![Картина Н.О. Толстой](http://gatchinka.ru/wp-content/uploads/i9511005.jpg)
В день открытия фестиваля «Литература и кино» в фойе кинотеатра «Победа» откроется выставка художественных работ Наталии Толстой
12 апреля, в 17:30 открытие выставки почётного члена Академии Художеств, члена Московского Союза — Наталии Олеговны Толстой
Азбука символов Наталии Толстой
Феномен Наталии Толстой настолько же удивителен, сколь и органичен. Мастер творит искусство, которое изъясняется на первый взгляд простым, но вместе с тем и очень сложным языком, стараясь донести до зрителей важнейшие истины о них самих и о мире, в котором они живут.
Перед нами – живописные полотна, графические листы и объекты, оперирующие «первоэлементами» изобразительной формы: квадратами, прямоугольниками, кругами, разнообразными прямыми… Способность ёмко мыслить визуальными формулами Наталия Толстая приобрела в годы обучения в монументальной мастерской Гелия Коржева в Строгановском училище. Давние уроки монументализма не прошли зря. В силу «минимализма» изобразительной формы даже небольшие вещи Толстой выглядят монументально. Окрашенный в чистые и яркие цвета, этот «строительный материал» прирастает элементами следующего смыслового уровня – наклеенными фрагментами фотоснимков, а также и внеживописными материалами – проволокой, металлическими пластинками, кусками ткани, нитками и т.д. Кроме того, Наталия Толстая включает в свои композиции буквенные и иные символы, а иногда и целые текстовые отрывки, ещё более усложняющие семантическую ткань произведения. Вещи, характеризуемые самим автором как живописные, мало чем отличаются от тех, что ею же классифицируются как объекты: и первые и вторые содержат коллажные включения и фактически объёмны, выходя за границы двух измерений.
Художница говорит о ценностях не столько интеллектуальных и ироничнопарадоксальных, сколько эмоциональных и гуманистических – вечных и всеобщих.
На память приходит имя великого предка Наталии – Льва Толстого. Всем памятны знаменитые рассказы выдающегося писателя о детях и взрослых, где сюжет, как правило, более чем прост, но в котором встают важнейшие нравственные проблемы. Например, о правде и лжи и вообще о свободе выбора той или иной парадигмы, в которой пройдёт вся последующая жизнь человека. Выбор этот зависит от одного, как может показаться, малозначительного поступка. Создавая эти рассказы, Толстой писал по сути притчи, искренне веря в возможность через иносказание просвещать и разъяснять истину и тем самым улучшать человеческие нравы, а стало быть – давать надежду на Спасение каждому индивиду.
Наталия Толстая создаёт свои работы тоже как своего рода притчи, в которых за внешне элементарной формой скрывается важное нравственное послание. Образы, рождаемые воображением при созерцании работ Наталии Толстой, тяготеют то к романтичности, то пронизаны искренним религиозным чувством.
Наталия Толстая часто выстраивает смыслы своих произведений вокруг такой философской и метафизической категории, как время, поэтому в её композициях много раз встречаются изображения часов, календарей и всякого рода символических знаков, намекающих на традиции древних цивилизаций. Само понятие «время» и связанные с ним знаки наполняются художницей особым ассоциативным содержанием, поскольку содержат текстовые цитаты – отрывки из хорошо известных православных молитв на старославянском языке или напрямую отсылают к приводимым в Евангелии словам Христа. Сакральность этих работ Наталии Толстой удивительно целомудренна и чиста, так как создаётся не включением в композицию мистических образов, а ненавязчивым указанием на первоисточник – Священное писание, точнее – Новый завет, и тактичным включением в структуру образа некоторых христианских символов и атрибутов.
В этом отношении художницу можно сравнить с раннехристианскими мастерами, которые старались довести до сознания первых верующих простые, но мудрые истины еще молодой, полуподпольной тогда религии, через близкие и понятные каждому предметы и образы. В какойто мере к таким же первоистокам христианства пытался в своё время обратиться и Лев Толстой. И эта внутренняя связь духа работ современной художницы с духом творений её великого предка не может не свидетельствовать о живости и востребованности его философии в новом тысячелетии.
По материалу статьи
доктора искусствоведения Андрея Толстого
«Азбука символов Наталии Толстой»