Home » Поселения » Гатчинское городское поселение » Взгляд художника  на «Лукоморье»
Ирина Литвина

Взгляд художника  на «Лукоморье»

Ирина Литвина – художница из Петербурга, любительница и знаток русского стиля в одежде – с удовольствием посмотрела дефиле, которое было представлено в рамках фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье». И не только поделилась впечатлениями о празднике самобытной моды, но и рассказала о традициях народного костюма.

— Фестиваль оставил радостное впечатление многообразием ярких работ и прекрасной организацией. Организатор и руководитель «Лукоморья» Наталья Юрьевна Косьянковская проделала колоссальную работу. Об этом говорили и зрители, и участники. Это отметили и мастерицы из Якутии – творческое объединение «Уктэл» под руководством Людмилы Петровны Жирковой, которые получили Гран-При фестиваля.

Творческое объединение "Уктэл"

Творческое объединение «Уктэл»

Уютный Центр творчества юных  доброжелательно встречал и провожал три летних  дня (с 29 июня по 1 июля, — Прим. ред.)  гостей фестиваля. Выставка была развёрнута в фойе, коридорах и на сцене. Почти два дня мастерицы студии лоскутного шитья «Гатчина «и Карташевского клуба лоскутного шитья «Сударушка» работали над этой экспозицией.

На конкурс, который проходил в рамках фестиваля и назывался «Русь моя – песня светлая»  было заявлено 170 участников из ближних и дальних уголков России и Белоруссии. Здесь и независимые авторы, художники и мастерицы, занимающиеся в клубах, студиях, взрослые и детские коллективы. Они работают в самых разных техниках и направлениях лоскутного шитья, вышивки, аппликации, вязания.

Зрители с восхищением детально разглядывали произведения декоративно-прикладного искусства.

Наталья Косьянковская

Наталья Косьянковская

Но больше всего меня впечатлило дефиле. Я очень люблю традиционные народные костюмы. Меня восхитило мастерство и фантазия авторов коллекций, которые умело используют народные мотивы в современных моделях.

И как-то сама собой явилась мечта о воплощении возможностей народного творчества в процессе создания новых современных и традиционных русских коллекций, которые смогли бы стать не просто выставочными образцами, но любимыми платьями на праздник и на каждый день. Ведь русская глубинка всегда славилась мастерицами, создававшими своими руками удивительные по красоте вещи. Девушки сами шили себе приданое. Старинные фотографии доносят до нас их лица в венцах и кокошниках, исполненных с великолепным мастерством.

— Ирина, почему народное прикладное искусство и народный костюм до сих пор так привлекателен для современного человека?

— Чудо народного прикладного искусства заключается в создании удивительных образов, в них сам уникальный национальный костюм — то самое явление, где задействовали все элементы народного обихода. Вспомним понёву — длинную женскую украшенную узорами и вышивкой  юбку, надевавшуюся на рубаху и оборачивавшуюся вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур — гашник. Сверху носили передник. Летник с просторными рукавами, опашень с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. В холода поверх таких длинных одежд надевались меховые воротники, душегреи. Опашень – верхняя мужская и женская одежда свободного покроя и обилие головных уборов: полотняные шапочки — повойники, платки, кокошники с твердой подложкой на лбу, в каждой области были своей формы. К головным уборам крепились серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник-чепец и платок.
По одежде можно было определить возраст и статус владелицы. Эту одежду богато декорировали, в орнамент вплетали изображения людей, животных, птиц, растений и геометрические фигуры. Наиболее часты изображения солнечных символов, круги, кресты, ромбические и треугольные формы. Одежда шилась из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шёлка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, пока их не вытеснила городская мода.
Великолепные аксессуары: кокошники, сумочки, пояса, традиционные ювелирные изделия поместились в бабушкиных сундуках на долгое время. Сегодня снова востребованы расписные детали интерьера, декоративные текстильные и резные панно.
Кстати,  и на многих зрителях, была чудесная  одежда ручной работы.

Показ мод

Я очень рада, что стала свидетельницей прекрасного праздника  -торжества художественного вкуса и национального стиля. Я знаю, что фестиваль проходит в Гатчине раз в два года с 2008-го, но я на него попала впервые. Надеюсь, что в 2026-м – не пропущу.

 Справка.

Во время дефиле на сцене ЦТЮ были представлены коллекции:

«По травкам муравкам» — творческое объединение «Ташин-стайл», г. Первомайск, Нижегородской области;
«Синегорье» —  Ольга Тимофеева, г. Сысерть, Свердловской области;
«Древнерусские изразцы» — творческая группа «И ситец, и парча», г. Санкт-Петербург;
«Стеганный жилет» — Елена Болохова, г. Севастополь;
«Купальский цветок» — Алёна Плетнёва, г. Челябинск;
«Деловые образы с якутским орнаментом: офисный стиль» — творческое объединение «Уктэл», г. Якутск;
«Деревянное кружево России» — квилт-студия «Тропинка», г. Киров;
«Мирослава» — Екатерина Быченкова, г. Смоленск;
«Птичий дворик» — творческое объединение «Ташин-стайл», г. Первомайск, Нижегородской области;
«Курток много не бывает» — Татьяна Новикова, г. Москва;
Детская куртка – Надежда  Белоусова, г. Санкт-Петербург;
«Белых яблонь дым» — квилт-студия «Тропинка», г. Киров;
«Фрида» — Екатерина Быченкова, г. Смоленск;
«И в пир, и в мир» — Светлана  Антонова, г. Гатчина;
«Скатерть-самобранка» —  квилт-студия «Тропинка», г. Киров.

АС-Медиа

На верхнем фото: Ирина Литвина

 

 

Recommended for you
Салют 9 мая в Сиверском
100-летие Ленобласти отметят в Гатчине

Главные события пройдут в столице региона. Подготовка получила статус приоритетного проекта. (далее…)