Home » Культура » В день открытия фестиваля «Литература и кино» в фойе кинотеатра «Победа» откроется выставка художественных работ Наталии Толстой
Картина Н.О. Толстой

В день открытия фестиваля «Литература и кино» в фойе кинотеатра «Победа» откроется выставка художественных работ Наталии Толстой

12 апреля, в 17:30  открытие выставки почётного члена Академии Художеств, члена Московского Союза — Наталии Олеговны Толстой

 Азбука символов Наталии Толстой

 Феномен Наталии Толстой настолько же удивителен, сколь и органичен. Мастер творит искусство, которое изъясняется на первый взгляд простым, но вместе с тем и очень сложным языком, стараясь донести до зрителей важнейшие истины о них самих и о мире, в котором они живут.

Наталья Олеговна Толстая

Перед нами – живописные полотна, графические листы и объекты, оперирующие «первоэлементами» изобразительной формы: квадратами, прямоугольниками, кругами, разнообразными прямыми… Способность ёмко мыслить визуальными формулами Наталия Толстая приобрела в годы обучения в монументальной мастерской Гелия Коржева в Строгановском училище. Давние уроки монументализма не прошли зря. В силу «минимализма» изобразительной формы даже небольшие вещи Толстой выглядят монументально. Окрашенный в чистые и яркие цвета, этот «строительный материал» прирастает элементами следующего смыслового уровня – наклеенными фрагментами фотоснимков, а также и внеживописными материалами – проволокой, металлическими пластинками, кусками ткани, нитками и т.д. Кроме того, Наталия Толстая включает в свои композиции буквенные и иные символы, а иногда и целые текстовые отрывки, ещё более усложняющие семантическую ткань произведения. Вещи, характеризуемые самим автором как живописные, мало чем отличаются от тех, что ею же классифицируются как объекты: и первые и вторые содержат коллажные включения и фактически объёмны, выходя за границы двух измерений.

Художница говорит о ценностях не столько интеллектуальных и иронично­парадоксальных, сколько эмоциональных и гуманистических – вечных и всеобщих.

На память приходит имя великого предка Наталии – Льва Толстого. Всем памятны знаменитые рассказы выдающегося писателя о детях и взрослых, где сюжет, как правило, более чем прост, но в котором встают важнейшие нравственные проблемы. Например, о правде и лжи и вообще о свободе выбора той или иной парадигмы, в которой пройдёт вся последующая жизнь человека. Выбор этот зависит от одного, как может показаться, малозначительного поступка. Создавая эти рассказы, Толстой писал по сути притчи, искренне веря в возможность через иносказание просвещать и разъяснять истину и тем самым улучшать человеческие нравы, а стало быть – давать надежду на Спасение каждому индивиду.

Наталия Толстая создаёт свои работы тоже как своего рода притчи, в которых за внешне элементарной формой скрывается важное нравственное послание. Образы, рождаемые воображением при созерцании работ Наталии Толстой, тяготеют то к романтичности, то пронизаны искренним религиозным чувством.

Наталия Толстая часто выстраивает смыслы своих произведений вокруг такой философской и метафизической категории, как время, поэтому в её композициях много раз встречаются изображения часов, календарей и всякого рода символических знаков, намекающих на традиции древних цивилизаций. Само понятие «время» и связанные с ним знаки наполняются художницей особым ассоциативным содержанием, поскольку содержат текстовые цитаты – отрывки из хорошо известных православных молитв на старославянском языке или напрямую отсылают к приводимым в Евангелии словам Христа. Сакральность этих работ Наталии Толстой удивительно целомудренна и чиста, так как создаётся не включением в композицию мистических образов, а ненавязчивым указанием на первоисточник – Священное писание, точнее – Новый завет, и тактичным включением в структуру образа некоторых христианских символов и атрибутов.

В этом отношении художницу можно сравнить с раннехристианскими мастерами, которые старались довести до сознания первых верующих простые, но мудрые истины еще молодой, полуподпольной тогда религии, через близкие и понятные каждому предметы и образы. В какой­то мере к таким же первоистокам христианства пытался в своё время обратиться и Лев Толстой. И эта внутренняя связь духа работ современной художницы с духом творений её великого предка не может не свидетельствовать о живости и востребованности его философии в новом тысячелетии.

По материалу статьи

доктора искусствоведения Андрея Толстого

«Азбука символов Наталии Толстой»

 

More 1301 posts in Культура
Recommended for you
Фотографируют Наталью Косьянковскую
Необычная  обычная жизнь художницы Косьянковской 

Те, кто знают Наталью Косьянкоскую, словосочетание «обычная жизнь» никогда бы не написали рядом с её именем....