Home » Культура » Продай твою мать, или Холодное Танго в Гатчине
Холодное танго

Продай твою мать, или Холодное Танго в Гатчине

 Фильм открытия прошлогоднего, XXVIII, Сочинского «Кинотавра», от маститого Павла Чухрая, давно не нуждающегося в представлении, добрался до Гатчины изрядно побитым: он провалился в прокате, собрав в 10 раз меньшую кассу от стоимости затрат по его производству.

35 миллионов из освоенных 250 выделило Министерство культуры Российской Федерации. Но сказалась загвоздка в финальных титрах картины, которые появились уже ПОСЛЕ всяческих экспертиз и получения прокатной лицензии. В результате случилось то, что случилось: «Холодное танго» мэтра мало кто видел. И это история с номинантом «Оскара», «Золотого Глобуса» и «Феликса» (премии европейской киноакадемии), лауреатом и номинантом прочих престижных премий, включая главную «Нику-1997» за фильм «Вор»! Фактически, мы столкнулись, только уже в «капиталистическом» варианте, с пресловутым советским: «положить на полку». Не дали создателю «Водителя для Веры» зелёного света по части проката…

Так что титры? Титры сообщают нам итоги. В десятках тысяч. Того, что имело место на территории нынешней суверенной Литвы в период с 1940 по 1945 годы.

И вся боль, страдания и ужас происходящего, без, практически, ненужной рефлексии, на протяжении 107 минут экранного времени стучатся в висок и бьют наотмашь теми самыми финальными титрами:

«Во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 000 евреев. В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 000 литовцев. При освобождении Прибалтики от немецких войск погибло более 120 000 советских солдат».

Здорово, когда есть платформа для любого начинания. Для кино таковым является сценарий. Проще ИСТОРИЯ. Всё остальное дело техники, а, лучше мастерства. Книга замечательного писателя Эфраима Севелы, по мотивам повести которого «Продай твою мать», написанной в Иерусалиме в 1981 году, снят этот фильм, не сомневаюсь, более чем достойна. Как и то, что делал Севела во многих своих ипостасях. Будь то сценарии к таким кинокартинам как «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным в главных ролях, или же «Годен к нестроевой», с Виктором Переваловым и Михаилом Пуговкиным. Будь то собственное кино в двух ролях режиссёра и сценариста (по собственной книге) «Попугай, говорящий на идиш». Будь то разноплановая проза, насыщенная неподражаемым еврейским юмором. Такая, как настоящий шедевр «Моня Цацхес знаменосец». Павел Чухрай убрал традиционные для Севелы многоступенчатые размышления о судьбах еврейства как такового. Политический маятник середины прошлого века неумолимо качался из стороны в сторону. Евреи подлежали уничтожению, потому что они евреи. Литовцы в подавляющем большинстве не смогли простить русским присоединение к Советскому Союзу в 1940 году и поначалу встретили войска германского вермахта как своих освободителей от большевистского гнёта, с явным и неявным «удовольствием» поучаствовав в том, что станет потом частью Холокоста. В то же время, убедившись, что никакой независимости нацисты и не собирались им предоставлять, националисты уходят в партизаны и начинают борьбу сначала с гитлеровцами, а после их разгрома уже и с Советской Армией. Последние «лесные братья» были уничтожены 10 лет спустя после нашей Победы…

На этом фоне история любви еврейского мальчика и литовской девочки, отец которой, к тому же, подвизался в «зондеркоманде», и занимался обработкой вещей и ценностей, изъятых у евреев, не могла закончиться хеппи-эндом для главных героев.

Это было понятно в самом начале, потому что литовская семья вселилась в дом, в котором ещё несколько дней назад жил мальчик со своей мамой и маленькой сестрёнкой. Сквозной линией через фильм проходит линия ПРЕДАТЕЛЬСТВА.

Предательства героем, ради спасения собственной жизни, родной сестры. Во имя этой самой жизни, этот мальчик, держа в руках нож, вопреки канонам героического жанра, не посмеет наброситься на унтер-офицера армии оккупантов, насилующего, практически на его глазах, любимую, и услышит от неё это страшное слово Предатель. Но пронеся свою любовь сквозь годы лишений военного и послевоенного времени, искупив, морально, свою вину за самый факт собственной жизни вопреки всему, он, в итоге, погибнет от рук «лесных братьев». Любимая пропадёт в «Архипелаге ГУЛАГа», но их дочь литовки и еврея в финале картины назовёт бывшего военного коменданта города, украинца, майора Красной Армии, дедом (блистательная роль в исполнении Сергея Гармаша). И поставит многоточие в бесконечной истории под названием «жизнь человеческая». На фоне опытной Юлии Пересильд, великолепно справившейся с главной ролью, Риналь Мухаметов, ученик Кирилла Серебренникова, был менее ярок. Впрочем, это не умаляет достоинств добротно спаянной ленты, созданной интернациональным коллективом, и снятой на месте действия повести Севелы.

Хотелось бы, чтобы эта работа послужила маленьким кирпичиком в плане исторического примирения Литвы и России. По сути, все и литовцы и русские – стали жертвами, скажем прямо, гражданской войны. Когда все против всех. Брат на брата, а сын на отца. Когда красный террор не лучше фашистского. Когда… Много чего когда. Павлу Чухраю в России не простили завышенную, по мнению официальных историков, цифру выселенных при Сталине литовцев. Чуть ли не в два раза…

Может быть. Но история штука гибкая. И часто, всё же, приблизительно-условная. Мы все об этом прекрасно знаем. Но даже если среди официальных 130 тысяч выселенных литовцев многие погибли в пути, эти цифры жестокости коммунистов меркнут перед геноцидом еврейского населения Литвы со стороны нацистской Германии. И это очень хорошо понимали члены съёмочной группы этой исторической драмы, в преимуществе своём литовцы по национальности. Когда снимали это кино, созданное умелой рукой Мастера, Павла Чухрая, во многом благодаря первоисточнику повести Эфраима Севелы, еврея по национальности, «в миру» Ефима Евелевича Драбкина.

В этом году Писателю, родившемуся 8 марта 1928 года в Белоруссии, исполнилось бы 90 лет…

Спасибо им всем. Не знаю ничего о судьбе этого фильма в Литве. Подозреваю, что такая ПРАВДА в комплексе, а не в играх с чашами весов, не по нутру в современной, «независимой» Литве. Стране НАТО, задыхающейся от русофобии.

Найдите время для этого фильма. В мировой паутине он есть. Посмотрите. Ужаснитесь, если не зачерствели. Или просто подумайте о том, что всё уже было. И всё ходит по кругу. С желанием повториться. И мразь нацизма, пышным цветом благоухающая в современной Прибалтике, на «цветение» которой закрывает глаза «цивилизованная» Европа, и сползание к очередному «культу личности», пусть и не в крайних пока? его формах, в России (ну, не может Русь-Матушка без Царя-Батюшки!)…

А фильму твёрдая пятёрка по школьной системе. По мнению гатчинских зрителей.

Сергей КОВАЧЕВ

More 1300 posts in Культура
Recommended for you
Масленица
Масленичные гулянья в Гатчинском районе

С 11 по 17 марта по России идёт широкая Масленица (далее…)