«Мусорная» реформа в Ленобласти: взгляд профессионала
«Мусорную» реформу в Ленинградской области отложили до 2020 года. Суть реформы в том, что переработку, вывоз и утилизацию мусора осуществляет единый для региона оператор. Предположительно, это решение способствует созданию единой, слаженной системы по обращению с отходами. Но область ждёт, пока Петербург определится с оператором. А весь свой мусор город хоронит на нашей земле.
«ЭКО-Точка» — одна из фирм, занимающаяся сбором и перевозкой вторсырья. Начав работу в мае 2013 года, сейчас она обслуживает более 4500 частных контейнеров ТБО в Гатчине и районе. Своими размышлениями о «мусорной» реформе, раздельном сборе отходов и роли в нём менталитета поделился генеральный директор «ЭКО-Точки» Евгений КРЫЛОВ.
— Евгений, оцените, пожалуйста, состояние мусорных полигонов в Ленинградской области по десятибалльной шкале. Где 1 — это очень хорошо, а 10 — катастрофично.
— Восьмёрку смело можно ставить. Основательного подхода в создании полигонов не было, их проектировка никакая – с «бухты-барахты», на примере полигона под Волховом, открытом в 2014 году. Технологии, по которым он разрабатывался, не гарантируют того, что фильтрат не попадёт в водяной слой почвы. Фильтрат – это загрязнённые стоки, возникающие в результате прохождения атмосферных осадков через тело полигона. Они высокотоксичны и могут привести к ухудшению экологического состояния флоры, фауны, грунтовых вод, почвы. Местные садоводства, понятное дело, устраивали протесты.
Я видел хорошие полигоны в Прибалтике, например, в Латвии. Там основание полигона, то, на чём лежит весь мусор, представляет собой многослойную дренажную гидрозащиту. Это очень сложная и дорогостоящая технология. Но там и мусорные захоронения не велики, поскольку большая часть ТБО перерабатывается.
— Так почему же у нас плохие свалки?
— Во-первых, они огромны. И никто не хочет обременять себя созданием новых — процесс поиска подходящего места очень непрост. К тому же, новому полигону необходимо пройти экологическую госэкспертизу, включиться в ГРО (Государственный реестр объектов размещения отходов – прим. автора), то есть пройти ряд мероприятий на соответствие различным требованиям. Мало кто хочет озадачивать себя этой волокитой.
Во-вторых, полигоны некачественные. И это объяснимо. Допустим, вы сделали всё необходимое, произвели огромные вложения и говорите: на моём полигоне цена 5000 рублей за тонну размещения. Кто к вам поедет с такими затратами, когда есть плохой полигон с ценой в 1000 рублей. Потому у нас и нет таких полигонов, как в Европе, они потенциально не выгодны.
— В Ленинградской области «мусорная» реформа отложена до 2020 года. Причиной была названа неготовность Петербурга к реформе. Известно, что между субъектами заключено соглашение о взаимодействии, поэтому, реформа у нас должна проходить параллельно. Это официальная версия. Что Вы об этом думаете? Только ли в этом причина переноса реформы? Готова ли наша область к ней?
— Соглашение о взаимодействии — это чистая формальность, занимающая ровно одну страницу. Мы не можем не взаимодействовать, поскольку весь мусор Петербурга вывозится на нашу землю.
Но причина переноса реформы не только в том, что юг Петербурга пока не выбрал оператора. Дело и в нашем операторе — АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». За что отвечает региональный оператор? За сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и утилизацию. Но в распоряжении «Управления» нет ни одной машины, ни одного контейнера. Они и заявили о намерении оставить всё, как есть, чтобы перевозками занимались теже фирмы, что и сейчас занимаются.
Для этого им нужно заключить договоры с этими фирмами. А фирмы, таким образом, должны поспособствовать заключению прямых договоров обслуживаемых ими многоквартирных домов и юрлиц с «Управлением». Но предлагаемые «Управлением» тарифы слишком высоки — 1100 рублей за кубический метр для юридических лиц. Какая здравомыслящая фирма пойдёт на такие условия при нынешних, в среднем, 650 рублях за куб? «ЭКО-Точка» трижды пыталась договориться с региональным оператором, но пока не договорились ни о чём.
— Иными словами, область не готова к реформе, потому что оператор не справляется со своими обязанностями из-за неправильной ценовой политики?
— Именно так.
— Скажите, как практик, возможно ли запустить в России механизм раздельного сбора мусора? Многие сетуют на русский менталитет…
— Странная отговорка. У нас под боком – эстонский город Нарва. Большинство населения там – русскоязычные. У них раздельный сбор налажен в каждом доме. Выходишь из дома — стоят контейнеры для пластика, для бумаги и для смешанных отходов.
— И они всё разделяют? Интересно, почему?
— Система штрафов там злобная, но её ни в коем случае нельзя рассматривать, как первопричину порядка. Просто как дополнительную меру. Например, против приезжих она бессильна. Кто там кого выследит и накажет, если неправильно распределяющий отходы постоялец номера давно уехал? Так что нужно что-то большое, чем система штрафов. Нужен контроль. Нужно воспитание. Необходимо с детства прививать эту культуру. Рассказывать, что можно класть в общий мусор, а что нужно выкидывать. Нужно подключать министерство образования, чтобы оно внедряло соответствующие программы. «ЭКО-Точка», например, выпускаем познавательные брошюры для детей тех детских садов, где стоят наши контейнеры.
А пока наше население экологически безграмотно. Одна крупная торговая сеть в Петербурге в день производит 8 тонн органических отходов. Там, в основном, просроченный товар, они не имеют право его хранить на полках…
— Могли бы раздать бедным…
— Они могли бы его компостировать и производить землю, пригодную для хозяйства. В Америке, например, это популярная практика. Почти весь строительный мусор, который можно пустить в переработку, щепу, например, сейчас лежит на наших свалках. А вторсырьё, между прочим, прибавляет в цене.
— Так что же будет со сбором и переработкой мусора в Ленобласти через 10 лет? Какой Ваш прогноз?
— Зависит от наших усилий. Если взяться за эту проблему комплексно, общими, объединёнными стараниями граждан и государства, то сбор и переработка будут налажены. Помимо образовательной части, государству необходимо поддерживать публичный диалог с предприятиями, занимающимися вторсырьём. Население должно видеть, что эту деятельность государство ценит. Уже на примере полигонов ясно, что требуются большие вложения. Человеку же необходимо идентифицировать мусор, не как мусор, а как вторсырьё. Нужно изменить взгляд на обыденные вещи и гордиться собой, что участвуешь в правильном деле.
Глеб РЫБАКОВ