Home » Культура » «В кадре и за кадром»: портретное сходство
Открытие выставки Т. Стрежбецкой

«В кадре и за кадром»: портретное сходство

В рамках кинофестиваля «Литература и кино» в киноконцертном комплексе «Победа» была представлена выставка художницы Татьяны Стрежбецкой.

Выставка открыта: Р. Тихомиров, Т. Стрежбецкая, С. Никитин

Выставка открыта: Р. Тихомиров, Т. Стрежбецкая, С. Никитин

На открытии экспозиции депутат ЗАКС Ленобласти и член правления фонда «Литература и кино» Татьяна Бездетко заметила, что практически все люди, которые смотрят на нас с портретов, были гостями гатчинского кинофестиваля. «Эта выставка — своеобразная летопись кинофестиваля», — сказала Татьяна Викторовна.

Художница не писала гостей кинофестиваля специально, но за 14 лет существования её кинопроекта «В кадре и за кадром» героями картин Татьяны стали едва ли не все известные деятели киноискусства России.

— На выставке чуть больше тридцати картин — это небольшая часть того, что написано. — замечает автор полотен. — Хотелось привезти всё, но выставочная площадь не позволяет. Я надеюсь, что будет возможность в следующий раз привезти ещё часть портретов, и такими «сериями» гатчинцы смогут увидеть все картины.

Татьяна — художник-живописец, закончившая институт им. И.Е. Репина, отделение монументальной живописи. Её «конёк» — жанровые картины. Портреты она начала писать в 2007 году, когда режиссёр Сергей Овчаров предложил ей создать семь живописных портретов рода Раневских, исполненных под мастеров 18-19 веков. Эти картины «снимались» в фильме «Сад» по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Художница рассказывает о своих работах

Художница рассказывает о своих работах

Кроме основного задания, художница сделала наброски к портретам режиссёра Овчарова и оператора Багаева. Для души. С этого, собственно, и началась история проекта «В кадре и за кадром». «Меня приглашают на съёмочные площадки, езжу на кинофестивали. Все портреты, которые здесь представлены, написаны исключительно с натуры, я знакома со всеми своими героями», — говорит Татьяна.

— Чем диктуется техника, в которой будет написан портрет?

— Ничем. Просто наитие. Вот этого человека я ощущаю в масле, этого — в карандаше, этого — в акварели.

— Сколько длится работа над одним образом?

— Невозможно сказать конкретно, иногда картина пишется от случая к случаю. Например, актёр или режиссёр отпускает мне для работы один час. И я в этот час что-то делаю. Некоторые картины пишутся по несколько лет. Я ищу случая, ищу возможность ещё раз встретиться со своим героем. А если я понимаю, что этого человека больше не увижу, и у меня есть в распоряжении тридцать минут, я делаю всё по максимуму за отведённое время.

Компазитор Олег Каравайчук

Композитор Олег Каравайчук

— Если не секрет, кто финансирует такую масштабную работу?

— Это независимый проект, я пишу портреты только тех, кто мне интересен. Потом, безусловно, какие-то картины покупают сами герои, какие-то приобритают коллекционеры. Но, когда я пишу, у меня нет цели продать свои произведения и я не озабочена тем, понравится портрет тому, кого я изображаю или нет. Я пишу своё видение, своё ощущение этого человека. Мне приятно, когда портреты нравятся, когда их принимают. Но бывает, что сначала человек категорически заявляет: «Это не я!». А проходит время, и он говорит: «Татьяна, это лучший портрет, который был создан».

— Если это для души, чем Вы зарабатываете на хлеб?

— Я пишу жанровые картины, сотрудничаю с коллекционерами, мои картины покупают музеи. Это не единственный проект, над которым я работаю. Я художник многогранный, я трудоголик. Для меня работа, живопись, творчество — на первом месте.

Актёр и режиссёр Эмир Кустурица

Актёр и режиссёр Эмир Кустурица

Татьяна признаётся, что во многом обязана своему мужу — актёру и режиссёру «Ленфильма» Александру Васильеву. Который сделал всё, чтобы у жены была возможность заниматься только творчеством.

— Благодаря ему я состоялась, он меня поддерживал, брал на себя очень многое, чтобы я могла работать, — продолжает художница. — Он находил возможности, он договаривался. Если мне нужно было ехать рисовать наводнение на Амуре, мы брали билеты и летели в Хабаровский край. Там в 2013 году родилась жанровая картина «Большая вода».

О любимом человеке Татьяна говорит в прошедшем времени. Два года назад Александр Васильев ушёл из жизни после тяжёлой болезни. Она помнит, любит, грустит. И безостановочно работает: картины, портреты, живопись и графика, роспись в интерьере, дворцах и храмах, индивидуальные занятия по рисунку и живописи. Всё это она делает ярко и легко. Её работы безошибочно узнаваемы. Они точные и острые. А картины «Засуха» и «Большая вода» названы явлениями культуры.

Посетители кинотеатра «Победа» с 17 мая по 17 июня могли всматриваться в знакомые лица героев проекта «В кадре и за кадром». И соглашаться — или не соглашаться — со взглядом художника.

— Знаете, что меня больше всего удивило в портретах кинооператоров? — улыбается оператор Александр. — Точность изображения техники. Никакой приблизительности, всё выписано чётко и скрупулёзно: провода, насечки, надписи, рычаги. Не знаю, похожи на себя операторы или нет, но кинокамеры похожи.

— На мой взгляд, во всех портретах отмечается какая-то нарочитость, как будто это стоп-кадр, — делится впечатлением молодая женщина Елена.

— Обожаю Кустурицу, так бы и смотрела, не отводя глаз! Это гораздо интереснее фотографии. Не знаете, эти картины можно купить? — интересуется дама в возрасте Екатерина.

Генеральный директор кинофестиваля «Литература и кино» Руслан Тихомиров пообещал гатчинцам, что они смогут ещё раз увидеть портретный вернисаж кинематографистов от Татьяны Стрежбецкой в сентябре — во время кинофорума.

Алёна РЫБАКОВА

Альбом с фотографиями: https://vk.com/album-29998172_279870050

 

 

 

 

 

 

 

More 1304 posts in Культура
Recommended for you
Конференция реставраторов
В конце марта в Рождествено собрались реставраторы

 В Международном центре реставрации прошла VI конференция «Поиск баланса: аутентичность и современные технологии в реставрации»....