В Купринке дали слово плакату
«Слово плакату. Время читать Куприна» — так называется проект, в котором участвовали студенты-графики питерского Политеха. Вернее, студентки-третьекурсницы отделения графического дизайна.
— Это задание не было обязательным, оценок за работу не ставили, — говорит Татьяна Диодорова, руководитель проекта, доцент Высшей школы дизайна и архитектуры Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого. — Но девочки с интересом взялись за создание плакатов, посвящённых юбилею Александра Ивановича Куприна. Не зря проект называется «Время читать Куприна» — для того, чтобы появились творческие идеи, девушкам пришлось серьёзно погрузиться не только в произведения писателя, но и в его жизнь.
— Куприн — мой любимый писатель. И Гатчину я люблю давно и нежно, — признаётся ещё один руководитель проекта и автор идеи Наталья Озерова. — Когда ко мне обратилась заведующая лекционно-выставочным залом библиотеки им. Куприна Наталья Георгиевна Краева с просьбой организовать художественную выставку, я подумала, что это должно быть что-то современное. О Куприне должна говорить молодёжь. Мою идею поддержала Татьяна Игоревна, и мы затеяли этот проект.
По словам Натальи Ивановны, плакат выбран неслучайно — он афиша длящегося уже 150 лет щедрого на ассоциации, мысли и чувства спектакля под названием «Жизнь и слава Александра Ивановича Куприна».
— Читая произведения Куприна, я восхищалась лёгкостью, простотой его языка и тем, насколько близко нам всё то, о чём он пишет, — рассуждает Екатерина Дычек, объясняя, почему традиционное, узнаваемое чёрно-белое изображение Куприна на её плакате разбито на пиксели.
А Наталья Озерова объясняет работу девушки с профессиональной, искусствоведческой точки зрения: «Растровость плаката Екатерины обращена к Куприну ХХ века, с его торопливым кинематографом, технической оснащенностью, пиксельностью, энергично разбивающей образ на точки, чтобы потом собрать его заново».
— Плакат — это не картина, а дизайнеры — не художники, — объясняет Татьяна Диодорова. — У нас другие задачи. Плакат должен привлечь внимание к событию, дать некий посыл. В данном случае, информационный повод — юбилей писателя. Мы хотим, чтобы он был отмечен, прежде всего, чтением его книг. Для этого автор плаката должен завлечь, заманить зрителя, заставить подойти ближе, рассмотреть детали и прочитать текст.
Несмотря на то, что работы ученические, во многом направляемые и поправляемы наставником, все студентки усвоили, что многослойность восприятия — это очень важный приём, и умело им пользуются.
Невозможно не остановить взгляд на крупных чёрных буквах «КУПРИН СЛОН», написанных на нежном кремовом фоне. Хочется рассмотреть силуэт малышки, которая не похожа на привычную Надю из мультика. Подойдя ближе, видишь, что это не просто кремовый фон, а ещё и силуэт слона. И как не улыбнуться, прочитав и вспомнив детство: «В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми и у них много детей, маленьких, весёлых слоняток…»
— Вариативность условного или формального коллажирования в плакате Евы Бугаенко с его возможностями совмещения несовместимого даёт точный образ спасительной и светлой детской радости в рассказе «Слон», — поясняет Наталья Озерова.
Работа Марии Кулибабы не столько плакат, сколько ассоциативная иллюстрация. Если в книжном магазине появится «Яма» в такой обложке, она обязательно привлечёт внимание покупателей мерцанием оплавляющихся свечей на чёрном фоне. А свечи-то не просто свечи, а обнажённые женские фигурки с головами, объятыми пламенем. По словам Татьяны Диодоровой, Мария в свои юные годы — уже глубокий, вдумчивый художник, поэтому и плакат у неё больше тяготеет к художественным образам.
— Классика метафоры «свеча — символ жизни» в работе Марии особенно трагично звучит в контексте того унизительного и страшного мира «Ямы», который с таким пониманием тёмных сторон человеческой души описал Куприн, — дополняет Наталья Озерова.
До того, как студентки «вписались» в купринский проект, они могли назвать, максимум, два-три произведения писателя. Одно из них — «Гранатовый браслет», которое проходили в рамках школьной программы. Екатерина Порядкова не побоялась взять для работы такую «зачитанную» повесть. Порой школа оказывает литературным произведениям медвежью услугу, у нас замыливается глаз, мы смотрим на то, что нужно читать в школе, как на что-то обязательно-неинтересное.
Катя своим «гранатовым» плакатом взялась напомнить, что «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Эти слова из повести, размёщённые на драматическом красном фон, кажется, выходят из-под пера самого писателя, который склонился над письменным столом. Чуть поодаль стоит молодая красивая женщина, жена писателя Елизавета Морицевна. Считается, что именно она вдохновила Александра Ивановича на написание повести.
Наталья Озерова замечает, что это классика плаката, к которой Екатерина Порядкова тактично, умно, осмысленно обратилась.
— Вечный сюжет «Гранатового браслета» поддержан стилистикой шрифта, точным цитированием, композиционным приёмом, — говорит Наталья Ивановна.
— Какой из плакатов вы бы повесили у себя на даче? — спросили журналисты у руководителей проекта.
Дизайнер Татьяна и филолог Наталья сошлись во мнении, что работа Вероники Хромовой лучше всего отражает многогранность личности писателя. Плакат многослойный, его можно долго разглядывать, восклицая вслед за Куприным: «Чудная штука — эта жизнь!»
— Это своего рода плакат в плакате — старая потёртая бумага, смещённые за пределы формата слова писателя, как бы вдруг пришедшее ему на память слово «цирк», подрисованное пенсне или увеличительное стекло, а через него смотрит на нас издалека, из зазеркалья своей жизни Куприн, — рассуждает Наталья Озерова.
И продолжает рассказ о работах, представленных на выставке:
— Игра — эта постоянная тема русской литературы, эта манящая и губительная стихия — выразилась в плакатах Вероники Хромовой. Выпавшая карта, фатальная, неизбежная сила страсти, неодолимый ход событий, перевертыши образов, быстрые пометки — вот так отозвалась «Олеся».
Решение Марии Рыжовой — ироничность линии, игра смыслами — подпись — абрис — шарж — портрет — нос Куприна — дружеская улыбка… И факт из биографии писателя, о котором мало кто знает: «Фёдор Шаляпин называл Александра Куприна «самым чутким носом России», намекая на его непревзойдённое обоняние. Обоняние у Куприна было настолько чутким, что он мог распознать все составляющие духов, чем приводил в изумление парфюмеров».
Работа Дарьи Самойловой позволяет представить жизнь писателя в страничках писем, в записках, обложках книг — и как нас привлекает эта пожелтевшая бумага, как волнует наше сердце!
Виктория Киселёва на одном плакате имитирует нечёткость старой фотографии задумчивого невесёлого Куприна, а на другом плакате обнаруживает выразительность линий — грубоватая, шершавая «аппликация» заставляет зрителя почувствовать плотность картона, из которого как бы вырезаны фигурки животных, напоминает о том, что материалом писателя были листы бумаги, именно на них он «рисовал» своих героев.
— Время читать Куприна, — говорят руководители проекта.
— Время читать Куприна, — соглашаются с ними студентки.
— Время читать Куприна! — призывают библиотекари.
Выставка «Слово плакату. Время читать Куприна» работает весь октябрь в лекционно-выставочном зале городской библиотеки им. А.И. Куприна.
Алёна РЫБАКОВА
На верхнем фото Виктория Киселёва и её работы
Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_275125292