Театр начинается «За углом»
Чтобы попасть в этот храм искусства, нужно свернуть за угол Гатчинского ДК. Театр «За углом». Маленький вестибюль, в котором есть все атрибуты, необходимые театру: кассир, вешалка, бархатная банкетка, большое зеркало. Маленький зрительный зал с удобными креслами, сценой, прожекторами, хорошей акустикой.
Одним словом, всё, как положено. И «театральные десть минут» тоже были соблюдены. Спектакль начался, как только зрители принялись волноваться и ёрзать. На сцене появился «Театр Клары Гасуль». Новеллы, которые Проспер Мериме создал в начале 19 века и приписал их авторство некой испанской актрисе и общественному деятелю Кларе Гасуль, привлекли режиссёра театра «За углом» Юрия Калугина своей формой. В «заугольной» постановке появился странствующий испанский театр, который показывает небольшие сатирические пьесы, а управляет театром Клара Гасуль (Светлана Ананьева).
— Изображая не самих персонажей, а актёров, которые их играют, мои артисты получают особую свободу, — говорит режиссёр Юрий Калугин. — Появляется возможность импровизации, хозяйка бродячего театра по ходу пьесы делает замечания своим лицедеям, даёт им советы и направляет ход спектакля.
Режиссёр театра «За углом» выбрал две новеллы Мериме «Женщина-дьявол» и «Небо и ад». Это острая сатира, обличающая ханжество и двуличие священников, насмешка над церковным мракобесием.
«Меня интересовала только сила человеческих чувств, которым не помеха сутана, условности и запреты», — объясняет Юрий Калугин причину, по которой остановил выбор на этих пьесах. А то, что начало работы над спектаклем совпало с «православным обострением» в России, назвал случайностью.
Актёр Станислав Иванов, сыгравший главного персонажа – церковника-инквизитора Антонио в «Женщине-дьяволе», заметил, что, когда брался за предложенную роль, также не думал о её политическом контексте. Но он не против, если зрители будут находить в спектакле отсылки к современной ситуации, поскольку фанатизм и мракобесие отвратительны в любые времена. «Победить должны благоразумие и умеренность», — убеждён Станислав.
Завсегдатаи одним из главных плюсов театра «За углом» называют его камерность. Здесь зрительный зал и сцена соприкасаются, актёры и зрители, в буквальном смысле, смотрят друг другу в глаза. Это хорошо и плохо. Любой спектакль состоит из художественных условностей. Заставить поверить в эти условности гораздо сложнее, когда актёр стоит на расстоянии вытянутой руки.
Две главные женские роли в спектакле блестяще исполнили Оксана Иванова (танцовщица Марикита) и Татьяна Шкляревская (Донья Уррака), но было сложно воспринимать их игру «за чистую монету», так как актрисы, очевидно, несколько старше своих героинь.
Закончился спектакль, как и положено любой хорошей постановке, аплодисментами и цветами. На поклон вышли семь актёров, которым аплодировали… семь зрителей.
В зале театра 40 мест.
Население Гатчины 93710 человек.
Гатчина считается неофициальной культурной столицей Ленинградской области.
Наша справка
Коллектив театра-студии «За углом» представил спектакль «Театр Клары Гасуль» на фестивале самодеятельных коллективов «Театральная весна-2019» и завоевал дипломы в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль» — Станислав Иванов.
В спектакле заняты актёры: Светлана Ананьева, Павел Явдосюк, Дмитрий Маслобойников, Станислав Иванов, Оксана Иванова, Татьяна Шкляревская, Дмитрий Белькин.
Алёна РЫБАКОВА
На фото Ольги ФИРСОВОй (Гатчинская правда) Клара Гасуль – Светлана Ананьева