Продай твою мать, или Холодное Танго в Гатчине
Фильм открытия прошлогоднего, XXVIII, Сочинского «Кинотавра», от маститого Павла Чухрая, давно не нуждающегося в представлении, добрался до Гатчины изрядно побитым: он провалился в прокате, собрав в 10 раз меньшую кассу от стоимости затрат по его производству.
35 миллионов из освоенных 250 выделило Министерство культуры Российской Федерации. Но сказалась загвоздка в финальных титрах картины, которые появились уже ПОСЛЕ всяческих экспертиз и получения прокатной лицензии. В результате случилось то, что случилось: «Холодное танго» мэтра мало кто видел. И это история с номинантом «Оскара», «Золотого Глобуса» и «Феликса» (премии европейской киноакадемии), лауреатом и номинантом прочих престижных премий, включая главную «Нику-1997» за фильм «Вор»! Фактически, мы столкнулись, только уже в «капиталистическом» варианте, с пресловутым советским: «положить на полку». Не дали создателю «Водителя для Веры» зелёного света по части проката…
Так что титры? Титры сообщают нам итоги. В десятках тысяч. Того, что имело место на территории нынешней суверенной Литвы в период с 1940 по 1945 годы.
И вся боль, страдания и ужас происходящего, без, практически, ненужной рефлексии, на протяжении 107 минут экранного времени стучатся в висок и бьют наотмашь теми самыми финальными титрами:
«Во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 000 евреев. В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 000 литовцев. При освобождении Прибалтики от немецких войск погибло более 120 000 советских солдат».
Здорово, когда есть платформа для любого начинания. Для кино таковым является сценарий. Проще – ИСТОРИЯ. Всё остальное – дело техники, а, лучше мастерства. Книга замечательного писателя Эфраима Севелы, по мотивам повести которого «Продай твою мать», написанной в Иерусалиме в 1981 году, снят этот фильм, – не сомневаюсь, более чем достойна. Как и то, что делал Севела во многих своих ипостасях. Будь то сценарии к таким кинокартинам как «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным в главных ролях, или же «Годен к нестроевой», с Виктором Переваловым и Михаилом Пуговкиным. Будь то собственное кино в двух ролях – режиссёра и сценариста (по собственной книге) – «Попугай, говорящий на идиш». Будь то разноплановая проза, насыщенная неподражаемым еврейским юмором. Такая, как настоящий шедевр «Моня Цацхес – знаменосец». Павел Чухрай убрал традиционные для Севелы многоступенчатые размышления о судьбах еврейства как такового. Политический маятник середины прошлого века неумолимо качался из стороны в сторону. Евреи подлежали уничтожению, потому что они евреи. Литовцы в подавляющем большинстве не смогли простить русским присоединение к Советскому Союзу в 1940 году и поначалу встретили войска германского вермахта как своих освободителей от большевистского гнёта, с явным и неявным «удовольствием» поучаствовав в том, что станет потом частью Холокоста. В то же время, убедившись, что никакой независимости нацисты и не собирались им предоставлять, националисты уходят в партизаны и начинают борьбу сначала с гитлеровцами, а после их разгрома – уже и с Советской Армией. Последние «лесные братья» были уничтожены 10 лет спустя после нашей Победы…
На этом фоне история любви еврейского мальчика и литовской девочки, отец которой, к тому же, подвизался в «зондеркоманде», и занимался обработкой вещей и ценностей, изъятых у евреев, не могла закончиться хеппи-эндом для главных героев.
Это было понятно в самом начале, потому что литовская семья вселилась в дом, в котором ещё несколько дней назад жил мальчик со своей мамой и маленькой сестрёнкой. Сквозной линией через фильм проходит линия ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
Предательства героем, ради спасения собственной жизни, родной сестры. Во имя этой самой жизни, этот мальчик, держа в руках нож, вопреки канонам героического жанра, не посмеет наброситься на унтер-офицера армии оккупантов, насилующего, практически на его глазах, любимую, и услышит от неё это страшное слово – Предатель. Но пронеся свою любовь сквозь годы лишений военного и послевоенного времени, искупив, морально, свою вину за самый факт собственной жизни вопреки всему, он, в итоге, погибнет от рук «лесных братьев». Любимая пропадёт в «Архипелаге ГУЛАГа», но их дочь – литовки и еврея – в финале картины назовёт бывшего военного коменданта города, украинца, майора Красной Армии, дедом (блистательная роль в исполнении Сергея Гармаша). И поставит многоточие в бесконечной истории под названием «жизнь человеческая». На фоне опытной Юлии Пересильд, великолепно справившейся с главной ролью, Риналь Мухаметов, ученик Кирилла Серебренникова, был менее ярок. Впрочем, это не умаляет достоинств добротно спаянной ленты, созданной интернациональным коллективом, и снятой на месте действия повести Севелы.
Хотелось бы, чтобы эта работа послужила маленьким кирпичиком в плане исторического примирения Литвы и России. По сути, все – и литовцы и русские – стали жертвами, скажем прямо, гражданской войны. Когда все против всех. Брат – на брата, а сын – на отца. Когда красный террор не лучше фашистского. Когда… Много чего когда. Павлу Чухраю в России не простили завышенную, по мнению официальных историков, цифру выселенных при Сталине литовцев. Чуть ли не в два раза…
Может быть. Но история – штука гибкая. И часто, всё же, приблизительно-условная. Мы все об этом прекрасно знаем. Но даже если среди официальных 130 тысяч выселенных литовцев многие погибли в пути, эти цифры жестокости коммунистов меркнут перед геноцидом еврейского населения Литвы со стороны нацистской Германии. И это очень хорошо понимали члены съёмочной группы этой исторической драмы, в преимуществе своём – литовцы по национальности. Когда снимали это кино, созданное умелой рукой Мастера, Павла Чухрая, во многом благодаря первоисточнику – повести Эфраима Севелы, еврея по национальности, «в миру» – Ефима Евелевича Драбкина.
В этом году Писателю, родившемуся 8 марта 1928 года в Белоруссии, исполнилось бы 90 лет…
Спасибо им всем. Не знаю ничего о судьбе этого фильма в Литве. Подозреваю, что такая ПРАВДА в комплексе, а не в играх с чашами весов, не по нутру в современной, «независимой» Литве. Стране НАТО, задыхающейся от русофобии.
Найдите время для этого фильма. В мировой паутине он есть. Посмотрите. Ужаснитесь, если не зачерствели. Или просто подумайте о том, что всё уже было. И всё ходит по кругу. С желанием повториться. И мразь нацизма, пышным цветом благоухающая в современной Прибалтике, на «цветение» которой закрывает глаза «цивилизованная» Европа, и сползание к очередному «культу личности», пусть и не в крайних – пока? – его формах, в России (ну, не может Русь-Матушка без Царя-Батюшки!)…
А фильму – твёрдая пятёрка по школьной системе. По мнению гатчинских зрителей.
Сергей КОВАЧЕВ