Вся наша жизнь…
Любимой игрушкой художника Арсения Семена в детстве был калейдоскоп. Он мог часами крутить волшебную трубку. Хотелось узнать, что же будет дальше.
– Интрига изобразительного мира завораживала и будоражила больше, чем человеческие взаимоотношения. Было непостижимо, как обыкновенный солнечный свет, отражённый в стекляшках, складывается совершенно непредсказуемым образом, – рассказывает Арсений, а на зрителей со всех сторон смотрят картины, словно сложенные из разноцветных фрагментов. То ли калейдоскопных стекляшек, то ли кусочков ткани, как в лоскутном одеяле.
Рассматриваешь «Железную маску», голову повернул – «Паяц», ещё один поворот – «Камедиянт», ещё – «Вождь». Похожие детали – длинный нос, узкие глаза, овал лица – вдруг превращаются в новую картину. Художник играет цветом, головными уборами, орнаментами, предметами, подчёркивающими характер героя. Он крутит трубку калейдоскопа, перемешивает мозаичные камешки, перетасовывает карты, вовлекая нас в свою игру.
– Когда я учился в Академии, я добросовестно рисовал классические постановки и натюрморты. Учился хорошо. Мой учитель, профессор Кочергин, несколько раз предлагал остаться в аспирантуре, но мне поднадоел академизм, мне хотелось вырваться и вернуться к своему калейдоскопичному восприятию мира, – говорит Арсений.
С тех пор художник Семен от своей жизнерадостной «игровой» манеры письма не отступал. Серию масок, представленных на выставке «Просто живопись», которая проходила в Духовно-просветительском центре при Покровском соборе, Арсений начал рисовать в 1995 году.
Рассматривая работы, размещённые в зале Центра, я вспомнила недавно услышанное: «Обратная сторона игры – реальность». Художник «играл» масками двадцать пять лет. Мог ли он представить, что на его выставки будут ходить зрители в масках?
В день открытия выставки посетителей было немного, только близкие друзья. Среди гостей была Виктория Огороднова. Высокая и стройная, в лоскутной рубашке лиловой гаммы, и пёстрой маске в тон, она казалась частью выставочного пространства. «Просто живопись» тут же превратилась в перформанс, в игру. Арсений Семен тоже был одет в жилет из лоскутов. Виктория и Арсений удивлялись такому неожиданному сходству, заразительно смеялись и позировали на фоне картин, с которых они, казалось, и сошли.
Приветствуя гостей, автор выставки сказал, что все присутствующие в зале имеют отношение к этим работам, каждый, так или иначе, повлиял на их появление. На что врач-кардиолог Андрей Явдосюк попробовал возразить: дескать, он
ни при чём, к искусству имеет только созерцательное отношение. Но художник напомнил другу о его гастрономическом влиянии на искусство.
– Когда было совсем голодно, всегда можно было поесть у Андрея – вспоминает с благодарностью Арсений.
Слова благодарности были сказаны и хозяину Духовно-просветительского центра, председателю Приходского Совета Покровского собора Геннадию Богданову.
– Я рад, что Геннадий Викторович дал разрешение на выставку. Это было несколько неожиданно, поскольку церкви никогда не были близки маскарады, – сказал художник.
Гатчинцы знают Геннадия Богданова как разборчивого галериста. Далеко не все художники, желающие выставиться в Духовно-просветительском центре, получают согласие «старосты».
– Мне такая живопись не близка. На мой вкус это слишком декоративно. Но здесь есть мысль, есть стиль, есть самобытность, – прокомментировал Богданов согласие на выставку Семена.
– Работы Арсения замечательные! Они пластичные, графичные, литературные, – говорит Леонид Пережигин. Леонид Вениаминович – художник-постановщик, и ему декоративность картин Семена не кажется избыточной. Ведь это игра. А что может быть лучше игры?
Или, как сказал Бомарше: «Игра в игру – что может быть реальнее». Эти слова Арсений Семен сделал эпиграфом к выставке. Он убеждён: «Калейдоскоп масок, маскарад – это и есть жизнь. Зрелище должно продолжаться. Оно будет продолжаться, пока жив человек. Творите самого себя, ведь Творец – главный герой в этой Игре под названием Жизнь».
Алёна РЫБАКОВА
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_276898512