Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»
Гатчинский дворец, безусловно, хорош. Частью какого бы эксперимента его ни делали, он во всё прекрасно вписывается. Точнее, всё вписывает в себя. И своей аурой делает любой художественный замысел прекраснее и значительнее. Будь то «Ночь музыки», «Ночь света» или вот теперь «Лабиринты Венеры».
– Я не апологет современного искусства, – признался на пресс-конференции директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов. – Но в юбилейный год нашего Дворца мы идём на различные эксперименты, чтобы привлечь как можно больше посетителей.
«Лабиринты Венеры» – это одна из главных работ режиссёра Нулло Фачини и датской танцевальной компании Cantabile 2 в формате human-specific. Работа в этом формате ориентирована на чувственную сторону нашего сознания, а, вернее, это попытка обратиться к нашему подсознанию.
В таком театре нет привычных театральных атрибутов: нет вешалки, с которой, как мы помним, должен начинаться театр, нет сцены, зала, аплодисментов, цветов. Да, по большому счёту, и зрителей как таковых нет. Потому что действие нацелено на то, чтобы тебя сделать соучастником происходящего.
– Вы здесь не столько зритель, сколько попутчик, товарищ. Вы приходите сюда не получить что-то, а испытать. Это проект о женщине, сделанный самими женщинами. Всё, что говорят девушки в процессе испытаний – это правда. Каждый текст – личная история. Иногда текста не будет, но вы будете видеть их глаза, их движения, – рассказывает Нулло Фачини.
Лабиринты состоят из 28 комнат. Как говорят авторы проекта, по числу отделов головного мозга. За один сеанс в лабиринт с небольшим временным интервалом попадают 12 зрителей. Сеанс длится час. За это время ты успеваешь обойти три комнаты. В зале у Оракула нужно выбрать одну куклу-манекен, по виду которой Оракул определяет в какую комнату тебе нужно отправляться: боль или сильные эмоции, подсознание или мышечный контроль, материнство или инстинкт самосохранения, равновесие или память слуха. Получив путеводную карту, начинаешь блуждать в поисках своей актрисы.
Магия Дворца околдовывает. Проходя не торопясь по пустынным, бесконечным коридорам и прислушиваясь к гулу собственных шагов, вспоминаешь слова директора музея, который назвал Кухонное каре помещением «с сумасшедшинкой». В одной из квартир, которые были в этой части дворца, жил во время Октябрьского переворота Керенский, отсюда он и бежал. При немцах в каре располагался публичный дом, а в советское время военно-морское училище Министерства обороны СССР и «Электронстандарт», который испытывал здесь разное военное оборудование.
«У этого места такая авангардная история, про которую можно целый роман написать», – подытожил Василий Панкратов.
Но пока здесь решили поставить авангардный спектакль. В представлении принимают участие 11 российских актрис и 3 иностранки. Первая актриса, с которой меня ждала встреча в комнате «Равновесие», была болгаркой (это я выяснила во время общения). Она очень плохо говорила по-русски и всю историю, которую должна была мне рассказать, я прочитала на специальных табличках. Затем мы очень долго, сидя за столом, перекладывали рис из ладошки в ладошку друг друга. Наверное, я в этот момент должна была думать о высоком, но у меня не выходила из головы мысль о том, что рис лучше бы заменить на гречку и провести время с пользой – перебирая её.
В следующей комнате я стояла в полной темноте с завязанными глазами, а девушка пела, то приближаясь и прикасаясь ко мне, то удаляясь. Пела прекрасно! Я бы с удовольствием послушала её в концертном зале, сидя в удобном кресле и мне было бы приятно в это время ощущать прикосновение руки близкого человека. Но стоя с завязанными глазами, в то время как меня пытается вывести «из зоны комфорта» своими прикосновениями посторонний человек, какие чувства я должна испытывать? В третьей комнате я снова актрису не увидела, потому что она в темноте делилась со мной воспоминаниями о матери. И опять меня не «торкнуло».
– У нас сегодня результат 1 к 99, – сказал мне продюсер «Лабиринтов» Вадим Каспаров. – Вы единственная, кому не понравилось. Я десять лет не мог забыть этот проект. Увидел его в Дании в 2006 году. Я прошёл пару лабиринтов и понял: этот проект – вопрос не денег. В этом проекте режиссёр хочет добиться совсем других эмоций и чувств, которых нельзя добиться в стандартном театральном пространстве.
Слушая признания Вадима, я верила в искренность его слов. Но почему-то хотелось сказать: «Ребята, а король-то голый». Имея в виду, безусловно, тот результат, который хотели получить организаторы. Потому что не было в этой постановке ни игры актёров, ни психоанализа, на который претендует режиссёр.
Одно хорошо, что благодаря «Лабиринтам Венеры» я побывала в той части дворца, в которую иначе едва ли бы мне удалось попасть. А Дворцу даже такой эксперимент не повредил. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»
Это, конечно, о другом, но очень подходит.
Алёна РЫБАКОВА
Фото: Сергей КОВАЧЕВ