Home » Культура » Птица без зубов, или Хармс в Гатчине
Хармс

Птица без зубов, или Хармс в Гатчине

 Так случилось, что членам объединённой редакции – главному редактору и автору этих строк – удалось посмотреть лишь два фильма из восьми, заявленных на конкурс.

По иронии судьбы, оба они оказались на одном развороте Каталога Фестиваля: «Хармс» и «Холодное танго». О втором наши материалы вы уже читали. А вот с первым процесс застопорился: чего-то не хватало, чтобы закончить. Даже общения с режиссёром. Сегодня, 18 апреля, последний день работы Фестиваля. Сегодня мы узнаем победителя и призёров. А пока – ХАРМС.

Копродукция России, Литвы и Македонии в виде байопика «ХАРМС» с бюджетом в 1 млн нерублей хоть и не предоставила Гатчине «права первой ночи», достойно поучаствовала в конкурсном показе.

Режиссёр-дебютант игрового кино Иван Болотников  не новичок в кино. Документалист Болотников уже окунался в «омут» Хармса, сняв в 2005 году фильм  под названием «Чудо Даниила Хармса».

А со своим художественным «Хармсом» уже получил более чем достойные награды на двух фестивалях: именитый русский венгр Шандор Беркеши, оператор проекта, получил «Золотой Кубок» за эту работу на XX Международном кинофестивале в Шанхае, а на II Уральском открытом фестивале российского кино, что проходил в прошлом году в Екатеринбурге, он же вновь был отмечен за лучшую операторскую работу. Впрочем, ему не привыкать: я не стану здесь перечислять все награды и номинации Беркеша, добавлю лишь, что он вписался в более чем достойную команду. Где режиссёр ученик  Алексея Германа (старшего) и его верной спутницы Светланы Кармалиты выступил ещё и соавтором сценария. Последний был написан вместе с Сергеем Соловьёвым. Я подумал, что с тем самым (тем паче, что и в интернете есть несколько ошибочных материалов по этому поводу)! Подумалось, что Александр Баширов появился в фильме в небольшой роли соседа главного героя именно с его подачи. Ну, любит Соловьёв-главный незабвенного майора ВВС из легендарной «АССЫ»! Ан нет!

Соавтором сценария Болотникова выступил Сергей Леонидович Соловьёв, школьный учитель Ивана по русскому языку и литературе. Между прочим, Сергей Леонидович ученик самого Юрия Трифонова. И, кстати, тандем Болотников-Соловьёв взял второй «Золотой Кубок» на вышеупомянутом крупнейшем кинофестивале в Азии именно за лучший сценарий. А Художником-постановщиком картины именно так, с большой буквы! стал человек, от перечисления работ которого мурашки бегут по коже. Владимир Светозаров – один из ведущих художников кино Советского Союза и России. Достаточно перечислить всего 5 его работ из 53, чтобы вы поняли, вместе с каким Художником работал Иван Болотников: «Единственная», «Блондинка за углом», «Пацаны», «Собачье сердце», «Хрусталёв, машину!»… Мир его праху…

А что касается исполнителя титульной роли, то польский актёр и режиссёр Войцех Урбаньски, выпускник нашей петербургской театральной академии, завершает ударную группу, сделавшую хорошее кино на очень непростом материале. Я не оговорился хорошее кино. Не отличное. Но это не отменяет явных достоинств этой картины, с головой погружающей нас в довоенную ленинградскую жизнь, где физически ощущаешь странную и завораживающую прелесть питерских дворов-колодцев. А для тех, кто жил в ленинградских коммуналках (и автору этих строк) по прошествии времени скученный «тарабарский» быт уже не кажется чем-то диким и чуждым.

Что же касается участников «Объединения реального искусства», то хоть их образы прописаны схематично (за исключением Александра Введенского), именно в рахитичном Петербурге-Петрограде-Ленинграде должны были появиться ОБЭРИУты, чтобы добавить ещё один мазок в бесконечную палитру грандиозной затеи Петра Первого, которую мы зовём не иначе как Северная Пальмира.

Фильм рассказывает нам классическую биографию Даниила Ивановича Ювачёва.

Для любого поклонника творчества которого визуализация таковой настоящий подарок. Впрочем, в этом и есть проблема «чётвёрки», поставленной данной работе. Человек, которому классик советского абсурда, как минимум, не очень интересен, вряд ли после просмотра захочет открыть книгу его работ. Так получилось!..

Взяв себе творческий псевдоним «HARMS» (в переводе с английского масса неприятных «вредных» ассоциаций), Даниил Ювачёв становится над миром.

Думаю, что излишне вдаваться в глубокомысленные рассуждения о том КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ вообще можно было относительно долгое время быть над всем «НАД» в те годы. Даты жизни сюрреалиста Хармса: 1905 1942.

2 февраля 1942 в психиатрическом отделении больницы печально знаменитой тюрьмы «Кресты» он умер. От голода. В своём Ленинграде.

 

«Когда кто-нибудь переезжает в Москву, я, ленинградский патриот, воспринимаю это как личное оскорбление»

 

Где-то на Пискарёвском, Ленинградском кладбище, под камнем «1942» он и лежит.

Значительность личности поэта и эксцентрика Хармса стала видна лишь издалека.

Ван Гог при жизни не продал ни одной картины. Полагаю, что сегодня ему глубоко наплевать, сколько десятков миллионов долларов  теперь стоят его работы. Хармсу, думается, тоже наплевать, что про него снимают кино. Нам же интересны лаконичные до минимума декорации Ленинграда, предложенные режиссёром и художником. Возможно, чересчур лаконичные. Но яркие и стильные. Фильм очень вкусен и стильно сложен! Вообще, в Питере теперь снимать дорого. Но любому, обожающему Город белых ночей, локации понятны и привычны. И студийные съёмки, где на «прокейке» мы узнаём знакомые с детства виды. И сюр видов из окна, куда бесконечно смотрит Хармс. С маршами первых пятилеток и прочей атрибутикой тридцатых. Сам же Хармс, по своей сути, издёвка над здравым смыслом. Как и безумная затея Петра на северных болотах. Город и Хармс, Хармс и Город слились во взаимной любви. При этом холёному и лощёному денди в образе Шерлока Холмса (одна из любимых масок Поэта) легко, свежо и просторно. И его хроническое безденежье, чётко показанное в нескольких эпизодах, лучшим из которых является момент с запиской, где просьба дать взаймы ходит по кругу более финансово успешных коллег по цеху и не находит отклика в бодром прокуренном помещении редакции юмористического журнала, не умаляет желания последнего ПИСАТЬ. Врач психушки, осматривающая героя на предмет годности к службе в армии, на свой вопрос о профессии пациента услышав «Поэт», задаёт ему ещё один вопрос: «Это понятно. А чем Вы зарабатываете на жизнь?» Герой повторяет: «Я поэт. Я пишу»… Спустя годы Иосиф Бродский  на вопрос судьи «С чего Вы решили, что Вы поэт?» ответит коротко и просто: «Я думаю, что это от Бога».

Я думаю, что и с Хармсом всё было именно так. В фильме есть ещё один важный герой. Отец. Образ отца выписан уже традиционно лаконично, но достойно. Влияние, пусть и опосредованное, ощущаешь всего в нескольких мазках, когда камера следит за выражением лица умудрённого старца с пиететом и благоговением. И комната отца это тоже мир, в котором питается энергетика героя (Иван Павлович Ювачёв историческая личность. Именно народовольца Ювачёва знавший его Антон Павлович Чехов вывел в образе революционера в своём рассказе «Рассказ неизвестного человека». – С.К.). И путь отца, ставшего духовным писателем, не контрастирует с непечатавшейся заумью Хармса. Я более чем уверен, что и сегодня у Хармса были бы проблемы с публикациями. Можно всё. Но не всем. Не тем, кто НАД.

Озвучание фильма правильным русским языком, с едва заметным акцентом, польским режиссёром (всё-таки, в первую очередь) и актёром приносит в палитру картины ещё одну изюминку. Хороша находка с абсурдистскими скетчами из Хармса, перебивающими повествование. Несчастный Кузнецов, которому на голову падают бесконечные кирпичи и несчастные же соседи, зеваки и прочая публика, бесконечно выпадающие из окон… Всё это обрамление украшает историю.

 

«Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица»

 

Но фильм не даёт нам ответа на главный вопрос: «А был ли мальчик?». Хармс в сталинской стране Советов жил, творил, пил, любил и сумасбродил даже дольше положенного. По меркам того времени. А «откосив» от армии в конце 20-х, и не подумал записаться добровольцем, имея «белый билет», чтобы пойти и защитить свой обожаемый им же Ленинград. До 23 августа даты его ареста было предостаточно времени для этого шага. Впрочем, это сугубо моя точка зрения.

Четыре.                                                                                                                                                                                                                                                                 Сергей КОВАЧЕВ

 

 

More 1300 posts in Культура
Recommended for you
Масленица
Масленичные гулянья в Гатчинском районе

С 11 по 17 марта по России идёт широкая Масленица (далее…)