…

                                                                                                                                                                                                                                                                                         (Борис Виан)

Однажды, оказавшись в лучшем детском лагере страны на смене медийщиков, мне случайным образом пришлось стать на определённое время оператором. Это и правда было случайностью, потому что работать с камерой я не умела. Писать, фотографировать — пожалуйста. А вот снимать что-то со штативом — никогда. Но на тот момент я уже сидела в машине директора лагеря и вместе с директором «Юнпресса» ехала на «Артек-арену».

Страшно было — не то слово. Особенно, когда один из директоров повернулся ко мне и сказал: «Сейчас приедет мальчик из программы «Голос. Дети», сделаешь свою работу и свободна». Я быстро кивнула и запаниковала. Какую работу? Я просто оказалась единственным ребёнком в отряде, который был не занят и у которого имелась камера. «Супер», — подумала я, разворачивая штатив на огромной площади посреди лагерей.

Нас было четверо: певец-мальчик, директор «Артека» «номер раз», директор «Юнпресс» «номер два» и я.  В общих чертах, мне было странно, страшно, холодно и очень волнительно. Вдруг сниму не так? Вдруг вообще не сниму ничего нормального? Я тогда твёрдо решила: никогда не буду оператором…

Юные корреспонденты в Лесной сказке

А он понял — это единственное, что осталось. Так пошёл бы в «путягу», развозил бы мебель и упаковывал бы мелкую посуду. «А я мечтаю, и у меня в жизни часто сбывается», — сказал на пресс-конференции Александр Маврин. Вот почему жизнь привела его к камере. «Да, посмотри, Полина, он вообще какой-то странный» — сказала я соседке рядом после десяти минут встречи.

И мне не стыдно! А каким вам покажется человек, если он носит доисторический чёрный котелок, кофту «GAP» и говорит «дичь» в 2020 году? Из интересов у него муниципальная баня и огород, немое кино с Куприным и мечта об огромной монтажёрке. Сначала мне было смешно. А потом вдруг стало ужасно грустно.  

Каждый человек помнит, как ему в классе, отряде, кружке точно встречалась такая девочка, которая одевалась не совсем так, как сверстницы. И интересы у неё были, прямо скажем, необычные. Или, например, мальчик, который мог носить одну и ту же вещь целыми днями, не стричь волосы. В общем, вести себя не так, как обычный подросток. И этот каждый человек называл такого подростка «странным», может быть, даже «убогим». Но, если вспомнить этимологию слова «убогий», можно понять, — это люди «у Бога за пазухой». То есть, они отмечены кем-то, они уникальные.

Маврина снимают

Гость, Александр Маврин, был тем самым уникальным человеком. Я долго рассматривала его маленькие глаза, бегающие по залу, коричневую с сединой бороду и параллельно думала, какая странная и интересная у него судьба. Он даже вёл себя не как все. Не стеснялся в пятый раз говорить: «Я прослушал вопрос, повторите ещё раз», верить в то, что получит «Оскар» или создаст свою кинокомпанию. Он был настолько верен себе, своему стилю и камере, что невозможно было бы просто сказать «любит». Он живёт этим, мечтает, злится, упрекает, но никогда не променяет своё дело. 

И я увидела. В нём самом, остановив на минуту взгляд. Подмечая каждую деталь, поняла. Это невозможно было услышать — он говорил невнятно, закрыто и не всегда увлекательно. Это невозможно было понять, лишь увидев его. Подумаешь, очередной странный дядька-оператор, и что? Это нужно было уловить. Правда. И вот вроде хотелось сказать ему, что детские у него мечты, что это жизнь такая. Непонятно, что ли? Хотелось растрясти и прошептать: «Ну, вам же уже за тридцать, разве это все шутки? Разве это работа?» Но так нельзя. Он создал себе этот мир и в нём ему классно.  И нарушать его мы не в праве.

Я тот случай с «Артек-ареной» ещё много раз вспоминала, когда мне было особенно трудно. Ведь тогда снять смогла? Значит, и это смогу! Но, сидя в жутко непроветриваемом помещении на конференции, я, кажется, догадалась, почему когда-то решила заниматься журналистикой. Для меня это отличный путь разговора с любым человеком. Каждый достоин того, чтобы про него написали в газете или сняли какой-нибудь фильм.

Екатерина УВАРОВА

 

 

More 657 posts in Молодо. Зелено?
Recommended for you
Конкурс книжный
Президентская библиотека приглашает к участию в конкурсе «Во все книжные»

Если вам от 16 до 35 лет и вы любите читать и делиться впечатлениями от...